Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 860

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
391 увлечься конструкторской деятельностью, но и развить свои творческие и интеллектуальные способности.
Второе условие. Включение Lego-конструирование в различные виды деятельности. Данное условие является очень важным в развитие интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста.
Например, можно использовать Lego-конструкторы при проведении занятий по
ФЭМП, где дети будут складывать и вычитать блоки Lego, а также изучать геометрические фигуры и пространственную ориентацию. Также Lego- конструирование может быть включено в игры на развитие логического мышления, где дети будут решать различные задачи и головоломки с использованием Lego-деталей. Кроме того, Lego-конструирование может быть использовано для развития социальных навыков и коммуникативных способностей детей, например, при проведении коллективных проектов по созданию больших конструкций.
Включение Lego-конструирования в различные виды деятельности помогает детям лучше понимать, как можно использовать конструкторы в повседневной жизни, и развивает их творческие и интеллектуальные способности в разных сферах.
Третье условие. Организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства. Как и упоминалось ранее, включение Lego-конструирования в коллективные проекты и игры помогает развивать социальные и коммуникативные навыки детей, а также учиться работать в команде. Важно создавать дружественную и равную атмосферу, в которой каждый ребенок может выразить свои идеи и предложения. Также важно учитывать интересы каждого ребенка и давать возможность выбирать темы и задания, которые им нравятся.
Таким образом, Lego-конструирование – это эффективный способ развития творческого мышления у старших дошкольников. При конструировании с помощью наборов Lego, дети могут свободно экспериментировать, создавать свои уникальные конструкции и выражать свою фантазию. Это позволяет

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
392 развивать их творческие способности, а также улучшать их пространственное воображение, логическое мышление, умение решать задачи и навыки дизайна.
Однако, для достижения максимальной эффективности, важно выбирать задания, соответствующие возрасту и интересам ребенка, а также обеспечивать безопасность при работе с материалами.
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   53

Список использованной литературы
1.
Гоголева, В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет / В. Г. Гоголева.– Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2010. –56 с.
2.
Гучанова, А. С. Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников / А. С. Гучанова. — Текст : электронный // Молодой ученый. —
2019. — № 11 (249). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57211/ (дата обращения: 13.04.2023).
3.
Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Парамонова // Дошкольное образование. -
2008. - No17, 18 (233). –С. 78-85.
4.
Родина, Е. А. Формирование творческой активности детей дошкольного возраста средством конструкторов LEGO / Е. А. Родина. – Текст : электронный // Материалы XI
Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум-
2019» : [сайт] – URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016093/ (дата обращения:
13.04.2023).
5.
Фешина, Е. В. LEGO конструирование в детском саду : пособие для педагогов / Е. В.
Фешина. — Москва : Сфера, 2011. — 345 с.
6.
Шайдурова, Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. — Москва : ТЦ Сфера, 2008. – 145 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
393
УДК 376.37:37.026.9
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Самдан Дарина Ольгаевна
старший преподаватель кафедры теории и методики языкового образования и логопедии,
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл
Хертек Солангы Аясовна
студентка Кызылского педагогического института
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл
Монге Буяна Кан-ооловна
студентка Кызылского педагогического института
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл
Янбу Буяна Васильевна
студентка Кызылского педагогического института
ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл
Аннотация. В настоящее время заиканием страдает по разным данным до 3% населения.
Особенно важна коррекция заикания у детей, поскольку это способствует успешному развитию и адаптации в обществе. Заикание создает трудности в общении и может повлечь за собой социальную изоляцию. Поэтому необходимо обращаться за помощью в специализированные центры.
Ключевые слова: заикание, арт-терапия, логопсихокоррекция, интергративные технологии.
Целью данного исследования является оценка эффективности комплексного подхода в логопсихокоррекции заикания, основанного на применении арттерапевтических технологий.
Объектом исследования является процесс логопсихокоррекции, а предметом - комплексный подход, включающий в себя междисциплинарную связь логопедии с арт-терапией.
Предмет исследования - использование комплексного подхода в логопсихокоррекции заикания с применением арттерапевтических технологий.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по преодолению заикания будет эффективной, если: за основу взят комплексный подход, а занятия основаны на междисциплинарной связи логопедии с другими науками, в том числе с элементами арт – терапии.
Задачи исследования:


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
394 1. Рассмотреть особенности комплексного устранения заикания средствами интегративных технологий.
2. Проанализировать возможности арт-терапии, как инновационной технологии при заикании.
3. Разработать комплексные занятия, включающие элементы арт-терапии, направленные на преодоление заикания у детей дошкольного возраста
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; наблюдение.
Заикание – это расстройство речи, которое характеризуется прерыванием или повторением звуков, слов или фраз. Оно может негативно влиять на качество жизни человека, затрудняя общение и социальную адаптацию. В лечении заикания, комплексный подход, включающий в себя логопсихокоррекционные техники и арттерапевтические методы, является очень эффективным.
Логопсихокоррекция - это комплекс мероприятий, направленных на устранение психологических факторов, которые могут стать причиной или усиливателем заикания. Этот подход не только помогает решить логопедическую задачу, но и дает достаточно эффективные результаты в решении психиатрических и психологических проблем человека.
Отечественные и зарубежные ученые изучают причины и механизмы заикания на протяжении многих лет. Учитывая их взгляды на этот вопрос, можно сделать вывод, что механизмы заикания неоднозначны. Однако в любом случае следует отметить, что физиологические и психологические нарушения неразрывно связаны между собой. Для решения проблемы заикания необходим комплексный подход. Помимо комплексного подхода, каждый логопед стремится найти приемы, методы и средства, с помощью которых первый шаг заикающегося к свободе речи может быть перенесен из узкой, специфической для заикания сферы обстоятельств в естественную среду общения с окружающими его людьми.
Интегративные технологии, включающие комбинированные методы психологии с элементами логопедии, арт-терапии, используемые в данной

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
395 методике, представляют собой единый компонент, единый комплекс, что эффективно влияет на смешанную структуру заикания при ее устранении [6].
Метод групповой библиотерапии - средство, с помощью которого можно продуктивно творчески осуществлять функциональные тренировки (тренировки речи), опосредовано встроенные во всю логопсихотерапевтическую работу, и, таким образом, формировать и закреплять ситуационную и спонтанную речь, развивать её диалогические формы, требующие большой скорости импрессивно- экспрессивных реакций. Идею использования библиотерапии Ю.Б. Некрасова почерпнула в работах А.М. Миллер и И.З. Вельвовского [2].
Метод групповой символотерапии – для реализации данного приема используется специальная знаковая система оценок, благодаря которой отмечается чем отличился каждый пациент на конкретном занятии, чего добился.
Причем оценивание происходит не только руководителем группы, но и каждый участник группы может высказать свое мнение об успехах другого. Такая система оценок является накопительной, так как все полученные каждым участником символы прикрепляются на магнитный плакат с символическим изображением хода коррекционного процесса, что позволяется обратить внимание каждого участника группы на то, что он не получал оценок-символов за свои слабые места. Таким образом, символические оценки в виде бонусов являются стимулом для осознания и понимания как своих наличных достижений и успехов, так и практических задач, над которыми надо работать более интенсивно [3].
Музыкальная терапия является эффективным способом улучшить состояние пациента. Запись слуховых сигналов внутри мозга помогает избежать заикания, а контроль над темпом и громкостью музыки позволяет клиенту получить дополнительный контроль над своей речью и эмоциональным состоянием.
Сказкотерапия – является самым древним психологическим и педагогическим методом. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
396 совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные (Э. Фромм, Э. Берн, Э.
Гарднер, А. Манегетти) и отечественные психологи (М. Осорина, Е. Лисина, Е.
Петрова, Г. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.) [7].
Театрализованные техники, в первую очередь игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игре дети могут быть творческими и находить новые способы решения проблем. Театрализация позволяет детям выступать на сцене и изображать персонажей, открывая свои таланты и знания. Развиваясь через игру и театрализацию, дети становятся более уверенными и успешными в жизни.
Арт-терапия, как инновационная технология при заикании
Во всех областях арт-терапии изобразительное искусство рассматривается как средство интеграции и реинтеграции личности. Детские психологи рассматривают терапию изобразительным искусством как средство эмоционального и образовательного развития. Образовательная направленность арт-терапии имеет неклиническую ориентацию и ориентирована на потенциально здоровых людей.
Термин "арт-терапия" в научной и педагогической трактовках понимается как обращение к эмоциональному благополучию и психологическому здоровью личности посредством художественной деятельности.
Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы [5].
Арт-терапевтические занятия эффективны для заикающихся детей. Арт- терапия позволяет корректно помочь заикающимся детям. Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
397 специалистов. Среди основоположников называют такие имена, как Ф. Гудинаф,
Г. Кершенштейнер, А. Кларк, М. Линдстрем и др. Различные аспекты исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Л.С.
Выготский, О.И. Галкина и др.
В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью [9].
Патологии развития детской речи часто обнаруживаются дошкольным возрасте и могут проявляться по-разному, но непременно при сохраненном слухе и интеллекте. Современные методы лечения строятся на стимулировании самовыражения, это помогает пациентам не только развиваться, но и избавляться от напряжения и скованности. Занятия с логопедом помогают детям с задержкой речи адаптироваться в обществе и укрепить уверенность в себе.
Основные направления: изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины; библиотерапия, или чтение; музыкотерапия (подвид – ритмика) имаготерапия, как театрализованное представление; сказкотерапия; кинезитерапия; ролевые игры; игры с песком; хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.
Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаго терапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.
В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части: невербальная, творческая, неструктурированная, а также вербальная, формально более структурированная [10].
Таким образом, арт-терапия - это эффективный способ борьбы с заиканием.
Она помогает создать положительный настрой, улучшить коммуникацию, преодолеть языковой барьер и позволяет выразить свои проблемы или фантазии


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
398 в невербальной форме. Терапия также помогает проработать мысли и эмоции, которые ребенок скрывает, повышает адаптационные способности и уменьшает негативные эмоции.
Эффективность проведения комплексных занятий, включающих
элементы арт-терапии, направленных на преодоление заикания у детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Когда ребенок начинает посещать школу, заикание, которое уже существовало до начала обучения, усиливается. Он всегда беспокойный, возбуждение преобладает над торможением, его моторные движения нестабильны, ему трудно распознавать материал урока, выполнять задания и концентрироваться в разговоре со сверстниками. Они часто стесняются своей речи и боятся выглядеть нелепо перед окружающими. Из-за этого могут возникать проблемы во взаимодействии с другими людьми, что становится причиной социальной изоляции. Важно помочь таким людям не только справиться с физическими проявлениями заикания, но и с психологическим дискомфортом, который они испытывают.
Естественной речи невозможно достичь, имея неуравновешенную нервную систему и напряженные мышцы. Однако заикание, как расстройство, требует лечения. Арт-терапия может помочь на логопедических занятиях, расслабив мышцы и нервы, что способствует эффективному лечению заикания.
Рисование для детей – это не только возможность выразить свои эмоции и фантазии, но и способ научиться анализировать окружающую реальность.
Рисунки малышей позволяют специалистам оценить их умственные способности и уровень психической зрелости. Поэтому рисование для детей является важным аспектом в развитии личности.
При использовании методов арт-терапии в классе следует учитывать живость и богатство воображения ребенка. Для этого необходимо создавать позитивную и творческую атмосферу, которая будет стимулировать интересы детей и их воображение. Только в таких условиях дети смогут открыться и проявить свои творческие способности, получая при этом позитивные эмоции и

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
399 чувство расслабления. Особое внимание следует уделять также созданию благоприятных условий для физической активности, так как это, помимо всего прочего, помогает улучшить работу мозга и общее состояние организма.
Учащиеся изучают технику правильной речи, развивая речевое дыхание, артикуляцию, ритм и грамматику, что дает им возможность легко общаться, повышать свою самооценку и уверенность. Этот процесс особенно важен для детей, страдающих заиканием, так как он помогает им преодолеть проблемы с речью и улучшить качество жизни.
Выводы. Это исследование показывает, насколько важно использовать многогранный подход и находить новые решения проблем целостного развития и укрепления личности ребенка, что жизненно важно для успешного лечения заикания. Комплексный подход – это подход, который затрагивает все аспекты и причины языковой дисфункции и позволяет более широко и глубоко проанализировать исходные данные ребенка, подобрать и разработать комплекс мероприятий и попутно модифицировать поведение.
Одной из основных задач логопеда при таком подходе является бережное воспитание способности ребенка проявлять гибкость, внимательность и чуткость, коммуникативные навыки, уверенность и доверие к окружающим, чтобы помочь ребенку реализовать свой потенциал. Это довольно трудная и сложная задача как для логопеда, так и для пациента. Правильное отношение, твердость и терпение в исправлении заикания повысят вероятность успеха в преодолении речевых и языковых трудностей.
В исследовании рассматривались возможности применения арт- терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции заикания.
Занимаясь творчеством, ребенок уступает место собственным чувствам, желаниям, мечтам. Он понимает окружающую действительность, ее возможности, моделирует отношения и выражает различные эмоции, в том числе негативные, негативные. Поэтому методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций, коррекции заикания и неврозов.