Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1022

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список использованной литературы
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки магистратуры «Образование и педагогика».-
Текст
: электронный
//
ФГОС
:
[сайт].

URL: http://www.fgosvpo.ru/index.php?menu_id=8&menu_type=7&parent=6&direction_id=34
(дата обращения: 07.05.2023)
2.
Смолянинова, О. Г. Развитие профессиональной мобильности студентов средствами электронного языкового портфолио / О. Г. Смолянинова, Е. М. Назаренко // Сибирский педагогический журнал. — 2019. - № 9. - С. 65-77.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
382
УДК 37.015.3:159.922.72
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВОСПИТАННИКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ В
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ
Потехина Любовь Сергеевна,
магистрант
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», город Архангельск,
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема адаптации воспитанника с интеллектуальны нарушением к систематическому обучению. Автором рассматривается психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации воспитанника с интеллектуальным нарушением
Ключевые слова: воспитанник с интеллектуальным нарушением, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, систематическое обучение, психолого-педагогическое сопровождение.
В последние годы в Российской Федерации на законодательном уровне было принято ряд мер по интеграции людей с различными психологическими состояниями в общество. Одной из целей Государственного образовательного стандарта Российской Федерации является гарантия равных возможностей для полноценного развития всех детей в процессе обучения.
Начало систематического обучения – серьезное испытание для детей, связанное с резким изменением всего образа жизни.
Систематическое обучение предполагает адаптационный период в процессе, которого происходит изменения познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер обучающегося. На самом деле, адаптация – это естественное состояние человека, когда он привыкает к новым условиям жизни, деятельности, социальным контактам и ролям.
Цель статьи – исследование проблем адаптации воспитанника с интеллектуальны нарушением к систематическому обучению. Для любого первоклассника, приходящего в образовательное учреждение впервые, адаптация к систематическому обучению является довольно сложным процессом, а тем более для ребенка с интеллектуальным нарушением.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
383
Необходимо отметить, что поступающие в первый класс специальной
(коррекционной) школы ребята имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции, у многих наблюдаются стойкие речевые нарушения и другие интеллектуальные дефекты.
Многие дети с особенностями развития здоровья не имеют опыта посещения дошкольного учреждения в силу этого дети не имеют навыков общения в коллективе детей. В большинстве случаев такие первоклассники не приучены к элементарным навыкам самообслуживания. Приходя в образовательное учреждения обучающиеся не понимают элементарных режимных моментов.
Актуальность психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассника обозначена тем, что систематически в специальном коррекционном учебном заведении в новом учебном году повышается количество детей с интеллектуальным нарушением, которые испытывают трудности в обучении, общении и вхождение в школьный коллектив.
Показателем трудности в адаптации к систематическому обучению является изменения в поведении ребенка. Примерами служат апатия, депрессия, чувство страха, нежелание ходить в учебное заведение.
Первостепенным на этапе адаптации является включение обучающегося с интеллектуальным нарушением в социальное пространство. Данный процесс должен регулироваться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, и пройти, так чтобы вызвать минимум дискомфорта у первоклассника.
Термин «адаптация» от латинского adaptio – приспособление впервые ввел немецкий физиолог Х. Аубертом во второй половине XIX века. По мнению О.В.
Буховцевой, первоначально данная дефиниция употреблялась в рамках биологической науки с целью обозначения приспособления строения и функций организма, его органов к условиям среды, направленного на сохранение гомеостаза.
Намного позже понятие адаптация стало использоваться для обозначения процесса и результата приспособления человека к условиям

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
384 общественной среды, который находиться в зависимости от биологических и социально – психологических условий.
Понятие «адаптация к школьному обучению» вошло в науку с целью описания различных проблем и трудностей, возникающих у обучающихся в связи с обучением.
По воззрению М.Р. Битяновой [2] приспособление ребенка к школе значит в первоочередном порядке, адаптацию его к новому функционированию это выполнение учебных и социальных требований, принятие на себя ролевых обязательств школьника. Конечно, что такое приспособление происходит не только лишь на внешнем уровне, но и на внутреннем, личностном. Это имеет место быть, в том собственно, что формируются конкретные установки, личностные характеристики, которые делают ребенка старательным и успешным учеником. В результате, приспособленный обучающийся, характеризуется приспособленностью к полноценному личностному, физиологическому и умственному развитию в определенной педагогической среде.
Исследуя школьную адаптацию обучающихся в начальных классах с интеллектуальными нарушениями, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский,
И.В. Дубровина и В.С. Мухина связывали проблему адаптации со сменой ведущего вида деятельности, а именно с игровой на учебную. Этот процесс рассматривается как механизм защиты от новых внешних воздействий на ребенка (предъявляемые социальные условия и требования, установление новых коммуникативных связей, иной режим жизнедеятельности) [3].
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.М. Тромбах, Т.В. Дорожевец выделяют объективные и субъективные различия адаптации. К объективным относят успешность и продуктивность деятельности, к субъективным – самочувствие, эмоциональное состояние, активность, стабильность психофизиологического состояния индивида.
Разрабатывая свою классификацию показателей приспособленности ребят к систематическому обучению в школе, Д.Ю. Соловьева основывалась на


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
385 всевозможных многоуровневых структурах адаптации ребенка к школе, представленных З.Л. Шинтаревой. В.М. Матюхиной, Л.А. Ясюковой.
Классификация показателей приспособленности ребенка к систематическому обучению:
1) организационная адаптация – это приспособление к новой организационной системе жизни. Она отражает принятие ребенком нового социального положения школьника.
2) адаптация к обучению и мотивация. Формирование системы учебной мотивации является одним из необходимых условий успешной учебной деятельности на протяжении всего учебного периода;
3) психологическая адаптация отражает состояние эмоциональной сферы ребенка во время учебной деятельности и общее психологическое здоровье школьника.
4) социальная адаптация выявляет поведенческие особенности ребенка в процессе систематического обучения в школе, устанавливает контакт с учителем и одноклассниками.
Сочетание этих признаков характеризует уровень адаптированности ребенка в школе, а отклонения от любого из этих признаков указывает на дезадаптацию или на риск появления ее. Если психофизическое развитие обучающегося в норме, то вариации дезадаптации либо не возникают вообще, либо проявляются по одному из вышеперечисленных показателей и могут быть быстро и адекватно компенсированы при соответствующем психолого- педагогическом подходе. В случае обучающихся с особыми потребностями в развитии трудности в адаптации к систематическому обучению проявляются в результате сочетания двух или более факторов. Она наиболее выражена у учащихся с нарушениями интеллекта. Поэтому особое значение при обучении таких обучающихся особенно важен процесс диагностики и коррекции дезадаптивного поведения абсолютно во всех сферах образовательного процесса.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
386
С целью минимизации негативных проявлений у обучающихся с интеллектуальным нарушением возникает потребность в создании специфических психолого-педагогических условий. В связи с этим современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с данной категорией обучающихся.
Получается одна из основных проблем в образовании для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается в поиске оптимальных путей развития ребят с особыми потребностями. Эта проблема решается комплексно, с учетом индивидуальных различий в развитии ребенка. До сих пор вопрос научно обоснованных стратегий психолого-педагогического сопровождения, учитывающих как индивидуальные особенности учеников, так и образовательную компетентность родителей, раскрыт недостаточно.
Следовательно, с вышесказанным, можно рассмотреть вопрос о психолого- педагогическом сопровождении адаптации к систематическому обучению обучающегося как актуальным.
Список использованной литературы
1.
Адаптация детей. Проблемы и поиск решений / сост. Е. А. Долженко – Москва : Учитель,
2015. – 32 с.
2.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. –
Москва : Совершенство, 2016. – 298 с.
3.
Казакова, Е. И. Сопровождение развития – новая образовательная технология / Е. И.
Казакова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка : учеб. пособ. – Санкт- Петербург., 2001. – С 9 – 14.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
387
УДК 373.2-053.5
LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рязанова Зоя Борисовна, аспирант,
ФГУ ВПО «Чувашский государственный педагогического университета им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары
Научный руководитель: Хрисанова Елена Геннадьевна, доктор пед. наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и философии
ФГУ ВПО «Чувашский государственный педагогического университета им. И. Я. Яковлева» г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлен обзор научных трудов по изучению вопроса развития творческого мышления у дошкольников средствами Lego-конструирования. Выделены преимущества использования Lego-конструирования, а также сформированы три условия, позволяющих эффективно использовать Lego-конструирование на занятиях с дошкольниками.
Соблюдение этих условий позволяет использовать Lego-конструирование для развития различных навыков и способностей у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: Lego-конструирование, дошкольники, творческое мышление, конструирование, робототехника.
В современной практической педагогике используются различные способы развития творческого мышления у детей. Разные виды детской деятельности могут помочь развить творческий потенциал ребенка. Например, занятия рисованием, лепкой, музыкой и танцами могут способствовать развитию детского воображения и творческого мышления.
Также, занятия конструированием, робототехникой и программированием могут помочь развить логическое мышление и пространственное воображение у детей.
Конструирование с использованием Lego-конструкторов позволяет детям проявлять свою фантазию и творческий потенциал, а также развивать пространственное воображение и логическое мышление. При работе с Lego- конструкторами дети учатся решать задачи, осуществлять проектирование и конструирование, а также работать в команде. Эти навыки могут быть полезными для дальнейшего обучения и жизненных ситуаций.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
388
По мнению специалистов, Lego-конструирование является базовым видом творческой деятельности, в котором дети могут проявить свою фантазию и развить пространственное воображение, логическое мышление и умение работать в команде [1]. При работе с Lego-конструкторами дети учатся проектировать и конструировать, решать задачи и развивать навыки анализа и синтеза. Эти навыки могут быть полезными для дальнейшего обучения и жизненных ситуаций.
Преимущества
Lego-конструкторов, выделенные исследователем
Н.Ю. Лавкиной, могут включать в себя [5].
1. Развитие пространственного мышления и воображения.
2. Развитие логического мышления и умения решать проблемы.
3. Развитие творческого мышления и способности к самовыражению.
4. Развитие умения работать в команде и сотрудничать.
5. Развитие навыков проектирования и конструирования.
6. Способствование развитию моторики и координации движений.
Эти преимущества подтверждают значимость Lego-конструкторов в развитии различных аспектов детского мышления и способностей.
Исследователь Е. В. Фешина, в своих научных трудах, говорит о том, что
Lego-конструкторы дают детям дошкольного возраста возможность свободно выражать свою фантазию и творческие способности при конструировании и создании различных объектов [3]. Это позволяет детям развивать свои навыки и способности в процессе игры и экспериментирования, что может быть особенно важно для развития детей дошкольного возраста.
Для дошкольников старшей группы существует несколько видов Lego- конструкторов, которые могут быть подходящими для развития их навыков и способностей. Например, серия конструкторов Duplo от Lego предназначена для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет и содержит большие детали, которые легко собирать и разбирать, что может быть особенно важно для маленьких детей.
Конструкторы серии Lego WeDo также могут быть подходящими для дошкольников старшей группы, так как они содержат более сложные детали и


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
389 задания, но все еще довольно просты в использовании и не требуют особых навыков. Кроме того, существуют специальные серии конструкторов Lego для детей, которые могут быть интересны для дошкольников, такие как Lego Friends,
Lego City и Lego Ninjago. Важно выбирать конструкторы, соответствующие возрасту и интересам ребенка, чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие его навыков и способностей.
Практическая значимость Lego-конструкторов играет важную роль в развитии мышления дошкольников старшего возраста. Конструирование по схемам помогает детям улучшить свои навыки пространственного мышления, логического мышления и умения решать проблемы. Кроме того, конструирование по схемам также может помочь детям развивать свои навыки чтения и понимания инструкций, что может быть полезно для их будущего обучения.
При обучении с использованием Lego-конструирования можно решать образовательные задачи, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Например, Lego- конструирование может быть использовано для развития навыков социально- коммуникативного развития, таких как умение работать в группе и сотрудничать с другими детьми. Кроме того, может быть использовано для развития навыков математического мышления, таких как умение считать и распределять объекты по группам в соответствии с определенными параметрами. Также Lego- конструирование может быть использовано для развития навыков речевого развития, таких как умение описывать свои действия и просить помощи у других детей и взрослых. Важно выбирать задания и материалы, соответствующие возрасту и интересам ребенка, чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие его навыков и способностей в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Специалисты в области педагогики и развития детей дошкольного возраста считают, что для эффективного использования Lego-конструирования

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
390 необходимо соблюдать определенные условия, которые способствуют развитию интеллектуальных и конструктивных способностей детей. Е. В. Фешина выделяет три таких условия [4].
1. Работа с материалом должна быть свободной и не иметь жестких правил, что позволяет детям проявлять свою фантазию и креативность.
2. Дети должны иметь возможность самостоятельно выбирать материалы и инструменты для работы, что развивает их самостоятельность и ответственность.
3. Работа с материалом должна быть организована с учетом возрастных особенностей детей и их интересов, что позволяет поддерживать интерес к деятельности и способствует эффективному обучению.
Соблюдение этих условий позволяет использовать Lego-конструирование для развития различных навыков и способностей у детей дошкольного возраста.
Проанализировав научную литературу, нами были сформированы три условия, позволяющих эффективно использовать Lego-конструирование на занятиях с дошкольниками.
Первое условие. Создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности и развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Это можно осуществить, например, путем создания специальных игровых зон, где дети смогут свободно экспериментировать с различными материалами и инструментами, в том числе и с Lego-конструкторами. Важно также обратить внимание на выбор конструкторов для детей дошкольного возраста. Необходимо выбирать конструкторы, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей, не будут иметь мелких деталей и будут безопасны в использовании.
Подобная среда для Лего-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные Лего-конструкторы; аналоги Лего-конструкторов; компьютерное и информационное оборудование
(ноутбук, проектор или цифровая доска); дидактические материалы по Лего- конструированию [2]. Создание такой среды, способствующей развитию конструкторских навыков и способностей у детей, поможет им не только