Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1029
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
400
Список использованной литературы
1.
Белякова, Л. И. Заикание : учебное пособие для студентов / Л. И. Белякова. – Москва :
Академия, 2019. – 304 с.
2.
Ефремова, А. В. Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками / А. В. Ефремова, А. Е. Петрова, Н. И. Белова //
Образование и воспитание. – 2019. – № 5. – С. 9-13.
3.
Жегурова, О. А. Арт-терапия в профилактической и лечебной работе / О. А. Жегурова,
Е. А. Потемкина. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2019. – 120 с.
4.
Киселева, М. В. Арт-терапия / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 368 с.
5.
Кирбитова, Л. Г. Реализация комплексного подхода к преодолению заикания / Л. Г.
Кирбитова // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г.
Чита, декабрь 2011 г.). – Чита : Молодой ученый, 2011. – С. 161-164.
6.
Кузьмина, Т. В. Танцевальная программа для заикающихся детей / Т. В. Кузьмина, Х. О.
Хачатрян // Образование и воспитание. – 2015. – № 4. – С. 48-50.
7.
Копытин, А. И. Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг / А. И.
Копытин. – Москва : Когито-Центр, 2017. – 288 с.
8.
Седова, Н. В. Методика коррекции заикания у детей 4–6 лет / Н. В. Седова, О. Ю.
Царапкина, М. К. Шувалова // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 535-538.
9.
Сыс, Л. А. Характеристика коммуникативного контроля и коммуникативных склонностей заикающихся подростков и взрослых // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. –
Симферополь, 2020 – С. 458-462.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
401
УДК 378.14:7.03
СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД» В СИСТЕМЕ
ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Сёмина Наталия Борисовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры искусства, новейших дизайн- технологий и художественного образования
Высшая школа дизайна и архитектуры,
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск
Аннотация. Автор анализирует теоретическую и практическую базу учебного курса
«История художественной культуры Кавказских Минеральных Вод
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 ... 53
», которая изучается студентами по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль
«Изобразительное искусство», «Дизайн» и «Архитектурное проектирование».
Ключевые слова: художественная культура, рабочая программа, региональный компонент, изобразительное искусство, Кавказские Минеральные Воды, Россия.
Дисциплина
«История художественной культуры
Кавказских
Минеральных Вод (КМВ)» была введена и апробирована в Высшей школе дизайна и архитектуры Пятигорского государственного университета в 2020 году и продолжает оставаться востребованной при обучении будущих специалистов в сфере дизайна и архитектуры.
Цель исследования – анализ теоретической и практической базы учебного курса «История художественной культуры Кавказских Минеральных Вод»,
«История художественной культуры КМВ» относится к предметам базовой части образовательной программы специализации «Дизайн» и «Архитектурное проектирование». «История художественной культуры КМВ» базируется на знаниях, приобретенных студентами ранее, в процессе обучения в художественных школах или в других специальных учебных заведениях, ориентированных на приобретение профессии творческих профессий.
Кроме того, данный кyрc тесно связан с изучением таких дисциплин, как- то: «Стилевые решения в дизайне», «История искусств», «Семиотика архитектуры и дизайна», введённых с первого курса вузовского обучения.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
402
Таким образом, основная теоретическая искусствоведческая база является ключом и стержнем для включения региональной историко-художественной компоненты, необходимой для будущего специалиста.
Цель курса «История мировой художественной культуры КМВ» заключается в том, чтобы познакомить студентов с методами исторического изучения искусства уникального региона России, основными направлениями, стилями, художниками и произведениями. Для достижения поставленной цели реализуется целый комплекс задач, среди которых:
- формирование у студентов общих представлений о методах исторического изучения искусства зарубежных стран и России;
- понимание общих представлений об основных существовавших направлениях и стилях (включая знание их хронологических и географических рамок) искусства, художниках и произведениях от древности до наших дней.
Овладение студентами навыками:
- анализа произведений графики, живописи, архитектуры и скульптуры;
- проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.
Кавказские Минеральные Воды – один из интересных и ярких регионов
России, имеющий славную историю, неразрывно связанную с Северным
Кавказом как многонациональным и поликонфессиональным пространством. Да и сегодняшняя социокультурная ситуация наглядно иллюстрирует причудливый, динамичный, а порой и насыщенный драматизмом процесс переплетения многочисленных культур. В нашем вузе традиционно обучаются представители всех республик Северного Кавказа, что подчёркивает актуальность и востребованность данного предмета [5, с. 348].
Многоаспектность диктует и высокую степень междисциплинарности, позволяя обогатить учебный процесс разнообразной палитрой гуманитарных, художественно-эстетических дисциплин и спецкурсов.
Кроме того, содержательные аспекты национально-регионального компонента могут быть реализованы через обогащение и обновление
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
403 федерального компонента содержания образования на базе местного материала [2, с. 90].
Данный подход позволит, не впадая в этноцентризм и традиционное краеведение, помочь студентам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций в контексте отечественного и мирового искусства, яснее представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Кавказа и России.
Исходя из этого и была составлена программа курса (общий объём – 72 часа), включающая изучение художественного творчества авторов, представивших в своих работах Кавказские Минеральные Воды, с начала XIX века и по сегодняшний день. Методология дисциплины опиралась прежде всего на принцип историзма, позволив вычленить в содержательной части несколько блоков.
1. Становление региональной культурной политики на Кавказских
Минеральных Водах в первой половине XIX века. Особенность развития художественных процессов.
2. Содержание и развитие художественной культуры КМВ во второй половине XIX века.
3. История развития художественной культуры КМВ на рубеже XIX-
XX вв.
4. Основные вехи художественной жизни КМВ в ХХ веке.
5. Особенности современного художественного процесса на КМВ.
Теоретическая, лекционная часть занятий проводилась как преподавателем, так и приглашёнными сотрудниками пятигорского краеведческого музея, домика
М. Ю. Лермонтова, а также мемориальной усадьбы художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске. Музеи (историко-культурные, краеведческие и т.д.) дают возможность показать динамику культурного развития во взаимоотношении локального, столичного и мирового аспекта. Местные музеи могут рассматриваться в качестве важнейшего элемента регионального историко- художественного пространства, а различные тематические экскурсии –
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
404 составной частью регионального компонента культурологического образования, в котором изучению местных художественных традиций и ценностей отводится решающая роль [1]. В то же время любой крупный музей, как известно, содержит немало экспонатов, имеющих не только региональную, но и общенациональную значимость, являясь памятниками национальной культуры.
Чрезвычайно важно было подключение практической составляющей в реализации задач курса. Знакомство с экспозициями местных музеев является существенной частью реализации регионального компонента художественного образования студентов. Необходимым условием этого является и теоретическая подготовка студентов – лекции и семинары по истории отечественного искусства, спецкурсы по истории культуры региона (края, города, села и т.д.).
Более полному раскрытию регионального компонента художественно- эстетического образования способствует сравнительный историко-культурный анализ произведений местных мастеров и декоративно-прикладного искусства
[4, с. 58]. В качестве домашних заданий было решено предложить студентам самим разработать авторские экскурсионные маршруты, связанные с жизнью и творчеством великих деятелей отечественного искусства («По пушкинским и лермонтовским местам», «Литературные маршруты», «Архитектурные достопримечательности КМВ», «Скульптура на Водах», «Курорты КМВ в кинематографе») и т. д. Интересным и продуктивным опытом была реализация конкурса фотопроектов «Встреча прошлого и настоящего в курортной архитектуре» и «Курортные пейзажи».
В Высшей школе дизайна и архитектуре (ВШДиА) Пятигорского университета разработаны собственные яркие проекты, объединяющие работы студентов и преподавателей, но открытые и для внешних участников из России и из других стран. Это ставший знаменитым и престижным фестиваль российского дизайна (Феродиз), а также ежегодный вернисаж «Дизайн - пространство возможностей». Данные площадки позволяют представить новые имена, сделать неожиданные яркие открытия в сфере изобразительного искусства, графики, скульптуры [3].
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
405
И в этом процессе программа дисциплины «История художественной культуры Кавказских Минеральных Вод» может наполняться современным динамичным содержанием. Вместе с тем важно отметить, что программа курса
«История художественной культуры КМВ» нуждается в проработке искусствоведческого дискурса, анализе произведений, созданных не только творцами прошлого, но и современными авторами.
Вывод. Проведенный анализ показал необходимость создания серьёзного и глубокого учебника, систематизирующего теорию и практику художественного процесса на Кавказских Минеральных Водах в указанных выше исторических рамках.
Список использованной литературы
1.
Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. –
Текст : электронный // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт.
—
URL: https://culture.gov.ru/press/polemic/zasedanie_soveta_pri_prezidente_rossiyskoy_federatsii_p o_kulture_i_iskusstvu/ (дата обращения: 30. 04.2023).
2.
Линник-Ботова, С. И. Духовно-нравственное воспитание личности на материале народной художественной культуры с учётом регионального компонента / C. И. Линник-
Ботова // Вестник Белгородского института развития образования. – 2014. – № 1. – С. 87-
95.
3.
Национальный проект «Культура» . – Текст : электронный // Министерство культуры
Российской Федерации : официальный сайт. — URL: https://culture.gov.ru/about/national- project/about-project/ (дата обращения: 15.04.2023).
4.
Мальцева, Л. В. Региональный компонент (искусство на Кубани) / Л. В. Мальцева //
Матрица научного познания. – 2020. – № 2. – С. 56-59.
5.
Семина, Н. Б. Теоретическое обоснование роли регионального компонента в преподавании культурологии / Н. Б. Семина // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы : материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Самара, 23–24 сентября 2009 года. Том 2. – Самара :
Самарский государственный социально-педагогический университет, 2009. – С. 346-349.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
406
УДК 376.3
-053.5
ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Усманова Фатиме Эскендеровна,
студент направления подготовки - специальное дефектологическое образование
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь
Научный руководитель: Андрусева Ирина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специального (дефектологического) образования,
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова», г. Симферополь
Аннотация.Данная статья посвящена изучению основных методик активизации речи у неговорящих детей дошкольного возраста на начальном этапе логопедической коррекции.
Ключевые слова: коррекция, методика, подход, активизация речи, психические процессы.
Проблема подбора методик работы с неговорящими детьми занимает особое место в сфере психолого-педагогической реабилитации, поскольку определяет необходимость создания специальных условий, которые будут направлены на эффективную коррекцию и компенсацию нарушенного речевого развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель работы. Проанализировать существующие коррекционные методики по запуску речевой деятельности у неговорящих детей.
Обращаясь к отечественной классической литературе, можно выделить несколько исследователей, занимающихся вопросом преодоления моторной алалии: Н.Н. Трауготт, Б.М. Гриншпун, Е.Ф. Соботович, В.К. Орфинская, В.А.
Ковшиков, С.Н. Шаховская.
Б.М. Гриншпун ставил основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия при алалии создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи алаликов и усвоение ими языковой структуры. В своих трудах он писал, что отправной точкой речевого развития на начальном этапе избирается минимальный,
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
407 коммуникативно значимый промежуток. Данным отрезком является фраза из одного слова. Это слово проявляется в единстве номинативной и предикативной функций. Борис Моисеевич предложил такие однословные фразы составлять из тех слов, которые необходимы для выражения предикативности, т.е. из слов, обозначающих действия (из глаголов). Следуя законам его системы работы, фоном, на котором проводится логопедическая работа, служит общение логопеда с алаликом. Изначально целью этого общения является создание у ребёнка единства двигательной и вербальной реакции. Опираясь на сформированные у рeбёнка возможности адекватно реагировать на побуждение к действию, логопед в форме побудительного предложения предлагает ребенку выполнять то или иное действие (Дуй! Встань! Открой! Лей! и т.д.). Малыш делает соответствующие инструкции. Вслед за этим формируется ассоциативная цепь между действием и словесным обозначением действия: в момент выполнения действия, например по инструкции «Иди!», логопед присоединяется к действиям ребенка и произносит в такт шагам слово «иду», которое ребенок повторяет. Спустя некоторый промежуток времени опять дается эта же инструкция, дитя начинает выполнять действие. В ходе выполнения действия ребенку задается вопрос: Что ты делаешь? или Ты идешь?, а ребенок должен отвечать «Иду» с утвердительной интонацией. Предложенная Борисом
Моисеевичем форма общения способствовала образованию диалога, в котором словесная реакция ребенка приобретает все качества предложения, типичного для разговорной речи, хотя и однословного [5, с. 274].
Если говорить о современной логопедической практики, то на сегодняшний день появилось множество различных методов и приёмов коррекции моторной алалии. Так теоретическая основа подхода С.Е. Большаковой сочетает в себе принципы кондуктивной педагогики, данные нейропсихологии, идеи прикладного анализа поведения, знания о нормах физического, психического и языкового развития и междисциплинарные авторские разработки. В своей книге она подробно описывает авторский Метод Мануального Сопровождения,
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
408 помогающий преодолеть апраксию и значительно сокращающий сроки речевой работы за счет создания дополнительной опоры [1, с. 129].
Метод мануального сопровождения состоит в имитации артикуляции при помощи кисти руки. Кисть располагается сбоку от рта, предплечье вертикально, локоть на столе. Основные гласные А, О, У, И, Ы, Э изображаются позицией кисти, которая визуально максимально приближена к артикуляции звука. За счет этого поза является естественной и легко усваивается ребенком.
Кроме этого, частью подхода является предлагаемая форма организации материала. Упражнения даны в порядке усложнения, многие имеют несколько уровней освоения. Подробно разработаны речевые сопровождающие сценарии.
Опиcаны типичные ошибки и способы их коррекции. Игры даются в комфортной постраничной форме.
Другая система работы разработана логопедом М.И. Лынской. В основе такого метода лежит множество методик, которые базируются на теории сенсорной интеграции. Данный метод в целом направлен на детей со сложными и множественными нарушениями. Он подразумевает как индивидуальную, так и групповую работу по формированию вербальных и невербальных навыков через подключение всех сенсорных систем и формирование адаптивного ответа.
Метод сенсорно-интегративной логопедической работы Марианны
Ильиничны включает в себя два этапа, как правило, соответствующих двум годам проведения занятий. Первый этап «Формирование предпосылок речевой деятельности». Автором выделены три типа предпосылок, которые необходимы для возникновения речи: аффективно-мотивационные (эмоциональные формы общения со взрослыми, мотивация к совместной деятельности со взрослым и речи), перцептивные (процессы обработки сенсорной информации, в т.ч. сенсорная интеграция) и когнитивные (механизмы идентификацuи, концептуализации, упреждающего синтеза, обобщения и категоризациu).
Формирование указанных предпосылок происходит одновременно с решением речевых задач, т.е. с вызыванием речевой активности, закреплением первых слов [3, с. 86].