Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1028

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
409
Ещё одной широко известной методикой по запуску речи является методика
Т.В. Грузиновой. Данная методика основывается на развитии символьного мышления. А именно, на развитии артикуляционного праксиса через моторное и зрительное подкрепление. В оcнове порождения речи Татьяна Грузинова рассматривает восприятие и движение. В основе запуска речи по этой методике лежит cенсомоторный подход, следовательно, данная методика подходит детям с моторными нарушениями, гностическими и умственной отсталостью.
Эту методику также называют «игровая логопедия». Суть ее заключается в том, что к звуку, отсутствующему в речи ребёнка подбирается моторный символ, какое-то движение. Специaлист формирует воздушную струю и преграду, соответствующую этому звуку, подкрепляя жестом. Вызывание начинается с согласных звуков. Объясняется это тем, что согласные звуки являются смыслообразующими. Далее постепенно опора убирается и остаётся только произвольный звук. Следующие этапы работы подразумевают проговаривание слов и построение фраз [2, с. 41].
С другой стороны, подходит автор методики по запуску речи Тамара
Никифоровна Новикова-Иванцова. Ее методика основывается на онтогенезе развития речи. Автор адресует данную методuку детям с тяжёлыми и множественными нарушениями. При работе по этой методике акцент делается на ритмико-мелодическую сторону речи с опорой на телесные, зрительные и слуховые ощущения. Cначала берётся один звук «А» и ребёнок учится произносить его громко, тихо, коротко, протяжно и так далее. Как говорит сам автор методики, этот этап может длиться достаточно долго. Также методика
Тамары Никифоровны подразумевает работу над невербальными компонентами: моторикой, зрительным восприятием и так далее. Вся методика основывается на музыке. Сначала это пропевание звуков, а потом слов, звукоподражаний и так далее [4, с. 19].
Вывод. Таким образом, в данной статье были рассмотрены несколько методик по активизации речи у детей с речевым заключением «моторная алалия». Анализ многолетнего опыта изложенного в различных методиках

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
410 известных специалистов показал, что логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально- личностную сторону развития ребенка.
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   53

Список использованной литература
1.
Большакова, С. Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня / С. Е. Большакова. – Москва : Грифон. – 2019. - C. 64-156.
2.
Логинова, Е. А.
Общее недоразвитие речи. Алалия : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 050700.62
"Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат), по профилю подготовки "Логопедия" и 050700.68 "Специальное (дефектологическое) образование (магистратура)
/ Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. - Москва : Форум, 2015. -
C. 8-42.
3.
Лынская, М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий / М. И. Лынская. – Москва :
ЛОГОМАГ. – 2015. – C. 83-91.
4.
Новикова-Иванцова Т. Н.
От слова к фразе : методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией / Новикова-Иванцова Т.
Н. - Москва : Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида № 1708, 2010. - ISBN 978-5-904298-02-9
. – C. 14-52.
5.
Шаховская, С. Н.
Логопедия : методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / [авт.-сост.: В. И.
Селиверстов, Л. Г. Парамонова] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2007-. -
22 см. - (Библиотека учителя-дефектолога).
– C. 274-296.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
411
УДК 37.01/.09-057.87
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Хлебникова Виктория Сергеевна,
студент факультета естественных наук, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «География и экономическое образование»
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи
Научный руководитель: Солодухина Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, и. о. заведующего кафедрой непрерывного образования
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для реализации культурно-исторического подхода в обучении старшеклассников. Для решения данной проблемы в статье изложены сущность и пути реализации культурно-исторического подхода, особенности психики старшеклассников и принципы отбора содержания образования в старшей школе, определена область применения данного исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в новом ФГОС по истории был уточнен и конкретизирован историко-культурный стандарт. Уточнение историко- географических наименований государств, распределение сложного и объемного материала между 10-11 классом, а также уточнение хронологии событий позволит логично выстроить преподавание и активизировать межпредметные связи у учащихся старшей школы.
Полученные результаты можно применять в процессе обучения и воспитания старшеклассников.
Ключевые слова: «зона ближайшего развития», принципы отбора содержания образования, уровни восприятия форм содержания образования, педагогические ориентиры необходимые для реализации подхода.
Введение. Реализация культурно-исторического подхода возможно при взаимосвязи и целостности учебных курсов истории в старшей школе. Однако на сегодняшний день можно заметить разобщенность учебных курсов, что приводит к фрагментарности знаний и появляется необходимость поиска новых форм взаимодействия для взаимосвязи содержания образования. Так же в последние годы школьные курсы по истории обновились, и углубилось их предметное содержание. Однако произошло уменьшение часов на изучение дисциплины, что привело к снижению уровня качества образования и, как следствие к снижению интереса учащихся к дисциплине.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
412
Цель исследования заключается в определении педагогических условий реализации культурно-исторического подхода в образовании старшеклассников.
Таким образом, выделенные противоречия позволили сформулировать
проблему исследования: какие педагогические условия необходимы для реализации культурно-исторического подхода в старшей школе?
Материалы и методы исследования. Объектом исследования является образовательный процесс (воспитания и обучения) в старшей школе. Предметом исследования выступает культурно-исторический подход в современном образовании. Культурно-исторический подход в современном образовании представлен с позиции психологии – предложены цели и планируемые результаты (УУД- универсальные учебные действия). Отсутствие культурно- исторического подхода в образовании как педагогического феномена, раскрывающего педагогические ориентиры (условия и пути достижения целей), вызывает значительные трудности у педагогов в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Результаты исследования и их обсуждение. Отсутствие культурно- исторического подхода в обучении и воспитании вызывает некоторые затруднения в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов [2].
Сущность культурно-исторического подхода заключается в том, что поведение современного человека — это не только его развитие с детства, но и продукт его исторического развития [8].
В культурно-историческом подходе важная роль предоставляется взрослому, который «является посредником между природным миром ребенка и миром культуры» [5, с. 92]. Взрослый превращает ребенка в культурное существо, привнося культурные средства в его жизнь.
Л.С. Выготский создал культурно-историческую концепцию, которая получила дальнейшее развитие в психологической теории. Его научная деятельность имеет направление на переход психологии от эмпирического изучения к пониманию сущности явлений. Наиболее значимое следствие

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
413 культурно-исторической теории – положение о «зоне ближайшего развития», которое понимается как период времени, в котором психические функции ребенка перестраиваются под воздействием интериоризации структуры, совместной со взрослой, знаково-опосредствованной деятельности [1].
Для реализации целей культурно-исторического подхода педагогу важно понимать некоторые положения: как функционирует речевая деятельность и сознание учащихся; понимать, что представляет из себя личность современного ребенка; знать каким образом современные дети воспринимают, усваивают и перерабатывают информацию [2].
Для реализации культурно-исторического подхода педагог должен знать, как функционирует сознание современных детей, учитывать типологические особенности личности, создать оптимальные условия для развития личности в образовательном процессе.
Что принято понимать под содержанием образования? Современное содержание образования определяет ФГОС и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как совокупность знаний, умений, навыков, убеждений, определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки, полученные в результате воспитательной и учебной работы. В психолого-педагогической науке старший школьный возраст определяется не физическим развитием, а сменой ведущих видов деятельности.
В педагогике выделяются следующие уровни восприятия форм и содержания образования учащимися при применении культурно-исторического подхода в образовании старшеклассников [7].
1.
Авторское содержание учебной программы, требующего правильного восприятия учащимся, т.к. оно может не совпадать с их восприятием.
2.
«Осознаваемое содержание». Включает в себя рефлексию и речевые реакции учащихся, их понимание и правильное восприятие материала, изучаемое с помощью данной методики обучения.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
414 3.
Скрытое или неразвернутое содержание, связанное с неосознанным содержанием материала. На этом этапе происходит активное участие старшеклассников в познании и восприятии культурно-исторического содержания образования.
В психолого-педагогической науке старший школьный возраст определяется не физическим развитием, а сменой ведущих видов деятельности.
Поэтому при выборе содержания образования важно учитывать некоторые принципы отбора содержания образования [10].
Государственные образовательные стандарты содержат требования к уровням образования и срокам обучения. Главной тенденцией современного развития содержания образования выступает стандартизация, которая необходима по некоторым причинам:
- необходимость в создании единого образовательного пространства, обеспечивающего один уровень полученного образования в любом образовательном учреждении;
- присоединение к системе мировой культуры, что требует соблюдение тенденций развития содержания образования в мире.
Методической основой изучения курса истории в старших классах является системно-деятельностный подход, который позволяет достичь личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и образования способом организации активной познавательной деятельности.
В работах отечественных психологов показано, что усвоение общественно- исторического опыта может происходить только в активной деятельности самого ребенка. Новую трактовку получила категория «движущие силы развития», под которыми стали понимать либо собственно деятельность (активность) ребенка как развивающегося субъекта, либо взаимодействие с окружающей действительностью при осуществлении деятельности, либо противоречия внутри деятельности. Эльконин углубил идею о ведущей роли обучения, указав принципиальный путь развития – содействие организации детской деятельности, соответствующей данному возрасту [11].

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
415
Наибольшей эффективности применения подхода удается достичь, когда формами контроля усвоения знаний становятся презентации, доклады, сообщения, рефераты, проекты, выполненные или индивидуально, или в группе.
Использование проектной деятельности позволяет создать условия для развития личностного потенциала старшеклассников, углубить знания о целостной картине мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех этапов ее развития, их значимость как для России, так и для всего мира, важность вклада всех народов в культуру и общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к происходившим и происходящим процессам.
Обучать ребенка возможно лишь только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на уже достигнутый уровень развития [3, 4].
Процесс присвоения ребенком компонентов современной культуры, а значит и овладения соответствующими компетенциями, целесообразно выстроить в той последовательности, в какой эти компоненты появлялись в результате культурно-исторического развития человечества, а также в соответствии с возрастными возможностями школьников.
Таким образом, для реализации культурно-исторического подхода в образовании старшеклассников педагог должен направлять свою деятельность на создание образа ребенка «человека-деятеля как субъекта культуры», т.е. личность формируется в образовательных системах как субъект осознанного выбора, создаваемого жизнью в обществе, защищающий определенный образ жизни. Для этого педагог должен опираться на определенные педагогические ориентиры [6, 9]:
- понимать тип развития современного общества;
- знать динамику развития личности в образовании и культуре;
- создавать оптимальные условия для развития и самореализации личности в образовательном процессе;
- понимать и учитывать особенности развития старшеклассников, их тип сознания, способы восприятия и усвоения информации;


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
416
- знать и учитывать типологические особенности личности, воспринимать ребенка таким, какой он есть, не переделывая под заданный стандарт.
Все вышеперечисленные педагогические ориентиры определяют концептуальное содержание и единый вектор развития современного образования, что позволяет реализовывать преемственность образовательных программ и создать единое социокультурное пространство.
Основной идеей культурно-исторической концепции является то, что поведение современного культурного человека – это результат не только развития самого человека, но и продукт исторического развития всего человечества.
Список использованной литературы
1.
Выготский, Л. С.
Собрание сочинений : в 6-ти томах / Л. С. Выготский ; сост. М Г.
Ярошевский ; вступ. ст. А. Н. Леонтьев ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1982-1984.
- Т. 3: Проблемы развития психики. Т. 3 / под ред. [и с послесл.] А. М. Матюшкина. -
1983. - 368 с.
2.
Горлова, Н. А. Педагогические ориентиры культурно-исторического подхода в современном образовании / Н. А. Горлова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. - 2018. - №3. - С. 37-46.
3.
Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. - Москва : Издательский центр "Академия", 2009. - 240 с.
4.
Концепция единого учебно-методического комплекса по Отечественной истории : пояснительная записка. – Текст : электронный // История. РФ : [сайт]. – URL: http://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiianovoghouchiebnomietodichieskogho- komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii (дата обращения 15.01.2021)
5.
Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании : учебное пособие / З.
У. Колокольникова, А. К. Лукина, О. Б. Лобанова [и др.]. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. - 230 c. - ISBN 978-5-7638-3586-1. - Текст: электронный
// Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL : http://www.iprbookshop.ru/84367.html
6.
Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ В. В. Краевский. - Москва : Издательский центр "Академия", 2003 - 256 с.
7.
Краевский В. В. Проблема построения целостной теории содержания образования и процесса обучения / В. В.Краевский // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики : сб. научн. тр. – Челябинск : ЧГТУ 1988. -136 с.
8.
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании : учеб.
-метод. пособие / сост. О. А. Еник. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. - 127 с.
9.
Педагогика : учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А Сластенин, И.
Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – Москва : Школа-пресс, 1998. – 512 с.
10. Семчук, Л. А. Психология развития : хрестоматия : для студентов специальности "Псохология"/ Л.А. Семчук, А.И. Янчий. - Гродно, 2006. - 198 с.
11. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) – Москва : Тривола, 1994. — 168 с.