Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 854

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
417
Психологические и социологические науки

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
418
УДК 331.56:159.923
БЕЗРАБОТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ: СВЯЗЬ
МЕЖДУ ЭКОНОМИКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Амиров Ильгам Фанирович,
студент направления подготовки Управление персоналом
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», г. Уфа
Научный руководитель: Богатырева Марина Руслановна, кандидат социологических наук, доцент проектного менеджмента и бизнес-администрирования
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» г. Уфа
Аннотация. В современном мире безработица является одной из самых острых социальных проблем. Ее последствия затрагивают не только экономическую сторону жизни людей, но и их психологическое состояние. Безработность может оказывать серьезное воздействие на психологическое благополучие, исследования показывают, что она может привести к снижению самооценки, ухудшению качества жизни, появлению депрессии и тревоги.
Ключевые слова: безработица, психологическое здоровье.
В современном мире безработица является одной из самых острых социальных проблем. Ее последствия затрагивают не только экономическую сторону жизни людей, но и их психологическое состояние. Безработность может оказывать серьезное воздействие на психологическое благополучие, исследования показывают, что она может привести к снижению самооценки, ухудшению качества жизни, появлению депрессии и тревоги [4].
Безработица — это экономическое явление, которое характеризуется отсутствием работы у людей, которые готовы работать и активно ищут занятость. Безработица обычно измеряется в процентах от общей рабочей силы или числа трудоспособного населения и является важным экономическим показателем, который отражает состояние экономики страны. Чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень занятости населения и тем более трудно людям найти работу. Безработица может быть вызвана различными факторами, включая экономические кризисы, технологические изменения, изменения в спросе на товары и услуги, изменения в законодательстве и другие факторы. В большинстве стран существуют специальные программы и меры поддержки для


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
419 людей, которые оказались безработными, чтобы помочь им справиться с финансовыми трудностями и найти новую работу. Одной из основных проблем, связанных с безработицей, является потеря социального статуса и роли в обществе. Человек может чувствовать себя ненужным, бесполезным, что может привести к снижению самооценки и появлению комплексов. Также безработность может привести к ухудшению качества жизни, поскольку человек может оказаться в финансовом затруднении, что отрицательно сказывается на его здоровье, питании, жилищных условиях и доступе к медицинской помощи.
[1]
Безработность также может вызвать депрессию и тревогу. Человек может чувствовать беспомощность и отчаяние в отношении своей жизненной ситуации, что приводит к появлению депрессивных симптомов. Тревога может возникнуть в связи с неопределенностью будущего и страхом потерять место работы.
[4]
Но как связаны безработица и психологическое благополучие?
Исследования показывают, что у людей, потерявших работу, выше риск развития психических заболеваний, таких как депрессия, тревожность и суицидальные мысли. Безработные люди часто испытывают чувство страха, беспомощности, низкой самооценки, социальной изоляции и ухудшения качества жизни.
Однако, не все люди испытывают такие негативные последствия от безработицы. Некоторые люди могут справляться с этой ситуацией, сохранять позитивный настрой и находить новые возможности для развития. Таким образом, связь между безработицей и психологическим благополучием не является абсолютной и зависит от индивидуальных факторов личности, среды и поддержки социальной сети.
[3]
Кроме того, важным фактором, влияющим на психологическое состояние безработных, является продолжительность периода безработицы. Чем дольше человек находится без работы, тем выше риск развития психических заболеваний. Поэтому важно обеспечить безработным людям доступ к профессиональной ориентации, обучению и поддержке при поиске новой

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
420 работы, чтобы сократить период безработицы и улучшить их психологическое состояние.
Кроме того, существует множество программ и проектов, направленных на улучшение психологического состояния безработных людей, таких как психологическая помощь, социальная поддержка и реабилитация. Такие программы помогают снизить уровень депрессии, улучшить качество жизни и повысить уровень самооценки.
[2]
Таким образом, безработность оказывает серьезное воздействие на психологическое состояние человека. Необходимо уделять должное внимание этой проблеме, разрабатывать социальные программы и проекты для поддержки безработных людей и сокращения периода их безработицы. Это поможет улучшить психологическое благополучие населения и повысить уровень жизни в обществе.
[2]
Кроме того, стоит учитывать, что безработность может также повлиять на социальную структуру общества, ухудшить отношения между группами населения и усугубить общественную напряженность. Поэтому важно не только обеспечивать поддержку безработным, но и предотвращать их возможную маргинализацию и социальную изоляцию.
Важным аспектом является также восприятие безработных людей обществом. Часто безработность ассоциируется с ленивостью и отсутствием усилий по поиску работы. Однако, это далеко не всегда соответствует действительности, и многие безработные люди сталкиваются с препятствиями, такими как отсутствие необходимых навыков или ограниченные возможности для трудоустройства. Поэтому важно не стигматизировать безработных людей и обеспечивать им равные возможности на рынке труда.
[4]
Безработность может вызывать депрессию, тревожность и другие психические проблемы, что оказывает негативное воздействие на качество жизни человека и на общество в целом. Поэтому необходимо принимать меры для поддержки безработных людей и сокращения периода их безработицы, а также для изменения негативного восприятия безработия обществом. Это


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
421 позволит улучшить психологическое состояние людей и создать благоприятную социальную среду для всех членов общества.
Одним из способов борьбы с безработицей является улучшение экономической ситуации в стране, которая обеспечит больше возможностей для трудоустройства. Это может достигаться через различные меры, такие как стимулирование экономики, инвестирование в образование и профессиональную подготовку, а также создание новых рабочих мест [2].
Другим важным аспектом является поддержка безработных людей. Это может включать в себя оказание финансовой помощи, программы поддержки при поиске работы, обучение новым навыкам и профессиям, а также психологическую поддержку и консультации. Такие меры помогут безработным людям сохранять оптимистический настрой и уверенность в своих силах, что способствует более быстрой реинтеграции на рынок труда.
Важным аспектом является также борьба с негативными стереотипами и предрассудками, связанными с безработицей. Общественное мнение может оказывать значительное влияние на то, как люди смотрят на безработных, и как они относятся к ним. Поэтому необходимо проводить кампании, которые нацелены на повышение осведомленности о проблемах, связанных с безработицей, и о том, какие сложности сталкиваются безработные люди. Это позволит изменить отношение общества к безработным людям и создать более поддерживающую среду [1].
В целом, борьба с безработицей и обеспечение психологического благополучия безработных людей являются важными задачами для общества.
Необходимо принимать комплексные меры, которые обеспечат более благоприятную среду для всех членов общества и способствуют решению проблем, связанных с безработицей и психическим здоровьем
[2].
Также важно отметить, что безработица и ее влияние на психическое здоровье могут иметь разные проявления в разных культурах и странах.
Например, в некоторых культурах статус работающего человека имеет особое значение, и потеря работы может сильно повлиять на самооценку человека и его

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
422 социальный статус. В других культурах, работа может быть восприниматься более индивидуалистически, и потеря работы может быть воспринята как временный перерыв в карьере.
Таким образом, для эффективной борьбы с безработицей и ее последствиями необходимо учитывать культурные и социальные особенности каждой страны и создавать меры поддержки, соответствующие конкретным условиям.
В заключении можно отметить, что безработица и ее влияние на психическое здоровье являются серьезной проблемой для общества. Она может привести к депрессии, тревожности, ухудшению качества жизни и другим психологическим проблемам. Для борьбы с этой проблемой необходимо принимать комплексные меры, которые включают в себя как экономические, так и социальные меры поддержки. Важно также учитывать культурные и социальные особенности каждой страны и создавать меры поддержки, соответствующие конкретным условиям
[4.]
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   53

Список использованной литературы
1.
Богатырева, М. Р. Разбалансированность спроса и предложения на региональном рынке труда / М. Р. Богатырева, Н. К. Кузнецова. – Текст : электронный // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 5. – С. 56-61. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36730001 (дата обращения: 8.05.2023). - Режим доступа:
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
2.
Кучма, К. П. Безработица: виды, причины и пути решения / К. П. Кучма, О. П. Кучма, О.
Н. Горбунова. – Текст : электронный // Социально-экономические явления и процессы.
– 2015. – №7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezrabotitsa-vidy-prichiny-i-puti- resheniya (дата обращения: 8.05.2023). – Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
3.
Огаркова, А. А. Безработица: причины, виды безработицы и её последствия / А. А.
Огаркова, Е. А. Мищенко. – Текст : электронный // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50-5. – С. 31-33. – DOI 10.18411/lj-05-2019-93. – URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=40650757 (дата обращения: 8.05.2023). - Режим доступа:
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4.
Петунова, С. А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности / С. А. Петунова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-statusa-bezrabotnogo-na-psihoemotsionalnoe- blagopoluchie-lichnosti (дата обращения: 8.05.2023). – Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
423
УДК [37.015.3:316.647.5]-047.44
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ВЗГЛЯДАМ И
МНЕНИЯМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Журавлева Надежда Анатольевна,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник,
ФГБУН Институт психологии Российской академии наук, г. Москва
Аннотация. В работе поставлена цель проанализировать психолого-педагогические условия становления толерантного отношения личности к взглядам и мнениям других людей, занимающее важное место в структуре морально-этических ценностей.
Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение, морально-этические ценности, нравственное воспитание, учащаяся молодежь.
Ценностные ориентации понимаются нами как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов
(способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Ценности выступают как критерии и ориентиры, в соответствии с которыми человек выстраивает свое отношение к миру. Ценностные ориентации личности формируются в процессе адаптации к условиям жизни, поэтому системы ценностей различных социальных общностей являются типичными для конкретных условий жизнедеятельности людей [2; 10; 13; 15]. В каждом обществе и в каждый исторический период преобладающая система ценностей характеризуется своей спецификой [3; 6]. Доминирующая в обществе структура, иерархия ценностей непосредственно влияет на жизнь общества и процессы, происходящие в нем. От того, какой ценностный фундамент сформирован, во многом зависит характер дальнейшего развития общества.
Нравственное начало лежит в основе любой общественной сферы – политики, экономики, права, литературы и искусства, в основе самого общества.
Основой любых проявлений кризиса (политического, экономического, национального или культурного) является кризисная ситуация, сложившаяся в


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
424 духовной сфере общества. Необходимым условием успешной и эффективной модернизации становится повышение уровня духовности и нравственности в жизни общества. В связи с этим формирование морально-этических ценностей и духовно-нравственных идеалов молодежи является одной из приоритетных задач.
Цель исследования – анализ психолого-педагогических условий становления толерантного отношения личности к взглядам и мнениям других людей, занимающее важное место в структуре морально-этических ценностей.
Основными ориентирами общественного развития в современном российском обществе становятся приоритет духовно-нравственных ценностей, культурное возрождение, одухотворение информационного пространства, восстановление духовно-экологических оснований человеческого бытия.
Ценностная парадигма современного общественного развития выдвигает принципы социальной справедливости и гуманистической солидарности, в основе которых лежат такие моральные ценности, как равноправие, равенство шансов, ответственное отношение к свободе, уважение к другим, защита более слабых, солидарность и т. п. Через обретение этих высоких моральных ценностей и возникают такие социально-психологические установки, которые предопределяют конкретные действия людей в духе гуманизма, упрочения их общности, обеспечения мира и развития в планетарном масштабе.
Наиболее значимым для формирования ценностных ориентаций является период старшего подросткового и юношеского возраста. Именно на данном возрастном этапе развития происходит интенсивное формирование собственных взглядов, убеждений, системы идеалов, ценностей и ориентаций в жизни каждого человека. В этот период складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение, осуществляется выбор жизненного пути, что в целом составляет основу направленности личности, ее ценностных ориентаций. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное развитие. В данной работе поставлена цель – проанализировать психолого-педагогические условия становления толерантного

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
425 отношения личности к взглядам и мнениям других людей, занимающее важное место в структуре морально-этических ценностей.
Становление системы жизненных приоритетов личности происходит в процессе социализации путем интериоризации — присвоения общественно- политических, нравственных, эстетических идеалов (продуктов общественного опыта и культуры), характерных для данных социальных общностей. Личность в своем развитии включается во многие малые и большие общности людей.
Представления о мире, нравственные взгляды и убеждения, образ мыслей и мировоззрение, интересы, стремления и ценности обусловливаются особенностями группового сознания, в котором формируется личность и протекает повседневная жизнедеятельность человека [9]. Личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье и т. д. [4; 5; 7; 8]. Принадлежность личности к определенной социальной группе способствует формированию у нее соответствующих ценностных ориентиров, во многом определяет ее нравственное сознание и поведение [14; 16].
Формирование индивидуальной системы ценностей происходит по мере усвоения социального опыта в процессе воспитания и обучения. Отношение к различным жизненным сферам формируется у человека благодаря информации, которую он получает в процессе обучения. Большое значение в трансляции общественно значимых ценностей принадлежит национальным музеям.
Способствуя сохранению и популяризации исторического и культурного наследия, аккумулируя главные достижения нации и приобщая к ним граждан, они способствуют формированию гордости за свою Родину.
Воспитание, в свою очередь, выполняет роль направляющей силы в формировании интересов, ценностных ориентаций ребенка, направляет развитие потребностей, мотивационной сферы. В процессе воспитания развиваются деловые, эмоционально-чувственные, интеллектуальные, общественно- политические, нравственные, эстетические качества личности, формируются