Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
426 ценностные ориентации, соответствующие общественным идеалам. Важной задачей в процессе формирования личности является нравственное воспитание, включающее в себя развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек нравственного поведения. В процессе нравственного воспитания формируется система морально-этических ценностей и нравственных идеалов личности.
Система образования, культура оказывают значительное влияние на становление ценностных приоритетов и идеалов личности. Для русской национальной духовной культуры духовно-нравственные идеалы, альтруистическая направленность личности, ее ориентации на высшие гуманистические ценности представляют высокую значимость. Доброта, забота о других людях в русской культуре считаются наиболее ценными человеческими качествами. Важнейшим ориентиром морального сознания является понятие справедливости. В отечественных социально-философских и педагогических представлениях XIX-XXI вв. нравственные качества связаны прежде всего с проявлениями бескорыстного, доброжелательного и заботливого взаимодействия с обществом, чуткого отношения к людям, к их интересам, которые регламентируются чувством совести и ответственности [12].
Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить ее культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, системой образования выдвигается принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура. Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования выступает духовно-нравственное воспитание личности. Поставленные перед системой образования воспитательные задачи определяются необходимостью интериоризации развивающейся личностью культурных идеалов и ценностей культуры. Воспитательные цели, стоящие перед системой образования, состоят

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
427 в том, чтобы путем усвоения общественных идеалов способствовать становлению, воспитанию «Благородного Человека», гармонически развитой личности с богатым духовным миром, обладающей гуманистическим мировоззрением, что достигается в процессе ориентирования на лучшие ценности, ознакомления учащихся с высокими образцами культуры.
Современным идеалом, к ориентированию на который стремится система образования, являются культурные позитивно-созидательные ценности. Одна из задач, стоящих перед современной системой образования, состоит в создании условий организации образовательной среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию нравственных ценностных ориентаций личности.
Предметом особого внимания в психологии является проблема развития толерантных установок личности. Технологии обучения толерантности становятся актуальными в контексте формирования культуры ведения переговоров, развития искусства поиска компромиссов при принятии ответственных решений. Исследование проблемы толерантности личности вызвано также практической необходимостью популяризации толерантности как жизненной стратегии, дающей возможность успешного построения взаимоотношений и сохранения внутренней гармонии, необходимостью воспитания членов общества в духе терпимости и миролюбия. Жизнь в условиях культурного, идеологического и экономического многообразия требует толерантного общественного сознания. Поэтому воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем.
В работах по изучению толерантности в контексте общения показано, что толерантность является одним из факторов конструктивного общения.
Проявление толерантности характеризуется пониманием и принятием своеобразия индивидуальности другого человека, отсутствием категоричности в оценке людей, умением учитывать особенности характера, привычек, установок других людей. Большинство исследователей подчеркивают, что толерантность -


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
428 это не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам. Толерантность предполагает умение быть терпимым, сохраняя собственные ценности и индивидуальность. В целом толерантное поведение проявляется в уважительном отношении к людям иных мировоззренческих взглядов, в умении вести диалог, в конструктивном решении конфликтных ситуаций, в сочувствии и сопереживании, а его формирование входит важной составной частью в общий процесс воспитания современной личности.
Ученые приходят к единому мнению, что толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько целенаправленно формируется, сколько естественным путем развивается; оказание помощи в становлении толерантности - это создание условий для ее развития.
На детский возраст приходится период становления базиса личности.
Отношение к другим людям зарождается и наиболее интенсивно развивается именно в детском возрасте. При формировании толерантности у учащихся младшего школьного и подросткового возраста в современных работах предлагается акцент ставить на формировании просоциальной направленности формирующейся личности. Подчеркивается необходимость ориентирования детей на поиски возможностей самореализации в рамках просоциальной деятельности. Возможность эффективного формирования толерантности у учащихся начальных и средних классов связывается с реализацией следующих психологических условий: толерантное отношение преподавателя к учащимся; постановка перед детьми творческих задач; организация выполнения коллективных творческих работ такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем индивидуальной; доведение до сознания учащихся взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работы; передача детям ответственности за складывающиеся в группе отношения; обучение детей

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
429 правилам эффективной организации совместной работы (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые и объективные критерии).
В юношеском возрасте происходит становление способности к сопереживанию, к нравственному отношению к людям, к самому себе, а также устойчивое усвоение норм поведения в обществе. Формирование толерантности учащихся юношеского возраста возможно осуществлять различными путями: через отработку способов успешной коммуникации, способности к эмпатии, развитие чувства собственного достоинства и уважения достижений других.
Современные психологи придерживаются мнения, что эффективное развитие толерантности как профессионально значимого качества у студентов может быть осуществлено, если делать акцент на осознании студентами профессиональной значимости качества толерантности, а в обучении создавать благоприятные условия, такие как: коллективная творческая деятельность студентов; организация диалога, дискуссии; создание атмосферы принятия взглядов и мнений других людей и т. п.
Выводы.Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших, так как будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Несмотря на то, что ценности личности в целом меняются на различных этапах ее развития, многие из них, сформировавшись в подростковом возрасте, остаются устойчивыми на протяжении всей жизни. От того, какие ценности усвоит молодежь, во многом зависят перспективы социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития общества [11]. Ориентация сознания молодежи в сторону нравственного идеала в сочетании с такими качествами, как инициатива, деловая активность, трудолюбие, стремление к профессиональному и интеллектуальному росту, является основной проблемой формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры в целом.
Знание нравственных принципов и норм в психологии традиционно


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
430 рассматривается как важная составляющая нравственного сознания личности.
Именно наличие этих обобщенных нравственных принципов и законов делает поведение человека по-настоящему нравственным. Для воспитателей, родителей и учителей задача нравственного воспитания молодежи в возрасте 14–17 лет состоит в том, чтобы формировать целостное мировоззрение учащихся, в котором нравственность выступает неотъемлемым компонентом.
В период активного социального становления личности (13/14–16/17 лет) необходимо проводить различного рода мероприятия, способствующие ознакомлению с общечеловеческими ценностями, осознанию общественных и индивидуальных ценностных приоритетов, расширению сферы ценностных предпочтений. Большое значение имеет работа по сплочению членов группы и формированию положительного психологического микроклимата в ней, а также проведение тренингов общения, личностного роста и нравственного прогнозирования, способствующих развитию адаптивно-приспособительных свойств личности и улучшению положения в системе межличностных отношений.
С повышением уровня нравственной воспитанности наблюдаются изменения в ценностных ориентациях и мотивации личности. Чем выше уровень нравственной воспитанности, тем более личность ориентирована на духовные ценности, творчество и мотивирована альтруистически [1]. Таким образом, нравственное воспитание приводит к формированию четко выраженной нравственной направленности личности, которая проявляется в ее ориентации на высшие духовно-нравственные ценности, лежащие в основе альтруистической мотивации деятельности.
Список использованной литературы
1.
Бровченко, А. К. Зависимость формирования направленности личности в процессе интериоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте : дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / А. К. Бровченко. –
Курск, 2004.– 621 с.
2.
Журавлев, А. Л. Социально-психологические проблемы детерминации поведения личности и группы в изменяющемся обществе / А. Л. Журавлев // Динамика социально- психологических явлений в изменяющемся обществе. – Москва, 1996. – С. 3-21.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
431 3.
Журавлева, Н. А. Влияние социально-экономических изменений на мотивационно- ценностную структуру личности и социальной группы / Н. А. Журавлева // Пензенский психологический вестник. – 2016. – № 1. – С. 2–18.
4.
Журавлева, Н. А. Психологическая типология ценностных ориентаций руководителей /
Н. А. Журавлева // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2007. – № 2. –
С. 56–61.
5.
Журавлева, Н. А. Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе / Н. А. Журавлева // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2009. – № 4. – С. 18–24.
6.
Журавлева, Н. А.
Ценностные ориентации личности в условиях улучшения экономической ситуации в российском обществе в 2003-2006 гг.
/ Н. А. Журавлева
//
Гуманитарный научный вестник. – 2017. – № 4. – C. 9

17.
7.
Карнышев, А. Д. Экономический патриотизм: государственные, этнорегиональные и личностные аспекты / А. Д. Карнышев // Известия Байкальского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 509–517.
8.
Кочеткова, Н. В. Динамика социально-психологических качеств современного российского предпринимателя / Н. В. Кочеткова, А. Л. Журавлев // Социальная психология экономического поведения. – Москва : Наука, 1999. – С. 130–142.
9.
Социально-психологические подходы к изучению молодежных субкультур в России / И.
Н. Логвинов [и др.] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 191-200.
10. Позняков, В. П. Социально-психологическая динамика личности и группы в условиях экономических реформ в России / В. П. Позняков, А. Л. Журавлев // Наука. Культура.
Общество. – 2017. – № 2. – С. 5–17.
11. Семенов, В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал. – 2011. – № 5. – С. 92–96.
12. Степанова, Л. С. Нравственный идеал человека российской национальной культуры (на основе анализа философской, культурологической и педагогической литературы XIX-
XXI вв.) // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. – 2007. – Т. 18. – № 44. – С. 264–268.
13. Юревич, А. В.
Макропсихология современного российского общества / А. В. Юревич ;
Российская академия наук, Институт психологии. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2019.
- 381 см. - ISBN 978-5-9270-0396-9 14. Юревич, А. В. Нравственность в современной России
/ А. В. Юревич
// Экономические стратегии. – 2009. – Т. 11. – № 3. – С. 58–63.
15. Юревич, А. В. Количественная оценка психологического состояния современного российского общества /
А. В. Юревич, А. Л. Журавлев
// Современная социальная реальность России и государственное управление. – Москва, 2014. – С. 92–100.
16. Юревич, А. В. Проблема нравственности в психологической науке / А. В. Юревич, А. Л.
Журавлев // Психология нравственности. – Москва, 2010. – С. 5–12.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
432
УДК 159.923-157.87
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   53

ПРОБЛЕМА АМБИЦИОЗНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Ивлев Павел Сергеевич,
студент направления подготовки инфокоммуникационные технологии и системы связи,
Фомин Сергей Денисович,
студент направления подготовки инфокоммуникационные технологии и системы связи,
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет» г. Владивосток
Белоус Игорь Александрович,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и систем
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет», г. Владивосток
Аннотации. В статье рассматривается понятие амбиций и амбициозности среди студентов технических направлений. Описаны основные виды амбиций и способы их формирования. Проведено исследование, которое показало важность здоровой амбиции и её связи с стратегическим планирование.
Ключевые слова: амбиции, виды амбиций, амбициозность, формирование амбиций, стратегическое планирование, мотивация.
Проблема. Нечёткое понимание понятие амбиций среди студентов инженерных направлений.
Цель работы. Исследование важности амбициозности у студентов и изучение способов формирования амбиций.
Каждый студент стремится получить хорошее образование и быть востребованным специалистом, но где они находят мотивацию и как её используют для достижения результата? С какими трудностями придётся столкнуться? Всё чаще начинает встречаться такое понятие, как амбиции.
Многие задумываются над тем, хорошо это или плохо и что это понятие вообще значит. Если углубиться немного в историю, то понятие «амбиции» пришло в русский язык из польского «ambicja», где означало гордость. В свою очередь в польский термин появился из латинского «ambitio», что трактовалось как честолюбие, тщеславие [1]. Если рассматривать изначальный смысл, то

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
433 несомненно, он отражает отрицательные качестве человека XXI века, и, казалось бы, что в наше время необходимо скрывать свои амбиции. Но современное общество начало трактовать этот термин с другой стороны, положительной, тем самым убрав негативное значение слова и теперь, большинство людей наоборот, пытается проявить амбиции.
Так что же означает этот термин с нынешней точки зрения? Амбиции — это стремление к успеху, статусу и достижениям, уверенность в своих силах [2].
Если рассматривать термин с данной стороны, то действительно, наличие амбиций – это хорошо. Встречается много заголовков новостей и статей, где звучит данный термин, описывая достижения не только человека, но и успешных компаний, а также целых стран. Но всегда ли можно сказать, что наличие амбиций – это только положительно? На самом деле даже сейчас, если обращаться к толковым словарям различных авторов, то картина получается нечеткой и смешанной. А если задуматься над тем, какого человека можно назвать амбициозным? Как эти самые амбиции способны помогать или мешать в работе инженерного направления? Как сформировать необходимые амбиции?
На эти и многие другие вопросы будет найдет ответ в статье.
Как уже было сказано, амбиции - это стремление к достижению высоких целей, успеху и превосходству, у человека есть сильное желание добиться чего- то большего, чем он уже имеет. Амбиции связаны с карьерой, личной жизнью, образованием, спортом или любым другим аспектом жизни.
Амбиции могут быть различными в зависимости от того, какие цели ставит перед собой человек. Они встречаются во всех сферах жизни человека и присущи каждому. Важно понимать, что каждый вид может сочетаться между собой и не ограничиваются перечисленными выше типами. Каждый человек может иметь свои уникальные амбиции, которые помогают ему реализовать потенциал и достичь желаемых результатов в жизни.
Однако они могут быть как положительными, так и отрицательными. С одной стороны, амбиции могут мотивировать человека на достижение важных целей и помочь ему реализовать свой потенциал. С другой стороны, слишком