Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1018

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
460
Характеристики субъект-объектного отношения руководителя: подчиненный воспринимается преимущественно как лишенный индивидуальных ограничений и преимуществ «набор рабочих функций»; слабая эмоциональная связь с подчиненными, жесткое соблюдение субординации; убежденность в собственной правоте, не корригируемая обоснованными отличающимися мнениями подчиненных. Закрытость к обсуждению управленческих решений; низкая респонсивность к конструктивной критике со стороны подчиненных; отсутствие своевременной положительной обратной связи; переоценка личного вклада в успех по сравнению с вкладом подчиненных.
Выводы. Профессиональная вовлеченность сотрудников реагирует на личность руководителя, опосредованно выраженную в субъект-субъектном или субъект-объектном отношении к подчиненным. Субъект-субъектное отношение определяет взаимодействие, в котором учитывается личность партнера по общению как носителя уникального внутреннего мира, в том числе – потребностно-мотивационной системы.
Субъект-объектное отношение характерно для асимметричного взаимодействия, в котором один партнер обращается к другому как к объекту-носителю ряда функций, пренебрегая его личностной уникальностью.
Перспективы исследования: увеличение выборки «руководители – подчиненные»; сбор психодиагностического материала о характере связи личностных особенностей руководителей, личностных особенностей подчиненных и уровня и структуры рабочей вовлеченности.
Список использованной литературы
1.
Белоусова, С. А. Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного ресурса персонала : автореф. дис. На соискание ученой степени канд. псих. наук / С. А. Белоусова. – Москва, 2011. – 38 с.
2.
Громова, Н. В. Вовлеченность персонала - основной резерв повышения эффективности деятельности современных компаний / Н. В. Громова // Вестник РЭА им. Г. В.
Плеханова. – 2018. – № 6 (102). – С. 32-36.
3.
Кабалина, В. И. Вовлечённость работников: систематизация подходов к определению и измерению / В. И. Кабалина, А. В. Макарова // Организационная психология. – 2022. –
Т. 12. – № 3. – С. 110–137.
4.
Козарезова, Е. И. Влияние стиля управления руководителя на уровень вовлеченности сотрудников // Human Progress. – 2019. – Том 5. – Вып. 7.– С. 54.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
461 5.
Липатов, С. А. «Вовлеченность работника в организацию» или «увлеченность работой»
: соотношение понятий // Организационная психология. – 2015. – №1. – С. 104-110.
6.
Смирнов, П. С. Вовлеченность персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресурсами / П. С. Смирнов // Организационная психология. – 2019. – Т. 9.– № 1. – С. 81-95.
7.
Чуланова, О. Л. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом / О. Л. Чуланова, О. И.
Припасова // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. – Том 8. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-organizatsii-osnovnye-podhody- bazovye-printsipy-praktika-ispolzovaniya-v-rabote-s-personalom/viewer (дата обращения:
22.11.22)
– Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
8.
Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. – Москва : Изд- во «Институт психологии РАН», 2013. – 464 с.
9.
Якимова, З. В. Динамика уровня вовлеченности персонала в зависимости от стажа работы в организации / З. В. Якимова, А. С. Пушкина // АНИ: экономика и управление.–
2018.– №1 (22). – С. 65-69.
10. Batista-Taran, L. C., Shuck, M. B., Gutierrez, C. C., & Baralt, S. (2009). The role of leadership style in employee engagement. In M. S. Plakhotnik, S. M. Nielsen, & D. M. Pane (Eds.),
Proceedings of the Eighth Annual College of Education & GSN Research Conference (pp. 15-20).
Miami: Florida International University.
11. Employee engagement: definitions, measures and outcome // Discussion report. - January 2021. -
URL: https://www.cipd.co.uk/Images/employee-engagement-discussion-report_tcm18-89598.pdf
12. Kular S., Gatenby М., Rees Ch., Soane Е., Truss К. Employee Engagement: A Literature Review.
- Kingston Business School. Kingston University Working Paper Series. – 2009. – October. – No
19.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
462
УДК 159.962.7
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   53

МЕТОД АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
Шебанова Виталия Игоревна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента
ФГБОУ ВО «Херсонский аграрный университет», г. Херсон
Шебанова Светлана Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
ФГБОУ ВО «Херсонский аграрный университет», г. Херсон
Аннотация. Показаны особенности метода аутогенной тренировки в работе психолога.
Описаны сферы применения аутогенной тренировки, наиболее частые причины обращений, проблемы, которые решаются с помощью данного метода.
Ключевые слова: метод аутогенной тренировки, сферы применения аутогенной тренировки, психическая саморегуляции, саморасслабление, самовнушение, работа психолога.
Постановка проблемы. Среди различных классических методов, технологий и инструментов аутогенная тренировка занимает особое место в работе психолога-практика.
Цель: показать особенности метода аутогенной тренировки в работе психолога.
Аутогенная тренировка (АТ) – это метод активизации и использования глубинных ресурсов человека за счет погружения в состояние полного физического и психического равновесия. АТ может использоваться как эффективное средство профилактики, лечения и реабилитации множества заболеваний, как метод отдыха и восстановления сил, как способ быть более спокойным, рассудительным, умиротворенным.
Техника аутогенной тренировки (АТ) представляет собой эффективный способ психической саморегуляции на основе саморасслабления и самовнушения. Техника направлена на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, которые нарушаются под влиянием стресса.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
463
Сферы применения АТ. Возможности АТ довольно широки. Это метод, который влияет на человека в целом, однако его воздействие (в зависимости от необходимости) может быть направлено на различные сферы:
• тело и работа с ним (ощущения, боли, заболевания);
• эмоциональное состояние (тревога, страх, напряжение, другие эмоции, настроение);
• воля (мотивация, собранность, достижение целей, упорство, тренировка навыков);
• разум (интеллектуальные способности, ясность мысли, развитие памяти, внимания, мышления);
• творчество (развитие способностей, образное мышление, вдохновение);
• ситуации с другими людьми (отношение к ситуации, поведение в ней);
• познание себя и мира (опыт экзистенциальных переживаний, контакт с бессознательным, чувствительность к себе и миру).
Я. Н. Воробейчик отмечает, что работа в каждом из направлений требует персонального подхода, акцента на определенных навыках, индивидуально подобранного комплекта формул самовнушения [1].
Наиболее частые причины обращений, проблемы, которые решаются с помощью АТ:
• снижение эмоционального напряжения, чувства тревоги и страха;
• нормализация сна (засыпания, пробуждения, полноценного отдыха во сне);
• мобилизация энергетических и творческих ресурсов;
• восстановление сил за короткое время;
• коррекция дезадаптивного поведения (чрезмерное употребление алкоголя, курение, переедание и излишний вес и т.п.);
• улучшение спортивных достижений;
• укрепление иммунитета к простудным заболеваниям;


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
464
• профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы (инфаркта, инсульта);
• укрепление мотивации и воли;
• снятие последствий стрессов и невротических состояний;
• лечение невротических расстройств, связанных с психофизическим истощением, страхами и ночными кошмарами, навязчивыми состояниями;
• профилактика, сопровождение и реабилитация при психосоматических заболеваниях (гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, аллергические реакции, мигрени и т.д.);
• облегчение течения и помощь в лечении соматических заболеваний;
• самопознание, саморазвитие и самовоспитание;
• восстановление контакта с собственным телом;
• снижение влияния эмоций на поведение;
• обретение устойчивости в стрессовых ситуациях;
• развитие восприимчивости к миру и другим людям.
АТ включает в себя две ступени.
Упражнения первой ступени позволяют освоить: навыки релаксации; управление своим эмоциональным и физическим состоянием; достижение и удержание внутреннего равновесия; применение формул самовнушения.
Вторая ступень направлена на развитие творческих возможностей и интуитивного мышления, познание себя и мира, разрешение экзистенциальных вопросов.
При использовании АТ в своей практической деятельности мы информируем клиента/группу с действенными механизмами АТ, сущностью метода и теми простыми условиями, которые позволяют повысить эффективность достижения поставленных целей [2; 3]:
- принять удобную релаксационную позицию (позу «кучера», положение
«полусидя в кресле» или лежа): «Примите наиболее комфортную для себя позицию. Найдите максимально удобное положение для рук, ног и головы. Вы

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
465 можете оставаться с открытыми глазами или прикрыть их так, как будто бы вы прилегли отдохнуть. Нет необходимости стремиться достичь глубокого расслабления, потому что любая его стадия позволяет реализовать поставленные задачи. Нет необходимости что-то заставлять себя делать – проявления волевых усилий лишь усложняют достижение релаксации;
- проговаривать «внутри себя» формулы, произносимые психологом во время сеанса, при этом желательно образно представлять ситуацию, которая описывается словами (например, приятный отдых, легкое и свободное дыхание, стройная фигура, легкая, летящая походка и т.п.);
- заранее продумать и сформулировать задачи проведения аутотренинга, например: дифференцировать ощущение голода и сытости, останавливаться в момент насыщения; получать ощущение удовлетворенности от процесса еды, формировать навыки рационального питания (или восстановление психического равновесия, уменьшение эмоциональной напряженности, преодоление последствий стресса и т.п.);
- перед началом сеанса рекомендуется проделать несколько физических упражнений, которые содействуют улучшению ощущения релаксации
(напряженность мышц изменить расслаблением).
АТ включает следующие стандартные стадии:
- расслабление;
- тяжесть (рук, ног, плеч, тела на расслабление мышечного тонуса);
- тепло (рук, ног – на расширение сосудов кожного покрова);
- дыхание (спокойное, равномерное и плавное);
- «пульс» (сердце бьётся ровно и спокойно); тепло живота и области солнечного сплетения (нормализация кровоснабжения внутренних органов); прохлада лба;
- самонастройка на желаемое состояние (формулировка позитивных утверждений, которые помогают реализовывать цели, разрешение психологических задач, преодоление болезненных процессов и состояния);
- завершение АТ.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
466
Коротко остановимся на стадии завершения. Специальная методика выхода позволяет за короткое время эффективно перейти от аутогенного состояния к бодрствованию и максимально активизироваться.
Для выхода из аутогенного состояния: а) перестаньте выполнять инструкцию занятия и сконцентрируйте внимание на том, что вы хорошо отдохнули и скоро выйдете из аутогенного состояния; б) медленно сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках, во всем теле; в остальном позу не меняйте; в) не разжимая кулаков, вытяните руки в сторону коленей; г) дождитесь окончания очередного выдоха; д) сделайте глубокий вдох, одновременно на вдохе поднимите руки вверх, прогните спину, обратите лицо вверх; е) сделайте паузу продолжительностью около 1—2 секунд, чтобы подготовиться к четкому выполнению последней фазы выхода; ж) одновременно: резко выдохните через рот, разожмите кулаки и откройте глаза.
Во время выхода из аутогенного состояния следует максимально сосредоточиться на энергии, силе, накопившихся за время занятия (даже если их прирост и был небольшим). К каждой фазе выхода переходите только после того, как выполнена предыдущая. Фазы а-е выполняйте замедленно, фазу ж – максимально быстро и энергично.
Тем, у кого артериальное давление имеет тенденцию к повышению, во время выхода нужно концентрироваться на спокойной, умиротворенной силе, накопившейся за время занятия.
Склонным к пониженному артериальному давлению надо сосредоточиться на бодрости, заряженности энергией, ощущении озноба вдоль позвоночника,
«мурашек» вдоль тела.
Закончив занятие, перестаньте выполнять инструкцию данного занятия, посидите некоторое время с закрытыми глазами, затем медленно выпрямите спину и откройте глаза. Посидите 1-2 минуты, после этого можно встать.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
467
Вывод: аутогенная тренировка – классический метод активизации и использования глубинных ресурсов человека за счет погружения в состояние полного физического и психического равновесия. Используется в индивидуальной и групповой работе психолога как эффективное средство профилактики, лечения и реабилитации множества заболеваний, как метод отдыха и восстановления сил.
Список использованной литературы
1.
Воробейчик, Я. Н. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / Я. Н.
Воробейчик. – Одесса : Альянс-Юг, 2004. – 360 с.
2.
Шебанова, В. И. Тренинг нормализации пищевого поведения : программа психологического сопровождения на пути к свободе от переедания. Практическое руководство / В. И. Шебанова. – Херсон : ПП Вишемирский В. С., 2014. – 394 с.
3.
Шебанова, В. І. Феноменологія харчової поведінки у континуумі «норма-патологія» : монографія / В. І. Шебанова. – Херсон : ПП Вишемирський В.С., 2016. – 612 с.