Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 842

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
468
УДК [159.922.7:37.015.3:005.32]-057.87
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Шумова Анастасия Александровна,
студентка направления подготовки психология и социальная педагогика
Научный руководитель: Локаткова Ольга Николаевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики,
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный национальный исследовательский университет им. Н. Г. Чернышевского», г. Саратов
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы социально-психологической адаптации и мотивации обучения старшеклассников. Изучены условия и факторы, детерминирующие процесс и результат школьной адаптации в период обучения в старших классах школы.
Ключевые
слова: адаптация, старшеклассники, адаптационный потенциал, самоопределение, мотивация.
Приспособление к новым условиям окружающей действительности играет очень важную роль во всех сферах жизнедеятельности человека. Адаптация обучающихся к условиям образовательной среды общеобразовательного учебного заведения обеспечивает эффективность усвоения учебного материала, принятие социальной роли, уверенность в своих возможностях, способности эффективно функционировать в социальном взаимодействии [3, с. 474].
Цель работы. Изучение вопросов адаптации подрастающего поколения в период обучения в старших классах общеобразовательной школы требует комплексного анализа литературных источников по данной тематике, подробного изучения феномена адаптации, адаптационной готовности личности, адаптационного потенциала.
Традиционно, процесс адаптации личности рассматривается с позиций следующих подходов – биологического и социально-психологического. С точки зрения биологического подхода, факторами адаптации являются физиологические характеристики организма человека, биохимические, генетические, нейрофизиологические особенности его жизнедеятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
469
Другими словами, особенности приспособительных реакций организма к внешним раздражителям, функциональные возможности организма. Согласно
М. В. Григорьевой, в основе психофизиологического обеспечения адаптации индивида к новым условиям протекания различных видов деятельности лежит подвижность нервной системы [5, с. 10]. Социально-психологический подход предполагает анализ понятия «адаптация» в контексте социальной психологии, психологии личности. Факторами адаптации в рамках данного подхода являются психические феномены на уровне личности, психологические особенности, индивидуальные психологические характеристики, особенности активности психики. Социально-психологическая адаптация — это приспособление личности к группе, при котором индивид взаимодействует с ней, удовлетворяя свои социальные потребности, выполняя ролевые ожидания группы, при этом без длительных внутриличностных конфликтов проходит этап самоутверждения и вырабатывает собственный стиль поведения [6, с. 19]. Социально- психологическую адаптацию следует рассматривать как результат оптимального взаимодействия личности и окружающей среды. Ключевая цель в данном случае заключается в достижении психического здоровья, т.е. состояния благополучия, в котором человек может реализовать свои способности и продуктивно работать.
Однако в процессе взаимодействия личность может получать информацию, приводящую к рассогласованию личностно-значимых ценностей, и вызывает конфликт. Вследствие этого индивид оказывается в дискомфортном состоянии и формирует нормативную модель поведения в непривычной обстановке [1, с. 82].
Согласно возрастной периодизации, старший школьный возраст - этап развития личности от 14-15 лет и до 17-18 лет. Данный период отличается завершением психического становления личности ввиду перехода к формированию трудовой и гражданской деятельности. Также, предполагает укрепление и совершенствование новообразований, возникающих в подростковом возрасте, закрепление психологических приобретений в результате прохождения подросткового кризиса. В старшем школьном возрасте происходит изменение социальной ситуации развития и перед школьником


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
470 стоит задача планирования своего жизненного пути, выбора профессии, ориентиров, жизненных и профессиональных ценностей [3, с. 473].
Процесс становления личности старшего школьника сопровождается формированием мировоззрения.
Стремление к профессиональному самоопределению приводит к возникновению потребности разобраться в собственных переживаниях, оценить моральную сторону поступков, выработке на основе этого взглядов и убеждений. Своеобразие познавательной деятельности в старшем школьном возрасте заключается в том, что учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений. Сознательный выбор профессии и определение своего жизненного пути предполагает достаточно высокую ступень психического развития школьника и известный уровень его жизненной зрелости, наличие сложных опосредованных потребностей [4, с. 531].
Согласно Л. С. Выготскому выбор профессии — это определение основного дела собственной жизни, от которого зависит качество жизни, ценностные ориентиры, статус и принятие личности в обществе. А. С. Макаренко в своих научных трудах излагал следующую идею - каждый труд должен быть творческим и обучение воспитанников творческому труду – особая задача воспитателя. Стоит отметить, что творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с воодушевлением, положительными эмоциями, понимает в нем свою пользу, воспринимает его в качестве основной формы проявления личности и таланта [2, с. 177]. В противоположность этому, выбор профессии в старшем школьном возрасте может происходить поверхностно, под влиянием случайных обстоятельств. Велик риск проявления незрелости в развитии профессиональных устремлений обучающихся, психологическая неподготовленность к выбору профессии.
Наличие внутренней позиции старших школьников, осознанного выбора профессии прямо пропорционально связано с познавательным интересом и положительной учебной мотивацией обучающихся. Учебная мотивация

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
471 побуждает школьника идти в школу или другое учебное заведение, определяет его желания, цели и мотивы в учебной деятельности, мотивация формирует учебную деятельность осмысленной и целенаправленной.
Главная характеристика мотивации учебной деятельности – это соотношение в ней внутренней и внешней мотивации, которые различаются по своей эффективности. Внутренняя мотивация, которая зарождается внутри человека, проявляется в личной заинтересованности личности в чём-либо, т.е. самомотивация. Это ситуация, когда деятельность, действительно, интересна и привлекательна человеку сама по себе. В этом случае человек полностью погружается в неё, не чувствую какого-либо давления со стороны. Именно здесь описана качественная модель мотивации. Благодаря данному виду мотивации старший школьник преодолевает все стоящие перед ним трудности, прикладывает для этого все необходимые усилия для достижения своей цели, ведь развитие внутренней мотивации учения - это всегда движение вверх.
Внешняя мотивация не зависит от желания самой личности, она связана с любыми иными причинами что-либо делать помимо внутренней заинтересованности. Чаще всего внешняя мотивация формируется в случае, когда необходимо выполнить какую-либо деятельность или принять участие где- либо, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания. Чаще всего это происходит под давлением родителей и учителей. Например, когда родителям важен не столь уровень знания своего ребёнка, сколько его оценки, поэтому дети из последних сил стараются получить удовлетворительные оценки, не улавливая при этом материал. Здесь описана количественная модель мотивации, в данном случае результат будет менее качественным. Данный вид мотивации негативно сказывается на результатах учебного процесса [5, с. 34].
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   53

Выводы. Установлено, что в период старшего школьного возраста успешная социально-психологическая адаптация связана с такими феноменами, как формирование внутренней позиции личности, положительной учебной мотивации, формированием мировоззрения, профессиональным самоопределением. Среди признаков, свидетельствующих об успешной

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
472 социально-психологической адаптации старшеклассника представляется возможным выделить следующие характеристики.
Во-первых, это удовлетворённость старшеклассника отношениями с одноклассниками и учителями. Именно этот признак более вероятно выдаёт то, что школьник полностью освоился в новом коллективе. Во-вторых, это мотивация к обучению, которая характеризуется положительным отношением к учёбе в целом, наличием познавательного мотива, стремления успешно выполнять все предъявляемые требования. В-третьих, это степень самостоятельности, так как это является одной из главных задач современного образования, которая характеризуется в умении применять свои знания, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях и т.д. В-четвёртых, признаком, который характеризует адаптированность подростка является наличие у него положительного эмоционального состояния, отсутствие выгорания, переутомлений.
Список использованной литературы
1.
Локаткова, О. Н. Исследование взаимосвязи структурных компонентов эмоционально- волевой регуляции с личностными адаптивными способностями студентов-педагогов /
О. Н. Локаткова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 3(95). –
С. 81-85. – DOI 10.24158/spp.2022.3.11.
2.
Локаткова, О. Н. Роль общественно-полезной деятельности в воспитании подрастающего поколения / О. Н. Локаткова // Страховские Чтения. – 2022. – № 30. – С.
175-181.
3.
Локаткова, О. Н. Особенности детско-родительских отношений и их влияние на формирование конфликтного поведения в подростковом возрасте / О. Н. Локаткова //
Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8(210). – С. 473-477. – DOI
10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p473-477.
4.
Тарасова, Л. Е. Изучение адаптационного потенциала выпускников школы / Л. Е.
Тарасова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2(204). – С.
531-534. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p531-534.
5.
Шамионов, Р. М. Академическая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, Е. С. Гринина, А. В.
Созонник ; Под редакцией Р.М. Шамионова. – Москва : Перо, 2023. – 160 с. – ISBN 978-
5-00204-935-6.
6.
Шаров, А. А. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого- педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы / А. А. Шаров, О. В.
Хмелькова, О. И. Суслова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 2. –
С. 17.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
473
Экономические науки

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
474
УДК 658:004.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В
ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ
Голубева Яна Александровна,
студент направления подготовки менеджмент организации
Швед Мария Владимировна,
студент направления подготовки менеджмент организации,
Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар
Научный руководитель: Петровская Анна Викторовна
кандидат экономических наук, доцент
Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар
Аннотация. На сегодняшний день актуальной становится проблема внедрения новых технологий и формирования цифровой экономики. В статье раскрывается понятие искусственного интеллекта, а также рассмотрены преимущества и риски искусственного интеллекта в экономике организации.
Ключевые слова: искусственный интеллект, организация, экономика, технологии, преимущества, риски.
Искусственный интеллект превратился в ключевую технологию, стимулирующую рост и инновации в экономике организации. Автоматизируя рутинные задачи, улучшая процесс принятия решений и обеспечивая персонализацию и кастомизацию, технология искусственного интеллекта может предложить организациям значительные преимущества. Однако существуют также значительные риски, связанные с использованием искусственного интеллекта, включая потенциальное смещение с работы, этические проблемы и риск предвзятости при принятии решений. В этой статье мы рассмотрим преимущества и риски, связанные с использованием искусственного интеллекта в экономике организации, и предложим рекомендации по эффективному и ответственному использованию.
Цель работы: изучить и проанализировать возможные риски и преимущества при использовании искусственного интеллекта в экономике организации.
Искусственный интеллект (ИИ) относится к способности компьютерных систем выполнять задачи, которые обычно требуют интеллекта человеческого уровня. Это включает в себя целый ряд возможностей, включая обучение,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
475 решение проблем, принятие решений и понимание языка, среди прочего.
Технология искусственного интеллекта стала возможной благодаря использованию алгоритмов, машинного обучения и анализа данных [3].
Развитие технологии искусственного интеллекта можно проследить до середины двадцатого века, но в последние годы ее использование в промышленности и организациях ускорилось благодаря достижениям в области вычислительной мощности, хранения данных и алгоритмов машинного обучения. Использование технологии искусственного интеллекта в экономике организации может обеспечить многочисленные преимущества, включая повышение эффективности, расширенные возможности принятия решений и экономию средств.
Существует несколько причин, по которым организации могут предпочесть внедрение технологии искусственного интеллекта. Одной из основных движущих сил является желание автоматизировать повторяющиеся и отнимающие много времени задачи, освобождая сотрудников для более стратегической и творческой работы. Например, чат-боты на базе искусственного интеллекта могут обрабатывать базовые запросы в службу поддержки клиентов, позволяя представителям-людям решать более сложные вопросы.
Еще одна причина, по которой организации могут предпочесть внедрение технологии искусственного интеллекта, заключается в улучшении процесса принятия решений. Алгоритмы искусственного интеллекта могут анализировать огромные объемы данных и предоставлять информацию, которую люди могут упустить, помогая организациям принимать более обоснованные решения, основанные на данных. Например, алгоритмы искусственного интеллекта могут быть использованы для прогнозирования того, какие продукты с наибольшей вероятностью будут продаваться, что позволяет организациям оптимизировать свои запасы и сократить количество отходов.
Наконец, использование технологии искусственного интеллекта может помочь организациям оставаться конкурентоспособными во все более цифровом

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
476 мире. По мере того, как все больше компаний внедряют технологии искусственного интеллекта, те, которые не рискуют отстать. Внедряя технологии искусственного интеллекта, организации могут позиционировать себя как лидеров в своих отраслях и получать конкурентные преимущества [4].
Для того чтобы внедрить технологию искусственного интеллекта, организации должны иметь определенные предпосылки. К ним относятся доступ к большим объемам данных, надежная вычислительная инфраструктура и квалифицированная рабочая сила, способная разрабатывать и внедрять алгоритмы искусственного интеллекта. Кроме того, организации должны иметь четкое представление о потенциальных преимуществах и рисках технологии искусственного интеллекта и план того, как она будет интегрирована в их существующие рабочие процессы.
Внедрение искусственного интеллекта в экономику организации может дать множество преимуществ, самые основные среди которых.
1. Повышение эффективности: технология искусственного интеллекта может автоматизировать рутинные и повторяющиеся задачи, освобождая сотрудников для более стратегической и творческой работы. Это может привести к значительному повышению эффективности и продуктивности.
2. Экономия средств: благодаря автоматизации задач и повышению эффективности технология искусственного интеллекта может привести к экономии средств организаций. Этого можно достичь за счет снижения затрат на рабочую силу, улучшения управления цепочками поставок и сокращения отходов.
3. Улучшенное принятие решений: алгоритмы искусственного интеллекта могут анализировать огромные объемы данных и предоставлять информацию, которую люди могут упустить, что приводит к принятию более обоснованных решений, основанных на данных. Это может быть особенно ценно в таких отраслях, как финансы и здравоохранение, где решения имеют значительные последствия.