Файл: Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 Организация и управление торговосбытовой деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схема размещения мест хранения на складе
Н О П Р Б Ю Е
Ж З
Участок приемки и отпуска груза
Я А В С Т У
Д
И
Ф
Х Э Г К Ц Ч
Ш Л
М
Определим общее число перемещений товаров на складе следующим образом:
, где П – общее число перемещений на складе;
2l – удвоенное расстояние места хранения товарной позиции на складе, м; n – количество грузовых пакетов, отпущенных за отчетный период.
Таблица 2 -Расчет общего числа перемещений товаров на складе
Удвоенное расстояние места хранения товарной позиции на складе, м (2l)
18 16 14 12 10 8 6
4 2
Итого в ряду
Ряд № 1
Число грузовых пакетов, n
210 10 5 10 0 85 25 0 15 360
Число перемещений
3780 160 70 120 0 680 150 0 30 4990
Ряд № 2
Число грузовых пакетов, n
10 10 15 15 0 75 160 20 5 310
Число перемещений
180 160 210 180 0 600 960 80 10 2380
Ряд № 3
Число грузовых пакетов, n
0 15 145 80 10 5 0
5 15 275
Число перемещений
0 240 2030 960 100 40 0 20 30 3420
Общее число перемещений товаров на складе:
10790
Выделим значимый (с точки зрения количества внутрискладских перемещений) ассортимент склада и разместим его в "горячей" зоне.
Для выделения значимого ассортимента применяется правило Парето (20/80)
Для разделения товаров на группы необходимо расположить все ассортиментные позиции в порядке убывания количества грузовых пакетов, отпущенных за отчетный период. После этого первые шесть позиций (примерно 20% наименований) дадут примерно 80% объема работы склада, т.е. числа грузовых пакетов.
Разместим товары на складе с учетом правила Парето
Т
Ж Л Я Э С
Е У
Н
Участок приемки и отпуска груза
Х
Б
П Ц А М И К
Д
Ш Ч
Ф Р О З
В Ю Г
И вновь определим общее число перемещений по той же схеме.
Таблица 3
Удвоенное расстояние места хранения товарной позиции на складе, м (2l)
18 16 14 12 10 8 6
4 2
Итого в ряду

Ряд № 1
Число грузовых пакетов, n
0 0 5 10 15 15 25 75 210 355
Число перемещений
0 0 70 120 150 120 150 300 420 1330
Ряд № 2
Число грузовых пакетов, n
0 0 5 10 10 15 20 80 160 300
Число перемещений
0 0 70 120 100 120 120 320 320 1170
Ряд № 3
Число грузовых пакетов, n
0 5 5 10 10 15 15 85 145 290
Число перемещений
0 80 70 120 100 120 90 340 290 1210
Общее число перемещений товаров на складе:
3710
Найдем во сколько раз сократится число перемещений при условии размещения значимого ассортимента товаров в "горячей" зоне:
10790 / 3710 = 2,91 раза
Раздел 3. МДК 01.03 Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда
1. Тема: Изучение оборудования и процессов товародвижения предприятия оптовой торговли.
Цель работы: Знакомство с видами оборудования, их назначением и особенностями эксплуатации. Анализ процессов товародвижения. Разработка рекомендаций по повышению уровня механизации и автоматизации товародвижения.
2. Тема: Изучение оборудования предприятий розничной торговли непродовольственными товарами.
Цель работы: Знакомство с видами оборудования предприятий розничной торговли, его назначением и применением. Сравнительный анализ достоинств, недостатков и предпочтительных сверх применения различных видов оборудования (по заданию преподавателя).
3. Тема: Изучение оборудования предприятий розничной торговли продовольственными товарами.
Цель работы: Изучение особенностей оборудования для торговли продовольственными товарами, назначения и фактического использования. Сравнительный анализ достоинств, недостатков и предпочтительных сфер применения различных видов оборудования (по заданию преподавателя).
4. Тема: Разработка рекомендаций по техническому перевооружению предприятия розничной торговли.
Цель работы: Провести анализ оборудования действующей торговой точки, выявить недостатки используемых видов торгового оборудования. Обосновать предложения по замене отдельных видов оборудования, выполнить планировку торговой точки до и после технического перевооружения.


Итоговое задание
Итоговым заданием при изучении курса «Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда» является выполнение проекта технического перевооружения торгового предприятия.
Для выполнения этого задания рекомендуется выбрать какой-либо небольшой магазин и провести его техническое перевооружение. То есть проанализировать характеристики действующего оборудования, сравнить с характеристиками современного оборудования и обосновать замену оборудования на более совершенное. Возможно также введение каких-нибудь новых позиций торгового оборудования, которых не было раньше.
Пример выполнения такого задания с замечаниями прилагается.
Пример выполнения итогового задания
Справка о магазине «ФИЛ»
Магазин «ФИЛ» - обычный придомовой магазин со средним продовольственным ассортиментом, также в продаже имеются сопутствующие бытовые товары.
Достоинства:

Есть безналичный расчет;

Удобное расположение для жителей близ лежащих домов;

Товар закупается мелкими партиями, поэтому продукция всегда свежая.
Недостатки:

Работает не круглосуточно (с 9:00 до 22:00);

Неудобная планировка, как следствие дискомфорт нахождения в магазине для покупателей;
1. Планировка (расстановка) оборудования до перевооружения
1 2
4 5
6 7
8 3
13 12 14 15 16 11 10 9
17 18 19 22 21 20

Рис.1 Планировка (расстановка) оборудования до перевооружения
1 – Стеклянные холодильные шкафы-купе с пивом и водой;
2 – Торговая витрина с конфетами и шоколадом;
3 – Стеллажи металлические с алкогольной продукцией (Водка, Вино, Коньяк и т.д.);
4 – Морозильный ларь прямым стеклом с замороженными овощами;
5 – Морозильный ларь прямым стеклом с мороженным;
6 – Морозильный ларь с прямым стеклом полуфабрикатами;
7 – Морозильный ларь с прямым стеклом полуфабрикатами;
8 – Прилавок с кассой мелкими сопутствующими товарами;
9 – Холодильная витрина с сыром и сырными продуктами;
10 – Холодильная витрина с колбасой и готовыми и мясными продуктами;
11 – Холодильная витрина с рыбой и морепродуктами;
12 – Морозильный ларь с прямым стеклом с замороженными мясом;
13 – Витрина с бытовой химией и сопутствующими товарами;
14 – Витрина с бытовой химией;
15 – Стеллаж для хлебобулочных изделий;
16 – Стеллаж для хлеба;
17 – Витрина с кондитерскими изделиями;
18 – Стеллаж металлический с соусами и приправами;
19 – Стеллаж металлический с чипсами и различными снеками;
20 – Шкаф для сигарет с раздвижными дверями для сигарет;
21 – Стеллажи металлические с водами и соками;
22 – Холодильная витрина с овощами и фруктами;
Недостатки плана магазина:

Из-за холодильных витрин, не видно полностью стеллажей, поэтому покупателям приходится тянуться;

Также из-за неудачной расстановки торгового оборудования на полу стоят: воды (5 л), мешки с овощами и др. тяжелые продукты, что мешает покупателям ознакомится с ассортиментом;

Так как нет самообслуживания, на кассе выстраивается очередь вдоль витрин, что также мешает полноценно ознакомится с ассортиментом;

Морозильное оборудование стоит в разных местах, что неудобно для покупателей (приходится переходить из одного края зала в другой.)

Холодильные витрины заполнены не полностью/полупустые
(неэффективное использование)

Оборудование поставлено таким образом, что продавец может не заметить кражи товара (особенно со стеклянные холодильные шкафы-купе с пивом и водой №1), а противокражной системы нет.


Рис.2 Планировка и расстановка оборудования после перевооружения
1 – Стеллаж металлический с бытовой химией и сопутствующими товарами;
2 – Стеллаж металлический с крупами и едой быстрого приготовления;
3 – Стеллаж металлический с соусами и приправами;
4 – Холодильная витрина с колбасами, готовыми мясными продуктами, сырами и готовыми рыбными и морепродуктами;
5 – Холодильная витрина с овощами и фруктами;
6 – Стеклянные холодильные шкафы-купе с пивом и водой;
7 – Стеллажи металлические с алкогольной продукцией (Водка, Вино, Коньяк и т.д.);
8 – Стеллажи металлические с водами и соками;
9 – Стеллаж для хлебобулочных изделий;
10 – Прилавок кассовый с мелкими сопутствующими товарами;
11 – Морозильный ларь с мороженным;
12 – Морозильный ларь с гнутым стеклом с замороженными мясом;
13 – Морозильный ларь с гнутым стеклом с полуфабрикатами;
14 – Торговая витрина с конфетами и шоколадом;
15 – Стеллаж металлический с чипсами и различными снеками;
16 – противокражная система (рамка+радиометки)
Достоинства перепланировки магазина:

Самообслуживание, позволит покупателям выбрать продукт самому, без участия продавца консультанта;

Замена холодильных витрин, на горки холодильные, для экономии пространства и эффективного использования оборудования;

Замена морозильных ларей с прямым стеклом на морозильные лари с гнутым стеклом;

Расстановка оборудования одного назначения (например, морозильного) в одном краю магазина.
10 9
5 6
1 2
3 12 13 11 7
4 8
14 15 16


Установка противокражной системы.
Замечания по примеру выполнения итогового задания
1) При техническом перевооружении магазина необходимо сохранить его действующую организационную форму и менять оборудование только в ее рамках. То есть, если первоначальная форма продажи в магазине – через прилавок, то и оборудование меняем так, чтоб оно подходило именно торговле через прилавок. Если же это магазин самообслуживания, то и оборудование меняем соответственное этой форме.
2) Замена холодильных витрин на холодильные горки является нерациональной для торговли через прилавок, т.к. продавец там сам выдает товар покупателю. Это значит, что необходимости в холодильных горках просто нет. Также у холодильных горок значительно выше затраты на электроэнергию, потому что они являются открытыми, и холодный воздух попадает в помещение. Плюс ко всему, продавцу нельзя весь день стоять у холодильной горки, так как это будет вредно для его здоровья из-за постоянного потока холодного воздуха оттуда.
3) Замена морозильных ларей с прямым стеклом на морозильные лари с гнутым стеклом будет
− с экономической точки зрения убыточным. Так как придется покупать новое оборудование и продавать старое по заниженной цене (т.к. оно б/у), а из-за этого можно потерять десятки тысяч рублей.
− с потребительской точки зрения практически бессмысленным, т.к. холодильные лари с гнутым стеклом почти ничем не отличаются от холодильных ларей с прямым стеклом, за исключением того, что многие потребители чисто визуально предпочитают холодильные лари с гнутым стеклом, что лишь незначительно влияет на степень удовлетворенности покупателей.
4) Расстановка оборудования одного назначения в одном краю магазина будет нецелесообразной, т.к. в магазинах, где продажа ведется через прилавок, как правило, небольшая площадь помещения. Поэтому в первую очередь нужно думать о том, чтобы в имеющемся пространстве расположить оборудование максимально рационально.
Также в магазинах самообслуживания оборудование расставляется согласно правилам мерчендайзинга, чтобы стимулировать продажи. Но в магазинах с прилавочной формой, вероятно, не придется обходить весь магазин, чтобы рассмотреть весь товарный ассортимент и практически все товары можно увидеть с одной точки.
5) Противокражная система в виде рамок с радиометками подходит для магазинов самообслуживания, но не для магазинов с прилавочной формой продаж, т.к. в таких магазинах товары обычно не защищаются противокражными датчиками.
Таким образом, все техническое перевооружение было произведено с учетом изменения прилавочной формы продаж на самообслуживание. А изменять организационную форму недопустимо.
5.4 Примеры расчетно-графических работ
Расчетно-графическая работа 1
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Тема: Мерчандайзинг товаров
Цель работы: изучить способы выкладки товаров, реализуемых в розничных торговых точках г. Владивостока, построить планограмму
Объекты изучения: розничная торговая сеть г. Владивостока

Задание 1. Проанализируйте выкладку товаров на примере любой товарной группы
(выберите самостоятельно), сделайте планограмму (пример планограммы рис.1). Внесите предложения в выкладку данной товарной группы, приложите новую планограмму.
Рис.1.-Планограмма шоколадных наборов
Планограмма шоколадных наборов

Задание 2. Оцените эффективность мерчендайзинга, рассчитав соответствующие коэффициенты.
Таблица 1 - Эффективность планировки магазина
Название отдела
Коэффициент подхода к отделу, К
1
Коэффициент покупки, К
2
Коэффициент привлекательности отдела, К
3
До изменений
После изменений
До изменений
После изменений
До изменений
После изменений
Общее количест- во покупате- лей в день
Количес т-во посетите
-лей, подо- шедших к отделу в день
Общее количест- во покупате- лей в день
Количес т-во посетите
-лей, подошед
-ших к отделу в день
Общее количес т-во покупат е-лей в день
Коли- чество посети- телей, осущест- вивших покупки в день
Общее количест- во покупате- лей в день
Количест- во посетите- лей, осущест- вивших покупки в день
Коэф- фи- циент
По- купки
, к
2
Коэф
-фи- циент под- хода к отде- лу, к
1
Коэф- фи- циент по- купки
, к
2
Коэф- фи- циент под- хода к от- делу, к
1
Овощи- фрукты
Торты, пирожны е
Шоколад
-ные наборы

Задание 3. Укажите средства рекламы о товарах в местах продаж и их содержание, приведите примеры. Укажите преимущества и недостатки, внесите предложения в выкладку товаров.
Расчетно-графическая работа 2
Тема: Мерчандайзинг торгового предприятия города Владивостока
Задание 1. Изучить требования нормативных документов к информации на вывеске торгового предприятия.
Таблица 1 - Требования к информации на вывеске торгового предприятия
Нормативный документ
Требование к информации
Гражданский кодекс РФ
Закон РФ «О защите прав потребителей»
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
ГОСТ Р 51773-2009
Задание 2. Выберите географический сегмент (район, микрорайон, улицу и т.д.), на примере которого будете изучать торговую сеть. Опишите его местонахождение
(границы, состав улиц, площадь территории). Укажите из выбранного географического сегмента различные типы торговых предприятий (всего не менее 10). Можно воспользоваться данными из предыдущей самостоятельной работы.
Укажите фирменные наименования торговых предприятий. Проанализируйте названия торговых предприятий на соответствие требованиям нормативно-правовых документов. Сделайте соответствующие рекомендации.
Задание 3. Проанализируйте названия торговых предприятий (не менее 10 типов) на соответствие требованиям рекламоспособности. Сделайте соответствующие рекомендации.
Задание 4. Описать внутренний вид 1 торгового предприятия по следующему плану:
- дать характеристику торговому предприятию (специализация, тип и т.д.), указать его адрес и фирменное наименование;
- составить план-схему торгового зала с указанием расположения системы «вход- выход», кассового узла, способа расстановки оборудования;
- определить ассортимент товаров (группы, подгруппы, виды, разновидности), реализуемых в данном магазине и признаки группировки ассортимента по отделам
(секциям, комплексам) магазина;
- определить систему движения покупателей (по часовой стрелке, против часовой стрелки, принудительное, индивидуальное);
- указать существующие ориентиры, указатели об отделах, месте касс.
Задание 5. Изучите размещение товаров в магазине и выполните схему размещения товаров по аналогии с рис.1.
- Классифицируйте товары по частоте спроса и обоснуйте их месторасположение.
- Покажите «золотой треугольник» и сделайте выводы по правильности
(неправильности) месторасположения товаров в «золотом треугольнике».
- Укажите преимущества и недостатки расположения товаров.
- Предложите более рациональную схему размещения товаров, рисунок приложите.


Рис.1- Размещение товаров в магазине
Задание 6. Проанализируйте размещение товаров на соответствие требованиям мерчандайзинга. Результаты оформите в таблице 17 .
Таблица 2-Размещение товаров в торговом зале
Требования к размещению товаров
Фактически в магазине
Направленность тропы покупателей (по часовой стрелке или против)
Покупателей «встречают» следующие товары
Принципы размещения товаров повседневного, периодического и импульсного спроса
В «золотом треугольнике» размещены товары
Дублирование продаж (если есть, привести примеры)
Принципы расположения товаров по ценам
5.5 Задания для самостоятельной работы
Раздел 2. МДК 01.02 Организация торговли
1. Написать эссе на тему «Розничная торговля в моем городе».
2. Разработать кроссворд по предложенной преподавателем теме.
3. Подготовка доклада: «Тенденции развития розничной торговли Приморского края»
4. Микроисследование "Изучение торговой сети"
Задание 1. Выберите географический сегмент (район, микрорайон, улицу и т.д.), на примере которого будете изучать торговую сеть. Опишите его местонахождение
(границы, состав улиц, площадь территории). Представьте карту данного географического сегмента (пользуясь Интернет–ресурсом) с дислокацией торговых предприятий.
Задание 2. Укажите различные типы торговых предприятий (из выбранного географического сегмента, не менее 10) и дайте им развернутую характеристику по признакам, указанным в нижеследующей таблице. Проанализировать соответствие торговой площади, ассортимента, форм торгового обслуживания требованиям стандарта.
Таблица 1- Торговая сеть района (микрорайона)________________ (указать какого)
Признаки, характеризующие торговое предприятие
Название торгового предприятия
Вид торгового
предприятия
Организационно–
правовая форма и вид предпринима- тельской деятельности
Вид здания
Специализация
Тип магазина
Форма и вид интеграции
Территориальная концентрация
Местоположение
5. Изучение Правил розничной торговли и защиты прав потребителей
В ходе практического занятия студенты должны выполнить следующее:
1.
Изучить структуру и содержание нормативно-правовой базы, регламентирующей правила продажи и обслуживания покупателей, правила продажи отдельных видов товаров, правила работы торговых предприятий.
2. Используя ситуационные задачи, на практических примерах закрепить теоретические знания.
Задание 1. Разрешите спорные ситуации, возникшие при продаже товаров в
розничных предприятиях (опубликованы в СМИ)
1. Часто в коммерческих магазинах продаются импортные золотые украшения без проб. Как быть в этом случае?
2. Я купила своей матери в подарок золотые серьги. Когда на следующий после покупки день я показала ей серьги, то оказалось, что они ей совершенно не подходят.
Что мне теперь делать?
3. При покупке стиральной машины в магазине настаивают, чтобы подключал ее мастер из магазина. Правы ли они?
4. Недавно в магазине отказались отложить товар на час. Разве теперь таких правил не существует?
5. Я купил жене в подарок кольцо с камнем, подходящим ей по знаку зодиака. Но оказалось, что ошибся. Хотел в магазине поменять на такое же, но с другим камнем, а мне отказали. Правильно ли это?
6. Приобрела в магазине лисью шубу. Придя домой, обнаружила, что она не подходит мне по размеру. Имею ли я право обменять шубу на другую?
7. Я приобрела импортный холодильник. Дома из инструкции узнала, что подключать его должен только специалист. Скажите, могу ли я обратиться в магазин и потребовать, чтобы мне подключили холодильник?
Раздел 3. МДК 01.03 Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда
1. Анализ оборудования предприятия оптовой торговли (по выбору студента) и разработка рекомендаций по совершенствованию его технической оснащенности.
2. Предварительные условия для механизации технологических процессов товародвижения на оптовых предприятиях.
3. Предварительные условия для механизации технологических процессов товародвижения на розничных предприятиях.
4. Классификация фасовочно-упаковочного оборудования по периодичности действия и по источнику энергии.
5. Классификация фасовочно-упаковочного оборудования по характеру технологических операций и по консистенции товаров.