Файл: Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 Организация и управление торговосбытовой деятельностью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 668
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стеклянной таре, бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т. п. При возникновении таких дефектов предъявить претензии можно только работникам торговой организации, по чьей вине эти дефекты появились. Для предупреждения появления таких дефектов руководители и товароведы торговой организации должны проводить инструктаж работников, разъясняя правила обращения с товаром.
Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
• нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
• проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью эксплуатационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.
В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную потребителем сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность из- готовителей и продавцов регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Следует иметь в виду, что возникновение послереализационных дефектов может зависеть от отсутствия или характера информации, предоставляемой потребителю изготовителем или поставщиком. Если эта информация неполная, недостоверная или вообще отсутствует, ответственность за возникновение дефектов при эксплуатации должен нести изготовитель и/или продавец. Потребитель может и не обязан знать правила эксплуатации, если ему не предоставлена соответствующая информация (например, информация о том, что подошва конкретной модели обуви не предназначена для носки при температуре ниже —25 °С).
Однако, если такая информация предоставлена потребителю в виде эксплуатационных документов, маркировки и иными способами, в случае возникновения дефектов приобретатель товара должен доказать, что эксплуатация проводилась в соответствии с установленными условиями (например, соблюдались условия и сроки хранения пищевых продуктов, температура воды при стирке и глажении).
Практическая часть
Задание 1. Ознакомьтесь с наиболее распространенными дефектами товаров по плакатам, альбомам, муляжам или натуральным образцам. Дать характеристику обнаруженных дефектов, согласно квалификационным признакам.
Результаты запишите в виде таблицы 1.
Таблица 1 –Характеристика дефектов товаров
Наименование товара
Наименование дефекта
Места возникновения
Степень значимости
Метод устранения
Заключение: укажите степень влияния дефектов разных групп на качество. Отнесите товары с дефектами к одной из групп: 1) пригодные к использованию по назначению; 2) условно пригодные; 3) непригодные (опасные). Укажите, какие из перечисленных дефектов относятся к
Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат.
Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:
• нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления;
• проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (например, с помощью эксплуатационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.
В случае появления скрытых дефектов товаров не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную потребителем сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба. Права потребителей и ответственность из- готовителей и продавцов регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Следует иметь в виду, что возникновение послереализационных дефектов может зависеть от отсутствия или характера информации, предоставляемой потребителю изготовителем или поставщиком. Если эта информация неполная, недостоверная или вообще отсутствует, ответственность за возникновение дефектов при эксплуатации должен нести изготовитель и/или продавец. Потребитель может и не обязан знать правила эксплуатации, если ему не предоставлена соответствующая информация (например, информация о том, что подошва конкретной модели обуви не предназначена для носки при температуре ниже —25 °С).
Однако, если такая информация предоставлена потребителю в виде эксплуатационных документов, маркировки и иными способами, в случае возникновения дефектов приобретатель товара должен доказать, что эксплуатация проводилась в соответствии с установленными условиями (например, соблюдались условия и сроки хранения пищевых продуктов, температура воды при стирке и глажении).
Практическая часть
Задание 1. Ознакомьтесь с наиболее распространенными дефектами товаров по плакатам, альбомам, муляжам или натуральным образцам. Дать характеристику обнаруженных дефектов, согласно квалификационным признакам.
Результаты запишите в виде таблицы 1.
Таблица 1 –Характеристика дефектов товаров
Наименование товара
Наименование дефекта
Места возникновения
Степень значимости
Метод устранения
Заключение: укажите степень влияния дефектов разных групп на качество. Отнесите товары с дефектами к одной из групп: 1) пригодные к использованию по назначению; 2) условно пригодные; 3) непригодные (опасные). Укажите, какие из перечисленных дефектов относятся к
устранимым, а какие — к неустранимым. Разработайте предложения по корректирующим мероприятиям (предотвращение или сокращение количества дефектной продукции)
Решение ситуационных задач
Задание 1.
Детские сапожки обнаружены следующие дефекты: пропуск стежков строчки; неисправная застежка «молния»; необрезанные концы ниток со стороны подкладки, повреждение кожи верха в виде царапин.
В мужских ботинках были обнаружены следующие дефекты: отклонение от симметрии расположения блочек, сваливание строчек при соединении деталей верха, расщелины между деталями низа
В женских туфлях обнаружены следующие дефекты: отклонение заднего шва от центральной линии пяточной части; складки на подкладке; неправильная посадка каблука.
Задание 2.
В дорожной сумке были обнаружены следующие дефекты: малозаметная отдушистость на задней стенке корпуса, смещение и несимметричность заклепок на стенках корпуса, свалянность строчки.
В женской сумки обнаружены следующие дефекты: разрыв кожи наружных деталей по строчке, разный оттенок цвета кожи верха, непопадание края детали под строчку.
В женской сумке обнаружены следующие дефекты: выпадение кнопок, пропуск стежков шва, соединяющего детали изделия и декоративной строчки, разный оттенок цвета кожи верха.
В мужском портмоне обнаружены следующие дефекты: садка лицевого слоя кожи верха, жировые налеты на коже, разрыв кожи наружных деталей по строчке.
Задание 3.
На графине из стекла обнаружены следующие дефекты: редко расположенная свиль, острый, режущий край изделия, дно имеет неровную поверхность.
На бокалах из простого стекла обнаружены следующие дефекты: инородные включения размером до 0,5 мм включительно в количестве 2 шт. , разнотолщинность края стенок 25%, различие в интенсивности окрашивания стекла.
Практическая работа 14
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
Цель работы: овладение навыками контроля качества товаров, в том числе статистическим контролем по альтернативному признаку.
Средства обучения: стандарты на методы испытаний (на кондитерские изделия, безалкогольные напитки, обувь, посуду и др.), регламентирующие приемочные и браковочные числа; плакаты, альбомы муляжи с изображением дефектов товаров: натуральные образцы с дефектами.
Задание 1. Ознакомьтесь с наиболее распространенными дефектами товаров по плакатам, альбомам, муляжам или натуральным образцам. Выявите критические, значительные и малозначительные дефекты. Результаты запишите в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Группы дефектов товаров
Наименование товара
Группы дефектов критические значительные малозначительн ые
Заключение: укажите степень влияния дефектов разных групп на качество. Отнесите товары с дефектами к одной из групп: 1) пригодные к использованию по назначению; 2) условно пригодные; 3) непригодные (опасные). Укажите, какие из перечисленных дефектов относятся к устранимым, а какие — к неустранимым. Разработайте предложения по корректирующим мероприятиям (предотвращение или сокращение количества дефектной продукции)
Задание 2. Рассчитайте приемочные и браковочные числа товарных партий карамели, конфет, пива, безалкогольных напитков, а также приемочный уровень дефектности. Исходная
Решение ситуационных задач
Задание 1.
Детские сапожки обнаружены следующие дефекты: пропуск стежков строчки; неисправная застежка «молния»; необрезанные концы ниток со стороны подкладки, повреждение кожи верха в виде царапин.
В мужских ботинках были обнаружены следующие дефекты: отклонение от симметрии расположения блочек, сваливание строчек при соединении деталей верха, расщелины между деталями низа
В женских туфлях обнаружены следующие дефекты: отклонение заднего шва от центральной линии пяточной части; складки на подкладке; неправильная посадка каблука.
Задание 2.
В дорожной сумке были обнаружены следующие дефекты: малозаметная отдушистость на задней стенке корпуса, смещение и несимметричность заклепок на стенках корпуса, свалянность строчки.
В женской сумки обнаружены следующие дефекты: разрыв кожи наружных деталей по строчке, разный оттенок цвета кожи верха, непопадание края детали под строчку.
В женской сумке обнаружены следующие дефекты: выпадение кнопок, пропуск стежков шва, соединяющего детали изделия и декоративной строчки, разный оттенок цвета кожи верха.
В мужском портмоне обнаружены следующие дефекты: садка лицевого слоя кожи верха, жировые налеты на коже, разрыв кожи наружных деталей по строчке.
Задание 3.
На графине из стекла обнаружены следующие дефекты: редко расположенная свиль, острый, режущий край изделия, дно имеет неровную поверхность.
На бокалах из простого стекла обнаружены следующие дефекты: инородные включения размером до 0,5 мм включительно в количестве 2 шт. , разнотолщинность края стенок 25%, различие в интенсивности окрашивания стекла.
Практическая работа 14
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
Цель работы: овладение навыками контроля качества товаров, в том числе статистическим контролем по альтернативному признаку.
Средства обучения: стандарты на методы испытаний (на кондитерские изделия, безалкогольные напитки, обувь, посуду и др.), регламентирующие приемочные и браковочные числа; плакаты, альбомы муляжи с изображением дефектов товаров: натуральные образцы с дефектами.
Задание 1. Ознакомьтесь с наиболее распространенными дефектами товаров по плакатам, альбомам, муляжам или натуральным образцам. Выявите критические, значительные и малозначительные дефекты. Результаты запишите в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Группы дефектов товаров
Наименование товара
Группы дефектов критические значительные малозначительн ые
Заключение: укажите степень влияния дефектов разных групп на качество. Отнесите товары с дефектами к одной из групп: 1) пригодные к использованию по назначению; 2) условно пригодные; 3) непригодные (опасные). Укажите, какие из перечисленных дефектов относятся к устранимым, а какие — к неустранимым. Разработайте предложения по корректирующим мероприятиям (предотвращение или сокращение количества дефектной продукции)
Задание 2. Рассчитайте приемочные и браковочные числа товарных партий карамели, конфет, пива, безалкогольных напитков, а также приемочный уровень дефектности. Исходная
информация по продовольственным товарам представлена в таблице 2. Аналогичная работа может быть выполнена по непродовольственным товарам.
Таблица 2 – Приемочные и браковочные числа
Следует уяснить общность и различия понятий «приемочное» и «браковочное» числа,
«приемочный уровень дефектности».
Приемочное число – максимально допустимое количество забракованных (дефектами) единиц выборки и объединенной (средней) пробы или исходного (среднего) образца, позволяющее принять решение о приемке товарной партии по количеству.
Браковочное число — минимально допустимое количество забракованных (дефектных) единиц, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.
Общность между этими показателями заключается в том, что они выступают в качестве оценочных критериев при приемке товарных партий по качеству Различия между ними состоят в том, что приемочное число служит основанием для приемки товаров, а браковочное — для отказа от нее. Этим объясняется разница между ними, равная 1.
Приемочный уровень дефектности — максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной партии по качеству.
Уровень дефектности (Уд) рассчитывается по формуле
У
Д
=
????
Д
????
О
× 100%
где Nд — число дефектных единиц;
Nо — общее число проверяемых единиц.
Заключение по заданию 2 должно содержать обобщение результатов расчетов браковочных и приемочных чисел
Задания 1 и 2 могут выполняться комплексно в виде решения ситуационных задач.
Примеры таких задач приведены в приложении 1.
Примеры ситуационных задач
Задача 1
В магазин поступила партия фарфоровых чашек (емкость 250 см3) с блюдцами. Объем партии 25 шт. При осмотре выборки был обнаружен в 4 изделиях волосной заглазурованный подрыв ручки. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочное и приемочное числа для данной партии Можно ли реализовать данную партию?
Задача 2
В магазин поступило 150 пар женских зимних сапог. При осмотре выборки было обнаружено: в 3 парах сваливание строчки с края детали с повторным креплением 5 мм: в одной паре разная высота между полупарами 8 мм. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочное и приемочное числа для данной партии. Возможна ли реализация данной партии?
Задача 3
Таблица 2 – Приемочные и браковочные числа
Следует уяснить общность и различия понятий «приемочное» и «браковочное» числа,
«приемочный уровень дефектности».
Приемочное число – максимально допустимое количество забракованных (дефектами) единиц выборки и объединенной (средней) пробы или исходного (среднего) образца, позволяющее принять решение о приемке товарной партии по количеству.
Браковочное число — минимально допустимое количество забракованных (дефектных) единиц, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.
Общность между этими показателями заключается в том, что они выступают в качестве оценочных критериев при приемке товарных партий по качеству Различия между ними состоят в том, что приемочное число служит основанием для приемки товаров, а браковочное — для отказа от нее. Этим объясняется разница между ними, равная 1.
Приемочный уровень дефектности — максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной партии по качеству.
Уровень дефектности (Уд) рассчитывается по формуле
У
Д
=
????
Д
????
О
× 100%
где Nд — число дефектных единиц;
Nо — общее число проверяемых единиц.
Заключение по заданию 2 должно содержать обобщение результатов расчетов браковочных и приемочных чисел
Задания 1 и 2 могут выполняться комплексно в виде решения ситуационных задач.
Примеры таких задач приведены в приложении 1.
Примеры ситуационных задач
Задача 1
В магазин поступила партия фарфоровых чашек (емкость 250 см3) с блюдцами. Объем партии 25 шт. При осмотре выборки был обнаружен в 4 изделиях волосной заглазурованный подрыв ручки. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочное и приемочное числа для данной партии Можно ли реализовать данную партию?
Задача 2
В магазин поступило 150 пар женских зимних сапог. При осмотре выборки было обнаружено: в 3 парах сваливание строчки с края детали с повторным креплением 5 мм: в одной паре разная высота между полупарами 8 мм. Рассчитайте объем выборки. Укажите браковочное и приемочное числа для данной партии. Возможна ли реализация данной партии?
Задача 3
В магазин поступила партия женских хлопчатобумажных сорочек 2 сорта в количества
1500 шт. При осмотре выборки в 6 изделиях были обнаружены утолщения от неровности пряжи и нитей от 1 см и более. Рассчитайте объем выборки для данной партии. Можно ли реализовать данную партию?
Практическая работа 15
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Тема: Изучение технологии хранения товаров
Цель работы: Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по подбору тары и выбора способа хранения сырья и продовольственных товаров на складе.
Теоретическая часть
При хранении сырья и продуктов должны соблюдаться требования санитарных норм в соответствии с СанПиН 42-123-4117 – 86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов». Ответственность за соблюдение и контроль Санитарных правил несут руководители предприятий, производящих и транспортирующих скоропортящиеся продукты, предприятия общественного питания и торговли. Для предотвращения потерь и порчи продуктов необходимо обеспечить в складских помещениях оптимальный режим хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами. Режим хранения – это определённая температура, скорость движения воздуха, относительная влажность. При хранении следует строго следить за соблюдением сроков реализации продуктов, особенно скоропортящихся:
- Крупнокусковые полуфабрикаты из мяса – 48 часов при температуре 2 – 6 С;
- Порционные полуфабрикаты без панировки – 36 часов;
- Порционные полуфабрикаты панированные – 24 часа;
- Полуфабрикаты мясные рубленные – 12 часов;
- Рыба всех наименований - 48 часов при температуре 0 – 2С, рыба мороженая - 24 часа;
- Молочнокислая продукция – не более 36С при температуре 2 – 6С.
Существует несколько способов хранения и укладки сырья и продуктов:
1.
Стеллажный – продукция хранится на полках, стеллажах, в шкафах (продукты в ящиках, масло, сыр, хлеб, вина в бутылках).
2.
Штабельный - продукция хранится на подтоварниках, продукты в таре складывают в высокий штабель высотой не более 2 метров (мешки с сахаром, мукой);
3.
Насыпной – продукты хранят навалом в закромах, ларях, контейнерах, бункерах без тары от стен и пола оставляют пространство в 10 – 20 см для свободного доступа воздуха (картофель, корнеплоды, лук);
4.
Подвесной – используется для хранения сырья и продуктов в подвешенном состоянии (колбасы, туши, копчёности, сыры);
5.
Ящичный – в ящиках хранят плоды, овощи, яйца и др.
Естественная убыль — это потери массы товаров, возникающие по естественным причинам. Основными причинами ее являются усушка, распыл (раструска), утечка, раскрошка и др. На размер естественной убыли продуктов влияют физико-химические свойства товаров, сроки и условия хранения, вид упаковки, климатические условия и времена года. К естественной убыли не относятся отходы от зачистки верхнего слоя (штоф) сливочного масла; отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас (бечевка, концы оболочек), битой домашней птицы (бумага).