Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 680

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ясон и Медея в Коринфе. Смерть Ясона
1
После убийства Пелия изгнанные из Иолка Ясон и
Медея поселились у царя Креонта в Коринфе. Два сына родились у Медеи. Казалось, счастливы должны были быть даже на чужбине Ясон и Медея. Но судьба не сулила счастья ни Ясону, ни Медее. Ясон, пленившись красотой дочери Креонта Главки, изменил клятвам, данным Медее еще тогда, когда получил он от нее волшебную мазь; он из- менил той, с помощью которой совершил великий подвиг.
Ясон решил жениться на Главке, и царь Креонт согласился отдать свою дочь в жены знаменитому герою.
Когда Медея узнала об измене Ясона, отчаяние овладе- ло ею. По-прежнему любила Медея Ясона. Словно обра- тившись в бездушный камень, сидела Медея, погруженная в печаль. Понемногу неистовый гнев овладел Медеей. Не может смириться неукротимый дух Медеи. Разве может вынести она, дочь царя Колхиды, сына лучезарного Гелио- са, чтобы восторжествовали над ней враги ее, чтобы они издевались над ней! Нет, страшна в гневе Медея, месть ее должна быть ужасна.
1
Изложено по трагедии Еврипида «Медея».
Аргонавты
Ясон и Медея в Коринфе. Смерть Ясона

308 309
зит ему гневом богов, не хочет она слушать его. Теперь ненавистен ей Ясон, которого когда-то она так любила, для которого забыла отца, мать, брата и родину. Разгневан- ный, уходит Ясон, а вслед ему несутся насмешки и угрозы
Медеи.
В это время приходит в Коринф по пути из Дельф в
Троисену
1
Эгей, царь Афин. Дружелюбно приветствует он
Медею и спрашивает, чем опечалена она. Рассказывает о своем горе Медея и молит царя Афин дать ей, изгнаннице, забытой мужем, приют в Афинах. Она обещает Эгею по- мочь ему своими чарами, обещает, что он будет иметь мно- гочисленное потомство, не останется бездетным, как до сих пор, лишь бы только дал он ей приют. Клянется Эгей дать приют Медее. Он клянется богиней Олимпа не выда- вать Медею ее врагам. Лишь одно условие ставит он Медее: она должна сама, без его помощи, прийти в Афины, так как не хочет Эгей ссориться с царем Коринфа.
Обеспечив себе приют, Медея приступает к выполне- нию задуманной мести. Она решает не только погубить
Креонта и дочь его Главку, но и убить своих детей, детей
Ясона. Она посылает свою служанку за Ясоном. Приходит
Ясон. Покорной притворяется Медея, она делает вид, что примирилась со своей судьбой и с решением Ясона, и про- сит его лишь об одном: чтобы он убедил Креонта оставить в Коринфе ее сыновей. Приходят и дети. Увидев их, плачет
Медея, она обнимает, целует своих сыновей, жажда мести ее сильнее любви к детям.
Но как погубить Главку и Креонта? И вот под предло- гом того, что она стремится склонить Главку оставить ее детей в новом доме Ясона, Медея посылает Главке в по- дарок драгоценную одежду и золотой венец. Этот дар и несет гибель. Лишь только надела Главка одежду и венец, присланные Медеей, как яд, которым были они покрыты,
1
Город в Арголиде на Пелопоннесе.
Аргонавты
Всех клянет Медея в неистовом гневе. Она проклинает детей своих, проклинает Ясона. Страдает Медея и молит богов, чтобы отняли они у нее жизнь ударом молнии. Что, кроме мести, осталось ей в жизни! Смерть зовет Медея, это будет концом ее мучений, смерть освободит ее от горя. За что так жестоко поступил с ней Ясон, с ней, которая спас- ла его, помогла, усыпив дракона, добыть золотое руно, которая ради его спасения заманила в засаду своего брата и убила ради Ясона Пелия? Призывает Медея Зевса и бо- гиню правосудия Фемиду быть свидетелями того, как не- справедливо поступил с ней Ясон. Все сильней и сильней решение Медеи отомстить Ясону.
Но вот приходит Креонт. Он объявляет Медее, что она должна немедленно покинуть Коринф. Боится Медеи
Креонт; он знает, как страшна в гневе Медея, знает, как могущественны ее чары; ведь она может погубить и дочь его, и его самого.
Медея же, чтобы выиграть время, делает вид, что под- чиняется Креонту, что признает его право изгнать ее, но просит лишь об одном — разрешить ей остаться еще на один день в Коринфе. Согласился Креонт, не подозревая, что этим обрек себя на гибель, но он грозит Медее, что пре- даст казни и ее саму, и ее сыновей, если застанут в Коринфе
Медею лучи восходящего солнца. Медея знает, что казни ей нечего бояться. Раньше нее погибнет Креонт — недаром клялась она бледноликой богиней Селеной
1
и своей пок- ровительницей Гекатой погубить своих врагов. Нет, не она, а они не избегнут казни. Неужели станет она, внучка бога
Гелиоса, посмешищем потомков Сизифа и невесты Ясона!
Напрасно говорит Медее Ясон, что для ее блага и для блага детей женится он на Главке, что сыновья его найдут опору в своих будущих братьях, если пошлют ему боги де- тей от нового брака. Медея упрекает в измене Ясона и гро-
1
Богиня луны, дочь (или жена, или сестра) Гелиоса.
Ясон и Медея в Коринфе. Смерть Ясона


310 311
проник ей в тело; как медный обруч, сжимает ей голову венец. Одежда жжет огнем ее тело. В страшных мучениях умирает Главка. Спешит ей на помощь отец, он обнимает несчастную дочь, но одежда прилипает и к нему. Он стара- ется оторвать эту одежду, но с нею вместе отрывает и куски своего тела. И Креонт погиб от дара Медеи.
С торжеством слышит Медея, стоя у своего дворца, о гибели Креонта и Главки, но их гибель не утолила мести
Медеи: ведь она решила убить своих детей, чтобы еще силь- ней заставить страдать Ясона. Теперь побуждает Медею решиться на это убийство и то, что она знает, какая участь грозит ее сыновьям, когда родственники Креонта будут мстить им за преступления их матери. Поспешно ушла
Медея во дворец, и тотчас раздались там крики и стоны ее сыновей. Медея убила их. Ясон же, когда погибли Кре- онт и дочь его Главка от руки Медеи, в страхе, что родс- твенники Креонта из мести погубят его сыновей, спешит к себе во дворец. Дверь во дворец заперта, хочет взломать ее Ясон. Вдруг в воздухе на запряженной драконами ко- леснице, посланной богом Гелиосом, появляется Медея; у ног ее лежат убитые ею сыновья. В ужасе Ясон. Он молит
Медею оставить ему хотя бы тела его сыновей, чтобы он сам мог похоронить их. Но и этого утешения не дает ему
Медея и быстро уносится на колеснице.
Безрадостна была вся дальнейшая жизнь Ясона. Нигде не находил он себе пристанища надолго. Однажды прохо- дил он через Истм, мимо того места, где стоял вытащен- ный на берег корабль «Арго», посвященный аргонавтами богу моря Посейдону. Усталый Ясон прилег в тени «Арго» под его кормой, чтобы отдохнуть, и заснул. Когда Ясон спал, обрушилась корма пришедшего в ветхость «Арго» и похоронила под своими обломками Ясона.
Аргонавты
ТРОЯНСКИЙ ЦИКЛ
1
Елена, дочь Зевса и Леды
екогда славный герой Тиндарей был изгнан из своего царства. После долгих скитаний нашел он приют у царя Этолии Фестия. Полюбил царь
Фестий героя и отдал ему в жены свою прекрасную, как богиня, дочь Леду. Когда сын Зевса Геракл победил Гиппо- коонта и убил всех его врагов, вернулся Тиндарей с пре- красной женой своей в Спарту и стал там править.
Четверо детей было у Леды. Елена и Полидевк были де- тьми громовержца Зевса, а Клитемнестра и Кастор — де- тьми Тиндарея.
Прекрасна была Елена. Ни одна из смертных женщин не могла сравниться с ней красотой. Даже богини зави- довали ей. По всей Греции гремела слава о Елене. Узнав о ее божественной красоте, похитил Елену великий герой
Аттики Тесей, но братья Елены, Полидевк и Кастор, ос- вободили сестру и вернули ее в дом отца. Один за другим приходили во дворец Тиндарея женихи свататься за пре-
1
Мифы троянского цикла изложены в основном по поэме
Гомера «Илиада», а также по трагедиям Софокла «Аякс-би- ченосец», «Филоктет», Еврипида «Ифигения в Авлиде», «Ан- дромаха», «Гекуба», поэмам Вергилия «Энеида», Овидия «Ге- роини» и отрывкам из ряда других произведений.


312
Троянский цикл
313
красную Елену, каждый хотел назвать ее своей женой. Не решался Тиндарей отдать кому-нибудь из приходивших к нему героев в жены Елену: он боялся, что другие герои из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнет вели- кая распря. Наконец хитроумный герой
Одиссей дал такой совет Тиндарею:
— Пусть прекраснокудрая Елена ре- шит сама, чьей женой хочет она стать.
А все женихи пусть дадут клятву, что никогда не поднимут они оружия про- тив того, кого изберет Елена в мужья, а будут всеми силами помогать ему, если он призовет их в случае беды на по- мощь.
Послушался Тиндарей совета Одис- сея. Все женихи дали клятву, а Елена выбрала из них одного, прекрасного сына Атрея Менелая.
Женился на Елене Менелай. После смерти Тиндарея он стал царем Спарты, не подозревая, сколько бед сулит ему брак с прекрасной Еленой.
Пелей и Фетида
Знаменитый герой Пелей был сыном мудрого Эака, сына Зевса и дочери речного бога Асопа Эгины. Братом
Пелея был герой Теламон, друг величайшего из героев —
Геракла. Пришлось покинуть родину Пелею и Теламону, так как они убили из зависти своего сводного брата. Пелей
Леда с лебедем.
Скульптура
работы
Тимофея. Рим,
Капитолийский
музей
удалился в богатую Фтию
1
. Там принял его герой Эвритион и дал ему третью часть своих владений, а в жены — свою дочь Антигону. Но недолго оставался во Фтии Пелей. Во время калидонс- кой охоты он нечаянно убил Эвритио- на. Опечаленный этим, покинул Пелей
Фтию и ушел в Иолк. И в Иолке ждало несчастье Пелея. В Иолке пленилась им жена царя Акаста и склоняла его за- быть о дружбе к Акасту. Отверг Пелей жену своего друга, а она, мстя, оклевета- ла его перед мужем. Поверил жене Акаст и решил погубить Пелея.
Однажды во время охоты на лесис- тых склонах Пелиона, когда утомлен- ный охотой Пелей уснул, Акаст спрятал чудесный меч Пелея, который подарили ему боги. Никто не мог противостоять Пелею, когда он сражался этим ме- чом. Акаст был уверен, что, лишившись своего чудесного меча, погибнет Пелей, растерзанный дикими кентаврами.
Но на помощь Пелею пришел мудрый кентавр Хирон. Он помог герою найти чудесный меч. Кинулись на Пелея ди- кие кентавры, готовые растерзать его, но он легко отразил их своим мечом. Отомстил Пелей предателю Акасту. С по- мощью Диоскуров, Кастора и Полидевка, взял он богатый
Иолк и убил Акаста и его жену.
Когда титан Прометей открыл великую тайну, что от брака Зевса с богиней Фетидой должен родиться сын, ко- торый будет могущественнее отца и свергнет его с престо- ла, он посоветовал богам отдать Фетиду в жены Пелею, так как от этого брака родится великий герой. Так и решили
Пелей и Фетида.
Роспись
краснофигурной
пелики
1
Город в Фессалии, на берегу Пегасейского залива Эгейского моря.
Пелей и Фетида


314
Троянский цикл
315
поступить боги; одно лишь условие поставили они: Пелей должен был победить богиню в единоборстве.
Гефест сообщил Пелею волю богов. Пошел Пелей в грот, в котором часто отдыхала Фетида, выплывая из глубины моря. Спрятался в гроте Пелей и стал ждать. Вот подня- лась из моря Фетида и вошла в грот. Бросился на нее Пелей и обхватил своими могучими руками. Старалась вырваться
Фетида. Она принимала вид львицы, змеи, превращалась в воду, но не выпускал ее Пелей. Побеждена была Фетида, теперь она должна была стать женой Пелея.
В обширной пещере кентавра Хирона отпраздновали боги свадьбу Пелея с Фетидой. Роскошен был свадебный пир. Все боги Олимпа участвовали в нем. Громко звучала золотая кифара Аполлона, под ее звуки пели музы о вели- кой славе, которая будет уделом сына Пелея и богини Фе- тиды. Пировали боги. Богато одарили они новобрачных.
Пелею подарил Хирон свое копье, древко которого было сделано из твердого, как железо, ясеня, выросшего на горе
Пелион; властитель морей Посейдон подарил ему коней, а остальные боги — чудесные доспехи.
Веселились боги. Одна лишь богиня раздора Эрида не участвовала в свадебном пире. Одиноко бродила она око- ло пещеры Хирона, глубоко затаив в сердце обиду за то,
Богиня раздора
Эрида спускается
на землю.
Дж. Флаксмен
что не позвали ее на пир. Придумала наконец Эрида, как отомстить богам. Она взяла золотое яблоко из далеких садов Гесперид, одно лишь слово написано было на этом яблоке: «Прекраснейшей». Тихо подошла Эрида к пир- шественному столу и, для всех невидимая, бросила на стол золотое яблоко.
Увидели боги яблоко, подняли и прочли на нем над- пись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воитель- ницей Афиной и богиней любви, златой Афродитой. Каж- дая из них стремилась получить это яблоко, ни одна не хотела уступить его другой. Обратились богини к Зевсу и потребовали решить их спор.
Зевс отказался быть судьей. Он отдал яблоко Гермесу и велел ему вести богинь в окрестности Трои, на склоны вы- сокой Иды. Там должен был решить Парис, сын царя Трои
Приама, которой из богинь должно принадлежать яблоко, которая из них прекраснейшая. Так кончился свадебный пир Пелея раздором богинь
1
. Много бед должен был при- нести людям этот спор.
Суд Париса
Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Парис, сын Приама, пас в это время стада. Перед рождением Париса мать его Гекуба
2 видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Ис- пугалась Гекуба, рассказала она свой сон мужу. Обратился
1
Отсюда идет выражение «яблоко раздора».
2
Жена Приама, от которого у нее было 19 сыновей (стар- ший — Гектор) и столько же дочерей. После падения Трои была уведена в рабство Одиссеем.
Суд Париса


316
Троянский цикл
317
Приам к прорицателю, а тот сказал ему, что у Гекубы ро- дится сын, который будет виновником гибели Трои. Поэ- тому Приам, когда родился у Гекубы сын, велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там в лесной чаще. Но не погиб сын Приама — его вскормила медведица. Через год нашел его Агелай и воспитал как родного сына, назвав Парисом. Вырос среди пастухов Па- рис и стал необычайно прекрасным юношей. Он выделял- ся среди своих сверстников силой. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился своей силой и храбростью, что друзья назвали его Александром (поража- ющим мужей). Спокойно жил Парис среди лесов Иды. Он был вполне доволен своей судьбой.
Явились богини и Гермес к Парису. Испугался Парис, увидев их. Он хотел бежать, но разве мог он спастись бегс- твом от быстрого, как мысль, Гермеса? Остановил Париса
Гермес и ласково заговорил с ним, протягивая ему яблоко.
— Возьми это яблоко, Парис, — сказал Гермес, — ты видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко са- мой прекрасной из них. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.
Смутился Парис. Смотрит он на богинь и не может ре- шить, которая из них прекраснее. Тогда каждая из богинь
Суд Париса.
Дж. Флаксмен
стала убеждать юношу отдать яблоко ей. Они обещали
Парису великие дары. Гера посулила ему власть над всей
Азией; Афина — военную славу и победы; Афродита же обещала ему в жену прекраснейшую из смертных женщин,
Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Недолго думал Па- рис, услыхав обещание Афродиты: он отдал яблоко ей. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, и она во всем по- могала ему. А Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ.
Парис возвращается в Трою
После встречи с богинями Парис недолго оставался в лесах Иды. Приам, видя, что жена его Гекуба не может утешиться и все горюет о потерянном сыне, устроил бо- гатые игры в честь погибшего, как думал он, сына. В на- граду победителю назначен был лучший бык из стада царя
Приама. Этот бык был как раз в стаде, который пас Парис.
Жаль было Парису расстаться с быком, которого он очень любил, и он сам повел его в город. В Трое увидел Парис состязание героев. Разгорелась в его сердце жажда побе-
Суд Париса.
Посередине сидит
Парис, справа
от него — Афина
и Гера, слева —
Афродита с
Эротом.
Рисунок на вазе
Парис возвращается в Трою