Файл: Кун, Николай Альбертович.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 682

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

346
Троянский цикл
347
— О отец наш! — молила Фетида. — Помоги мне отом- стить за сына! Исполни мою просьбу, если когда-нибудь оказала я тебе услугу. Посылай до тех пор победу троян- цам, пока не станут греки умолять моего сына помочь им, пока они не воздадут ему великих почестей.
Долго не отвечал тучегонитель Зевс Фетиде. Но неот- ступно молила его она. Наконец, глубоко вздохнув, сказал громовержец:
— Знай, Фетида! Просьбой своей вызовешь ты гнев
Геры, гневаться будет она на меня. Уже и так постоянно укоряет она меня за то, что помогаю я троянцам в битвах.
Но обещаю исполнить твою просьбу. Вот тебе знамение, что я исполню обещание.
Сказав это, Зевс грозно нахмурил брови, волосы на го- лове его поднялись, и весь Олимп содрогнулся. Успоко- илась Фетида. Быстро помчалась она с высокого Олимпа и погрузилась в пучину моря.
Зевс же пошел на пир, на который собрались боги.
Все они поднялись навстречу Зевсу, ни один не осмелил- ся приветствовать его сидя. Когда царь богов и людей сел на свой золотой трон, обратилась к нему Гера. Она видела, что Фетида приходила к Зевсу.
Фетида
умоляет Зевса
отомстить
за сына.
Дж. Флаксмен
— Скажи мне, коварный, — сказала Зевсу Гера, — с кем из бессмертных имел ты тайный совет? Всегда скрываешь ты от меня свои помыслы и думы.
— Гера, — ответил ей Зевс, — ты не рассчитывай, что когда-либо будешь знать все, о чем я думаю. Что можно знать, то ты будешь знать раньше всех богов, но всех тайн моих не пытайся узнать и не спрашивай о них.
— О тучегонитель, — ответила Гера, — ты знаешь, что никогда не старалась я узнать твои тайны. Ты всегда реша- ешь все без меня. Но я боюсь, что сегодня уговорила тебя
Фетида отомстить за сына ее Ахилла и погубить множество греков. Я знаю, что ты обещал исполнить ее просьбу.
Грозно взглянул на Геру Зевс, разгневался он на жену свою за то, что она следит за всем, что он делает. Гневно велел Зевс ей сидеть молча и повиноваться ему, если не хо- чет она, чтобы он наказал ее. Испугалась Гера гнева Зевса.
Молча сидела она на своем золотом троне.
Напуганы были и боги этой ссорой. Встал тогда хромо- ногий бог Гефест; он укорял богов за то, что они начинают ссоры из-за смертных.
Гефест напомнил Гере, как низверг на землю его самого
Зевс за то, что поспешил он на помощь матери, когда раз- гневался на нее мечущий молнии Зевс. Взял кубок Гефест и, наполнив его нектаром, поднес Гере. Улыбнулась Гера.
Гефест же начал черпать кубком нектар из чаши и разно- сить его богам. Засмеялись боги, видя, как хромой Гефест ковылял по пиршественному чертогу. Снова веселье воца- рилось на пиру богов, и безмятежно пировали они до захо- да солнца под звуки золотой кифары Аполлона и под пе- ние муз. Когда же окончился пир, разошлись по своим покоям боги, и весь Олимп погрузился в спокойный сон.
Ссора Ахилла с Агамемноном


348
Троянский цикл
349
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   43

Собрание ахейских воинов. Терсит
1
Погружены были в глубокий сон и стан греков, и ве- ликая Троя. Но Зевс-громовержец не смыкал глаз; он по- мышлял о том, как отомстить за оскорбление Ахилла. На- конец решил тучегонитель Зевс послать ложный сон Ага- мемнону. Он призвал бога сна и послал его к Агамемнону, сказав ему:
— Мчись на быстрых крыльях, обманчивый сон, и предстань перед Агамемноном. Возвести ему, чтобы вел он в бой греков. Скажи ему, что сегодня овладеет он великой
Троей, так как умолила Гера всех богов не помогать троян- цам. Гибель грозит теперь Трое.
Быстро понесся на землю бог сна и, приняв образ стар- ца Нестора, которого так чтил Агамемнон, явился ему во сне и сказал все, что велел громовержец. Проснулся Ага- мемнон, но казалось ему, что звучат еще слова, слышан- ные им во сне. Встал царь Микен, быстро оделся в бога- тые одежды, взял в руку золотой скипетр и пошел туда, где стояли вытащенные на берег корабли греков. В это время уже ярко разгорелась заря. Призвал Агамемнон глашатаев и повелел им созвать всех воинов на народное собрание.
Вождей же собрал могучий царь Микен к кораблю стар- ца Нестора и рассказал им, какое послал ему сновидение
Зевс-громовержец.
Решили вожди готовиться к битве. Но прежде чем вести под стены Трои войска, захотел испытать их Агамемнон: он решил предложить грекам вернуться на родину. Пока совещались вожди, воины пришли на собрание. Слов- но рои пчел, вылетающие из горных пещер, собирались несчетные толпы воинов. С трудом водворили глашатаи
1
Терсит, рядовой греческий воин, изображен Гомером злоб- ным и внешне безобразным болтуном. Здесь Гомер выражал интересы вождей, против которых и выступал Терсит.
тишину, чтобы могли обратиться к народу цари. Наконец разместились воины, и водворилась тишина. Первым об- ратился с речью к народу Агамемнон, встав со своего места со скипетром в руках. Он говорил о тяготах войны, о том, что бесплодно боролись греки под Троей, что не взять им, видно, неприступной Трои и придется ни с чем вернуть- ся назад. Верно, и сами боги желают, чтобы вернулись на родину греки. Выслушали речь Агамемнона воины. Вско- лыхнулся весь народ, словно море, когда ветры Нот и Эвр, налетев, поднимают на нем высокие волны. Все с гром- кими криками бросились к кораблям. Земля задрожала от топота бегущих воинов. Поднялись облака пыли. Крики раздались по всему стану. Все спешат спустить скорее на воду корабли, все жаждут отплыть на родину.

Донеслись крики воинов и до Олимпа. Гера, опасаясь, как бы не прекратили осаду Трои греки, послала в стан
Афину Палладу, чтобы она остановила их. Словно буря помчалась Афина. Явилась она Одиссею и сказала ему:
— Благородный сын Лаэрта, неужели вы все решили бежать на родину? Неужели вы оставите на радость При- аму и троянцам прекрасную Елену? Скорей иди убеждай воинов не покидать Трою!
Услышав грозный голос богини, побежал Одиссей, бросив свой плащ, к кораблям. Взяв у встретившегося ему Агамемнона скипетр, знак верховной власти, стал он убеждать как вождей, так и простых воинов не спус- кать корабли на воду и звал всех назад, на народное соб- рание. Ударял скипетром Одиссей тех, кто особенно шу- мел и спешил скорее покинуть берег Трои. Снова пошли все на площадь. С громкими криками шли толпы народа, словно волны неумолчно шумящего моря, которые с гро- моподобным шумом бьются о скалистый берег. Нако- нец опять все заняли свои места и смолкли. Только один
Терсит продолжал кричать. Постоянно смело выступал
Терсит против царей. Особенно ненавидел он Одиссея и
Собрание ахейских воинов. Терсит

350
Троянский цикл
351
великого сына Фетиды Ахилла. Теперь пронзительно кри- чал Терсит и поносил Агамемнона. Он кричал, что много получил Агамемнон добычи и невольниц, довольно уже ему богатых выкупов за знатных троянцев, которых берут в плен простые воины. Терсит звал всех спешить скорее на родину, а Агамемнона советовал оставить под Троей одного. Пусть узнает сын Атрея, помогали ли в бою ему воины, были или нет они верными слугами. Терсит упре- кал Агамемнона, но и Ахилла называл Терсит малодуш- ным. Слышал этот крик Терсита Одиссей. Подошел он к Терситу и воскликнул грозно:
— Не смей, глупец, поносить царей, не смей говорить о возвращении на родину! Кто знает, чем кончится дело, на- чатое нами? Слушай и помни, что я исполню то, что гово- рю! Если я еще раз услышу, как ты, безумец, поносишь царя
Агамемнона, то пусть лучше снесут мне с могучих плеч го- лову, пусть не зовут меня отцом Телемаха, коль не схвачу я тебя, не сорву с тебя всю одежду и, избив тебя, не прогоню из народного собрания к кораблям, плачущего от боли.
Так грозно крикнул Одиссей. Взмахнул он скипетром и ударил Терсита по спине. От боли слезы градом покати- лись из глаз Терсита. На спине его вздулась багровая по- лоса. Сам он, дрожа от страха, сморщился и рукой утирал катящиеся слезы. Все громко смеялись, глядя на Терсита, и говорили:
— Много славных дел совершил Одиссей и в совете, и в бою, но это славнейший из его подвигов. Как обуздал он крикуна! Теперь он не отважится больше поносить люби- мых Зевсом царей.
Одиссей же обратился с речью к народу, а рядом с ним стояла, приняв вид вестника, Афина Паллада. Одиссей убеждал греков не прекращать осаду Трои, он говорил, что если вернутся они на родину, не взяв Трои, то пок- роют позором и Агамемнона, и себя. Неужели они, как слабые дети или женщины-вдовицы, из малодушия уедут на родину, неужели забыли они предсказания Калхаса, что надо ждать? Неужели все забыли и то знамение, ко- торое послал Зевс в Авлиде? Ведь только на десятый год осады суждено грекам взять Трою. Своей речью Одиссей опять вдохнул во всех жажду подвигов. Громкими крика- ми приветствовали речь Одиссея греки, и громким эхом ответили им окрестности. Но вот встал старец Нестор, и все опять стихло. И Нестор советовал остаться и вступить в бой с троянцами. Во время же боя он советовал постро- ить войска по племенам и родам, чтобы племени помога- ло племя, а роду — род. Тогда ясно будет, кто из вождей или членов племени робок и кто мужествен, почему до сих пор не взята Троя — по велению ли богов или потому, что не знают ратного дела вожди. Согласился на это Ага- мемнон. Он повелел идти воинам обедать, а потом гото- виться к кровопролитной битве, в которой никому не будет дано отдыха ни на единый миг, и горе тому, кто уклонится от битвы: он будет брошен псам и хищным птицам.
Громко воскликнули воины, так громко, как грохочет море в сильную бурю, когда ветер гонит высокие, как горы, волны. Все спешили к шатрам. Задымились костры по все- му стану. Греки подкреплялись пищей перед битвой. Каж- дый приносил жертву богу и молил его о спасении во вре- мя кровавого боя. Агамемнон же принес жертву Зевсу. Он заклал у жертвенника, вокруг которого стояли знаменитые герои, тучного быка и молил Зевса дать ему победу, молил помочь ему овладеть неприступной Троей и дворцом царя
Приама, прежде чем ночь опустится на землю, молил дать ему повергнуть в прах Гектора. Но не внял Зевс-громовер- жец мольбам Агамемнона, он готовил царю Микен много неудач в этот день. Когда принесена была жертва и окон- чено жертвенное пиршество, старец Нестор стал торопить вождей вести войска на поле битвы.
Поспешили вожди к своим дружинам. Вестники стали громко созывать воинов. Вожди построили в боевой поря-
Собрание ахейских воинов. Терсит


352
Троянский цикл
353
док дружины и повели их к стенам Трои. Земля стонала от топота воинов и коней. Заняли всю долину Скамандра
1
вой- ска. Они горели желанием биться с троянцами. Среди войск бурно носилась Афина Паллада. Она вдохновляла на бой воинов, внушая им непоколебимое мужество. На колесни- цах впереди войск ехали вожди. Всех их превосходил своим грозным видом царь Агамемнон, подобный громовержцу
Зевсу. Стройно шли воины, ряд за рядом, к стенам Трои.
Поединок Менелая с Парисом
Быстро помчалась с Олимпа вестница богов Ирида и возвестила троянцам, приняв вид сына Приама Полита, что приближаются к Трое от стана греков неисчислимые войска. Когда Ирида принеслась в Трою, троянцы были на народном собрании. Тотчас Гектор распустил собрание.
Граждане Трои и их союзники поспешили вооружиться и построиться в боевой порядок. Открыли ворота Трои, и из них стали выходить одна за другой дружины троянцев и их союзников. С громким криком шли троянцы, подоб- но вереницам журавлей во время перелета. Греки же при- ближались в грозном молчании. Облака пыли закрывали все поле.
Сошлись оба войска, но не вступали еще в бой. Вышел из рядов троянцев Парис. Через плечо его перекинута была шкура леопарда, за спиной — лук и колчан со стрелами, у бедра — острый меч, в руке держал он два копья. Вызывал
Парис ахейцев на единоборство. Лишь только увидел Ме- нелай Париса, как быстро соскочил с колесницы и вышел вперед. Радостно шел против Париса Менелай, подобный льву, который неожиданно нашел богатую добычу.
1
Река, протекавшая у самой Трои.
Едва увидел Парис Менелая, как дрогнуло его сердце, и скрылся он среди друзей своих, испугавшись смерти. Уви- дел это Гектор и стал укорять брата за трусость.
— Ты храбр лишь с виду, — говорил Гектор Парису, — лучше бы не родиться тебе, чем служить всем нам позо- ром. Разве не слышишь ты, как смеются над тобой греки?
Хватило у тебя храбрости лишь на то, чтобы похитить жену
Менелая на горе всей Трое! Испугался ты Менелая! О, будь троянцы решительнее, то давно уже побили бы они тебя камнями за все те беды, которые ты навлек на них!
— Вправе ты поносить меня, Гектор, — ответил Па- рис, — но успокойся. Я вступлю в единоборство с Мене- лаем. Повели лишь остановиться троянцам. Пред вой- сками сразимся мы с Менелаем за красавицу Елену. Кто из нас победит, тот и поведет Елену в свой дом.
Услышав такой ответ, Гектор вышел на середину строя троянцев и остановил его. Греки готовы были засыпать
Гектора стрелами. Некоторые уже бросали в него камня- ми, но остановил их Агамемнон, воскликнув:
— Стойте, греки, стойте, ахейские мужи! Шлемобле- щущий Гектор намерен обратиться к нам со словом!
Когда все умолкли, Гектор возвестил, что Парис пред- лагает решить спор за Елену единоборством. Ему ответил
Менелай:
— Выслушай меня! Давно пора прекратить нам крова- вую распрю. Сразимся мы с Парисом, и пусть погибнет тот из нас, которому судьбой суждена гибель. Вы же заключи- те после мир. Принесем жертвы богам. Призовите старца
Приама: сыновья его все коварны, пусть сам принесет он клятву перед поединком в том, что исполнит этот договор.
Обрадовались все, услышав такое предложение. Гектор тотчас послал вестников призвать Приама.
Между тем богиня Ирида, приняв вид дочери Приама, прекрасной Лаодики, явилась к Елене и позвала ее взой- ти на башню у Скейских ворот, где собрались троянские
Поединок Менелая с Парисом