ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 660
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
468
Одиссея
469
В это время Одиссей был еще у Эвмея.
Стал расспрашивать Одиссей об отце своем Лаэрте и жене Пенелопе. Все рассказал ему Эвмей, не подозревая, что рассказывает он это самому Одиссею.
Утром прибыл на Итаку Телемах. Он пристал в укрытом месте к берегу, как повелела ему Афина, сошел с корабля.
Отправил он своих спутников на корабле в городскую га- вань, а сам пошел к свинопасу Эвмею.
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 43
Телемах приходит к Эвмею. Одиссей и Телемах
Рано проснулись Одиссей и Эвмей. Вдруг собаки Эвмея бросились с веселым лаем навстречу приближающемуся
Телемаху и стали к нему ласкаться. Вскочил ему навстре- чу свинопас. Обнял он вошедшего Телемаха и, проливая слезы радости, стал целовать его. Встал Одиссей, он хотел уступить свое место вошедшему. Ласково обратился к нему
Телемах и сказал:
— Сядь, странник! Не беспокойся, мне приготовит место Эвмей!
Эвмей поспешно приготовил Телемаху сиденье и по- дал ему пищи и вина. Во время трапезы Телемах спросил
Эвмея, откуда этот странник, кто привез его на Итаку.
Рассказал ему Эвмей ту вымышленную историю, которую он сам слышал от Одиссея, и просил принять странника в доме Телемаха. Но Телемах не мог обещать сделать это.
Как мог он, еще такой юный, справиться с буйной толпой женихов? Он мог лишь обещать страннику новую одежду и меч в подарок и помочь ему вернуться на родину.
Телемах послал Эвмея в город и велел ему тайно пере- дать матери, что он вернулся. Известить же старца Лаэрта, который тоже беспокоился о судьбе внука, должна была
Пенелопа, послав к нему одну из верных рабынь.
Поспешно ушел Эвмей исполнять поручение Телемаха.
Лишь только вышел он, как явилась пред Одиссеем незри- мая для Телемаха богиня Афина; вызвала она Одиссея из хижины и там, у ограды двора, вернула ему прежний образ, коснувшись его жезлом, и повелела открыться Телемаху.
Когда Одиссей вернулся в хижину, с удивлением посмот- рел на него Телемах: он думал, что ему явился один из бес- смертных богов — так был красив и величествен Одиссей.
— О странник! — воскликнул Телемах. — В ином виде являешься ты мне теперь! Ты — один из бессмертных богов!
Смилуйся над нами! Великие жертвы принесем мы тебе.
— Нет, не бог я! — ответил Одиссей. — Я твой отец Одис- сей, ради которого терпел ты обиды от буйных женихов!
С любовью обнял Одиссей сына и со слезами поцеловал его. Но Телемах не мог сразу поверить, что вернулся нако- нец на родину его отец. Ведь только что видел он его в обра- зе старого, несчастного странника. Как мог он измениться так, разве может смертный творить такие чудеса? Сомне- ние овладело Телемахом. Одиссей же рассеял это сомнение, сказав, что богиня Афина превратила его в странника, она же вернула ему и его настоящий образ. Поверил Телемах, что перед ним стоит его отец. Рассказал Одиссей сыну, как привезли его феакийцы, как скрыл он их дары в глубокой пещере и как богиня Афина встретилась ему и послала его к Эвмею. Одиссей стал расспрашивать Телемаха о женихах.
Он пылал негодованием и хотел отомстить им за все обиды.
Возможно ли это? Ведь женихов много. Их сто шестнадцать человек. Разве могут двое — Одиссей и Телемах — вступить с такой толпой в открытый бой? Но у Одиссея есть могучие помощники, с которыми не могут бороться смертные, — это громовержец Зевс и дочь его Афина Паллада.
Надеясь на их помощь, решил так действовать Одиссей:
Телемах должен был идти в город к женихам, а за ним при- дет под видом нищего странника Одиссей с Эвмеем, как бы для того, чтобы собирать подаяние. Все оскорбления
Телемах приходит к Эвмею. Одиссей и Телемах
470
Одиссея
471
женихов будет терпеть Одиссей. Затем по данному знаку
Телемах должен вынести из пиршественного зала оружие, оставив лишь оружие для себя и для отца. Главное же — не- обходимо хранить в глубокой тайне возвращение Одиссея, чтобы никто не знал об этом, даже Пенелопа, так как не все рабы и рабыни сохранили верность Одиссею. Долго совещались Одиссей с Телемахом.
В это время прибыл в город и корабль Телемаха. Спут- ники его тотчас послали к Пенелопе известить о возвра- щении сына. С этим вестником у самого дворца Одиссея встретился Эвмей. Вместе вошли они к Пенелопе. Громко объявил вестник Пенелопе о возвращении сына. Эвмей же, наклонившись к ней, тихо передал все, что поручил ему
Телемах. Обрадовалась Пенелопа, что снова с нею сын.
Быстро донеслась весть о возвращении Телемаха и до женихов. Испугались они. Собрались все женихи на пло- щади и стали совещаться, что им делать. Антиной совето- вал убить Телемаха, так как он их единственная помеха. Но
Амфином не согласился. Он боялся прогневить Зевса и со- ветовал прежде вопросить богов. Если дадут боги благо- приятное знамение, то он готов сам убить Телемаха; если же нет, то и другим не советовал Амфином поднимать ру- ки на Телемаха. Согласились с Амфиномом женихи и по- шли во дворец Одиссея.
Афина возвраща-
ет Одиссею его
прежний облик.
Дж. Флаксмен
Глашатай Медонт сообщил Пенелопе, что замышляют женихи. Вышла она к ним и горько упрекала их за коварс- тво. Особенно же упрекала Пенелопа Антиноя, отца кото- рого некогда спас Одиссей от гнева народа. Эвримах стал успокаивать Пенелопу. Он говорил, что женихи никогда не поднимут руки на Телемаха. Но хоть и говорил это Эвримах, сам же только о том и думал, как бы погубить Телемаха.
Между тем Эвмей вернулся в свою хижину. Богиня
Афина обратила опять Одиссея в странника, чтобы не уз- нал его Эвмей. Рассказал свинопас, что видел в городе, и стал готовить всем ужин.
Одиссей приходит под видом странника
в свой дворец
На следующий день, лишь только край неба окрасился ярким пурпуром зари, Телемах отправился в город. Уходя, он велел Эвмею проводить в город странника, чтобы он мог там собирать подаяние. Придядомой, Телемах встре- тил свою старую няню Эвриклею. Несказанно обрадова- лась она, увидев входящего Телемаха, и с плачем обняла его. Вышли навстречу сыну Одиссея все рабыни. Узнав о возвращении Телемаха, вышла и Пенелопа. Обняла она сына и стала расспрашивать его о том, что узнал он во вре- мя путешествия. Но ничего не стал ей рассказывать Теле- мах — он спешил на городскую площадь, чтобы привести
Феоклимена в свой дом.
Когда Телемах пришел на городскую площадь, жени- хи толпой окружили его; каждый из них спешил пожелать ему чего-нибудь хорошего, в глубине же сердца замышля- ли они гибель Телемаху. Вскоре пришел на площадь и Фе- оклимен с Перайем, приютившим его на время, пока не было в городе Телемаха.
Одиссей приходит под видом странника в свой дворец
472
Одиссея
473
Сейчас же Телемах пригласил Феоклимена к себе в дом и ушел с ним. Дома, омывшись в прекрасных мраморных ваннах, Телемах с Феоклименом сели за трапезу. Вышла к ним Пенелопа и села около их стола со своей работой.
Телемах рассказал матери о путешествии в Пилос и Спар- ту. Опечалилась Пенелопа, что ничего не узнал Телемах об отце. Но Феоклимен стал успокаивать ее; он уверял, что
Одиссей уже на Итаке, что он, наверное, скрывается где- нибудь, чтобы вернее приготовить гибель женихам. Феок- лимен говорил, что, если бы Одиссей не вернулся на Итаку, не послали бы знамение боги при возвращении Телемаха.
Во время беседы Пенелопы с Телемахом и Феокли- меном женихи забавлялись во дворе бросанием диска и копья. Вскоре пригнали пастухи коз и овец для пира же- нихов. Гурьбой вошли женихи в дом Одиссея и занялись приготовлением к пиру. Глашатай Медонт созвал их в пир- шественный зал.
Между тем Одиссей с Эвмеем медленно шли по направ- лению к городу. Опираясь на палку, шел Одиссей под ви- дом немощного нищего. Они уже были недалеко от города, когда у источника, из которого жители города брали воду, встретил их пастух Мелантий, Увидев Эвмея со странником, наглый Мелантий стал издеваться над ними и крикнул:
— Вот ведет один негодяй другого! Куда ты, глупый Эв- мей, ведешь этого нищего? Смотри, переломают ему реб- ра женихи, если он только осмелится показаться в доме
Одиссея!
Крикнув это, Мелантий сильно ударил ногой Одиссея, но даже не пошевельнулся от этого удара Одиссей. Едва сдер- жался он, чтобы не убить наглеца, ударив его головой о зем- лю. Эвмей стал грозить Мелантию, что плохо придется ему, когда вернется Одиссей. Но Мелантий грубо ответил, что напрасно надеется он на возвращение Одиссея, что скоро будет и Телемах убит женихами, а сам Эвмей продан каким- нибудь чужеземцам. С этими угрозами Мелантий ушел.
Медленно продолжали свой путь Эв- мей с Одиссеем. Наконец приблизились они ко дворцу Одиссея. Оттуда неслись звуки кифары и пение. Пир женихов был в самом разгаре. Эвмей и Одиссей, громко разговаривая, вошли во двор.
Там, у самых ворот, лежала старая соба- ка Одиссея, Аргус. Едва только услыша- ла она голос хозяина, как насторожила уши. Почуял верный Аргус своего гос- подина, вильнул хвостом и хотел под- няться, чтобы броситься ему навстречу, но был уже не в силах двинуться. Всеми брошенный, старый, он издыхал. Узнал своего верного Аргуса и Одиссей. Слеза скатилась из его глаз; поскорее смахнул он слезу рукой, чтобы не заметил ее Эвмей. Шевельнулся
Аргус и издох. Двадцать лет ждал он своего господина и сразу узнал его даже под видом нищего.
Эвмей вошел в пиршественный зал первый и сел около
Телемаха. Следом за Эвмеем вошел и Одиссей. Но не пошел он к гостям, а сел у самого входа, прислонясь к двери. Тотчас взял Телемах хлеба и мяса, велел отнести Одиссею и сказать ему, чтобы смело шел он к гостям просить подаяния. Встал
Одиссей и начал обходить гостей. Все подавали ему, отказал лишь Антиной. Но Одиссей стал настойчиво просить и у не- го подаяния. Рассердился жестокий, грубый Антиной и про- гнал от себя Одиссея. Отошел от него Одиссей, промолвив:
— Да, вижу я, что ум у тебя не так хорош, как лицо, коль ты жалеешь дать мне даже корку хлеба, да еще чужого!
Вспыхнул гневом Антиной, схватил скамейку, изо всей силы бросил ее в Одиссея и попал ему в спину. Но Одис- сей даже не пошатнулся от сильного удара, он стоял слов- но незыблемая скала, только грозно тряхнул головой, сел опять у самой двери и сказал:
Одиссей является
Телемаху в образе
странника.
Роспись красно-
фигурной вазы
Одиссей приходит под видом странника в свой дворец
474
Одиссея
475
— Не беда, если кто-нибудь перенесет побои, защищая свое имущество. Если только богини мщения Эринии защи- щают и нищих, то вместо брака ждет здесь Антиноя смерть.
Еще больше рассердился Антиной, услышав слова
Одиссея, но женихи стали упрекать его за то, что оскор- бил он странника, пришедшего в дом, а бывало не раз, что под видом странников приходили к людям и бессмертные боги. Горько было видеть Телемаху, как оскорбил Антиной его отца, но, помня условие, сдержал он свой гнев.
Узнала и Пенелопа, как оскорбил Антиной несчастного странника. Еще больше возненавидела она дерзкого Анти- ноя. Призвав к себе Эвмея, расспросила она его о стран- нике, а когда узнала, что Одиссей был некогда гостем отца странника, воскликнула:
— О, верю я, что жестоко отомстят Одиссей и Телемах женихам, когда вернется Одиссей!
Лишь только сказала это Пенелопа, как Телемах громко чихнул. Обрадовалась этому знамению Пенелопа: теперь она была уверена, что рано или поздно погибнут женихи от руки ее мужа.
Пенелопа повелела Эвмею привести странника, чтобы расспросить его об Одиссее. Но Одиссей отказался сейчас же идти к Пенелопе; он просил подождать до вечера, не желая раздражать еще больше женихов. Согласилась ждать
Пенелопа.
Пир женихов становился все более шумным.
Наступила ночь. Эвмей давно уже ушел домой. Жени- хи все еще не расходились. Вдруг в дверях появился один нищий, известный по всей Итаке обжора и пьяница. Зва- ли его Иром. Увидев странника в дверях, Ир стал гнать его,
Одиссей же не уходил. Тогда Ир стал грозить, что побьет его, если он тотчас же не уйдет. Началась ссора. Ее услышал
Антиной и, желая развлечь себя и женихов, решил заставить драться Ира со странником. Победителю он обещал дать в награду козий жареный желудок, а кроме того, позволить каждый день приходить за подаянием. Окружили женихи
Ира и Одиссея и подстрекали их помериться силами. Одис- сей согласился драться, но прежде взял клятву с женихов, что они не будут помогать Иру. Женихи дали клятву. Тогда
Одиссей снял свое рубище и опоясался им. С удивлением смотрели женихи на могучее тело Одиссея, на его муску- листые руки, широкую грудь и плечи. Испугался Ир, но не биться с Одиссеем он уже не мог, так как рабы схватили его, опоясали и поставили против Одиссея. От страха Ир едва держался на ногах. Взглянув на него, Одиссей поду- мал: убить ли его ударом кулака или же только сбить с ног?
Решил Одиссей, что могучим ударом он может возбудить подозрение женихов, поэтому, когда Ир ударил его в плечо, он в свою очередь ударил его по голове над самым ухом.
Упал Ир на пол и завопил от боли. Одиссей же схватил его за ногу и вытащил из пиршественного зала во двор, там по- садил у стены около ворот, набросил ему на плечи его рва- ную суму и дал ему в руки палку. Так проучил Одиссей Ира за то, что он дерзко вздумал гнать его из его же собственно- го дома. Обрадовалась женихи, что избавил их Одиссей от назойливого Ира. Они весело поздравляли его с победой, а
Амфином поднес Одиссею кубок с вином и пожелал, что- бы боги вновь послали ему богатство и счастье. Амфином часто удерживал женихов от буйства и всегда защищал Те- лемаха. Знал это Одиссей и, желая спасти Амфинома, по- советовал ему уйти домой, так как скоро вернется Одиссей и гибель грозит тогда всем женихам. Но Амфином не внял совету Одиссея, он сам шел навстречу своей гибели.
В это время Афина Паллада побудила Пенелопу выйти к женихам, чтобы еще сильнее разжечь в них желание всту- пить с ней в брак и чтобы Одиссей и Телемах еще более оце- нили ее верность и любовь к ним. Тотчас позвала Пенелопа
Эвриному и велела призвать двух рабынь, которые должны были проводить ее в пиршественный зал к женихам. Когда
Эвринома вышла, богиня Афина погрузила в краткий сон
Одиссей приходит под видом странника в свой дворец