Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза собеседнику, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают логическую информацию, а жесты, мимика голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов, часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное сообщение, либо ему противоречить и ослаблять.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. Задачей метода объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности. Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов. Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности. От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно подчинено определенной цели, проводится по определенному плану, в ряде случаев оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т. е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя. Предметом наблюдения могут быть только внешние компоненты психической деятельности:


– моторные компоненты практических и познавательных действий;

– движения, перемещения и неподвижные состояния людей (скорость и направление движения, соприкосновения, толчки, удары);

– совместные действия (группы людей);

– речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя);

– мимика и пантомимика, экспрессия звуков;

– проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и др.).

При проведении наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего, психического через наблюдение внешнего. В психологии существует многозначность связей внешних проявлений с субъективной психической реальностью и многоуровневая структура психических явлений, поэтому одно и то же поведенческое проявление может быть связано с различными психическими процессами.

Умение анализировать вербальную и невербальную информацию при проведении индивидуального собеседования позволяет специалисту своевременно реагировать на негативные изменения и управлять соответствующим образом динамическими процессами. У человека, проводящего индивидуальное собеседование, непростая роль: помимо того, чтобы определить насколько действительно выражены изменения, связанные с профессиональной деятельностью, необходимо одновременно принимать речевой сигнал, успевать его понять и при этом наблюдать за нюансами мимических выражений и языком тела. Ведь лицо и тело человека многословны. Они способны рассказать о самых тайных мыслях и побуждениях человека. Однако разглядеть эти побуждения и расшифровать их истинный смысл бывает довольно сложно. Важно не только слышать, но и видеть собеседника – и тогда можно узнать о нем намного больше, чем он о себе рассказывает.

Нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик специалистов МЧС России с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы. Исходя из понимания функционального состояния как динамическое взаимодействие организма с внешней средой, определяющее эффективность деятельности, необходимо применение комплексных методов, объединяющих достоинства всех подходов. Комплексный подход дает возможность изучать состояние специалистов МЧС России системно и обобщенно. Несомненно, комплексные психодиагностические мероприятия – важное звено в мониторинге многочисленных причин и разрушающих последствий, связанных с профессиональной деятельностью, а также – необходимая часть для определения эффективности психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий со специалистами МЧС России.



2.2.4. Процедура проведения мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России

Мониторинговое психодиагностическое обследование в системе МЧС России является одним из направлений психодиагностического сопровождения деятельности профессиональных контингентов МЧС России. Реализация данного мероприятия имеет свою организационную технологию, подготовку к проведению, а также сам процесс проведения обследования и предоставления результатов по итогам обследования.

К основным этапам в процедуре проведения обследования относятся:

1. Подготовка стимульных материалов и регистрационных бланков для проведения обследования в соответствии со стандартами по психодиагностическому обеспечению в МЧС России в части касающейся мониторингового психодиагностического обследования, что отражено в Методическом руководстве по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России от 2009 года и Приложении к методическим рекомендациям по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России от 2016 года.

2. Проведение обследования:

- подробное информирование профессиональных контингентов МЧС России, участвующих в обследовании, о целях, задачах, порядке проведения обследования, выставлении групп по результатам обследования, порядке предоставления результатов обследования (кому, когда, в каком виде), что, в свою очередь, может являться одним из факторов снятия эмоционального напряжения и тревоги у профессиональных контингентов МЧС России;

- пред каждой методикой необходимо давать подробную, пошаговую инструкцию; при возникновении любых вопросов необходим подробный ответ;

- непосредственное проведение обследования *


3. Обработка протоколов *, интерпретация и анализ полученных результатов (опросные, тестовые, аппаратные), включая выставление групп, определяющих необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий личного состава МЧС России, проводится в тот же день, что и само обследование.

4. «Обратная связь» каждому человеку по результатам обследования и информирование о проведении психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий дается в тот же день, что и само обследование (полная и подробная информация о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях отражена в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года).«Обратная связь» предоставляется каждому человеку индивидуально.

После завершения психодиагностического обследования обязательным к проведению с каждым обследуемым является индивидуальная беседа с обязательной регистрацией на бумаге значимых вербальных ответов.

В рамках мониторингового обследования беседу можно рассматривать как диагностическое интервью. Необходимо отметить, что интервью как процесс общения, отличается от обыденного разговора и служит задаче получения объективных данных, поэтому специалисту-психологу необходимо уменьшить субъективность результатов, вводимую участниками.

Отличием интервью от обычного разговора является то, что в интервью точно заданы роли партнеров (один из них спрашивающий, второй – опрашиваемый), а также интервью всегда направлено на определенную цель.


_________________________
* Во время проведения обследования необходимо отслеживать поведение, реакции обследуемого контингента, а во время обработки протоколов обследования – характер букв, цифр, линий и т.д., так как это может являться дополнительной информацией для специалиста-психолога (например, следы психической травмы, ЧМТ, нервные реакции, тревожность и т.д.), что будет являться одной из тем в индивидуальном собеседовании по результатам обследования.

Прежде чем приступать к проведению интервью необходимо ознакомиться с результатами проведенной психологической и психофизиологической диагностики. Это позволит определить направление беседы, а также позволит создать основу эмпатического контакта с человеком.

Проводя нормативный анализ ситуации проведения беседы, с одной стороны, необходимо учитывать, что беседа «всегда проводится той или иной организацией и специалист-психолог выступает как представитель и от лица данной организации», а с другой стороны, беседа должна быть «выключена» из системы социальных связей человека. Существует несколько способов изоляции беседы от социальной жизни. Во-первых, это заверения специалиста-психолога в соблюдении профессиональной тайны (и действительным ее соблюдением). При этом беседа не должна проводиться в присутствии третьих лиц, не должно существовать возможности подслушать ее или случайно услышать. Соблюдение принципов анонимности и конфиденциальности очень важно для того, чтобы беседа была свободной и откровенной. Таким образом, беседа всегда направлена на конкретного данного собеседника. В общем смысле в процессе общение в процессе беседы предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы.


С ее помощью можно получить множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником. К таким косвенным показателям относится невербальное общение, которое включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. К аспектам невербального поведения относятся организация пространства, поза и общий характер движений, жестикуляция, мимика и взгляд, паравербальные компоненты речи.

Организация пространства – дистанция общения. Профессиональный психолог должен «с уважением относиться к психологическим границам другого человека», он должен быть внимательным к расстоянию, комфортному для собеседника, а также он должен уметь использовать реакции собеседника в качестве обратной связи, с целью найти оптимальную степень физической дистанции и психологического общения.

Лицо – это наиболее важный компонент невербальной коммуникации, потому что через лицевую экспрессию передается значительная часть эмоций и информации. Лицевая экспрессия дает нам намеки о смысле словесного общения. Кроме того, она является для наблюдателя непосредственной информацией не только об испытываемых чувствах, но и о способности сохранять над ними контроль. Глаза – зеркало души, поэтому визуальный контакт является ключевым элементом невербальной коммуникации. Нехватка визуального контакта во время беседы может привести к тому, что собеседник почувствует неинтерес к его персоне, а при переизбытке визуального контакта собеседник может испытать попытку доминирования, контроля, внедрения.

Голос является важным средством выражения субъективных чувств и смыслов. Основными паралингвистическими характеристиками речи являются интонация, отчетливость, ритм и наличие пауз. Также на временные характеристики речи влияет значимость темы: эмоционально значимая тема вызывает относительное увеличение длительности высказывания и уменьшение времени перед ответом.

Особого внимания заслуживают такие внешние проявления собеседника как раздражительность, беспокойство, нервозность, враждебность, апатия, безразличие, тремор (рук, ног, век, щек, губ и т.д.), покраснение (побледнение) кожных покровов при волнении и другие признаки, которые могут помочь в установлении факта дезадаптации. В случае возникновения данных проявлений их также необходимо регистрировать на бумажном носителе.