Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 946

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особой структуры беседы по результатам мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России нет, в связи с тем, что каждый человек индивидуален и составление уточняющих вопросов будет зависеть от индивидуальных результатов психодиагностического обследования. Но возможно определить общие правила, по которым можно построить данную беседу, заключающиеся в следующем:

1. «Обратная связь» по результатам мониторингового психодиагностического обследования, заключающаяся в том, что специалист-психолог доводит те результаты, что получил обследуемый, и разъясняет все ключевые моменты (что означает каждый показатель, уровень его выраженности и, в случае не удовлетворительных результатов, – к чему это впоследствии может привести);

2. Сбор анамнестических данных в части касающейся родовых травм; условий раннего развития (обучение в школе, воспитание в семье и т.д.); хронические заболевания, в том числе и ЧМТ; заболевания, появившиеся в последнее время (как часто проявления, когда появились первый раз, с чем связаны и т.д.) и др.

3. В случае неудовлетворительных результатов по показателям беседа может строиться по следующим направлениям (по каждому неудовлетворительному показателю) *:

- Отмечаете ли Вы у себя выявленное нарушение?

- Каким образом проявляется?

- Как часто проявляется?

- Как давно Вы стали замечать данные проявления?

- Как Вы думаете, с чем связано данное проявление?

_________________________
* Каждый специалист - психолог может самостоятельно составить блок вопросов, которые помогут ему более полно сформировать впечатление о собеседнике по результатам мониторингового психодиагностического обследования.

- Влияет ли выявленное нарушение на выполнение Вами служебных обязанностей, на взаимоотношения с коллегами по работе (произошли ли изменения)? Каким образом?

- Влияет ли выявленное нарушение на Ваши отношения помимо профессиональной деятельности (в личной жизни, с друзьями и т.д.)? Каким образом?

- Произошли ли серьезные изменения в Вашей жизни после того, как нарушение проявилось?

Можно задавать различные вопросы в части касающейся проявлений, выявленных в ходе психодиагностического обследования, а также вопросы могут быть и выходящими из ответа собеседника на предыдущий вопрос.


Вопросы могут строиться в зависимости от особенностей собеседника, хода беседы, внешних проявлений собеседника и т.д. Желательно просить приводить поясняющие примеры по каждому пункту.

В беседе обязательно указать, что специалист-психолог может предложить для корректировки выявленных нарушений (психофизиологическое оборудование, индивидуальные консультации и т.д.).

В случае отсутствия нарушений по показателям, разъяснить собеседнику про профилактические мероприятия (психофизиологическое оборудование, тренинги, занятия и т.д.), необходимых для предупреждения возникновения нарушений и воздействия факторов риска.

Полная и подробная информация по использованию психофизиологического оборудования, по проведению индивидуальных консультаций, тренингов, занятий отражена в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.

Завершением беседы может быть следующая фраза: «Мы обсудили Ваши результаты, побеседовали, спасибо, что уделили время. Но, может быть, у Вас возникли вопросы и ко мне? Можете их задать».

Беседа по результатам мониторингового психодиагностического обследования не является тем звеном, с помощью которого возможно изменение группы в лучшую сторону. Беседа подтверждает те результаты, что получили в процессе психодиагностического и психофизиологического обследования. Однако при этом, по ее результатам (включая и внешние проявления), возможно снижение группы.

5. Подготовка заключения установленной формы по результатам мониторингового психодиагностического обследования (Приложения 3 и 4). Заключение руководителю структурного подразделения, в котором проводилось обследование, предоставляется не позднее третьего рабочего дня после проведения психодиагностического обследования.

При этом второй экземпляр заключения остается у специалиста психологической службы, проводящего обследование.

6. Заполнение индивидуальных карт психологического изучения в части касающейся мониторингового психодиагностического обследования.

Протоколы обследования, заключения, а также индивидуальные карты психологического изучения хранятся специалистом-психологом по установленной форме, обозначенной в Методическом руководстве по психодиагностическому обеспечению в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2011 года.



После проведения мониторингового психодиагностического обследования необходимо информировать руководителя структурного подразделения, в котором проводились мероприятия, о необходимости проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с сотрудниками, а также составление и согласование с руководителем графика проведения данных мероприятий. Информация, касающаяся психопрофилактических занятий и комплексных программ коррекции, в зависимости от выявленных изменений у специалистов МЧС России, указана в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.

В связи с вышеперечисленной спецификой проведения мониторингового психодиагностического обследования рекомендуется проводить обследование одним специалистом-психологом группы, состоящей не более чем из 5-6 человек в день, либо, по возможности, на группу из 20-30 человек обследуемых 4-5 специалиста-психолога.

3. Создание критериев, определяющих необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России

Для создания критериев, на основании которых происходит распределение обследуемого контингента по трем группам, определяющим необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, было проведено обширное статистическое исследование. В данном исследовании принимали участие профессиональные контингенты МЧС России из различных подразделений по всей России, проходившие плановое мониторинговое психодиагностическое обследование (спасатели, пожарные, психологи, медицинские работники, военнослужащие, оперативные дежурные и т.д.). Разделения по гендерному признаку не проводилось. Общее количество эмпирической выборки составило 2979 человек.

В связи с тем, что каждому психологическому свойству соответствует свое распределение в генеральной совокупности, первым этапом работы явилось определение нормальности распределения по каждой методике на эмпирической выборке. Вид распределения определялся с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics Version 21, включающего в себя статистический критерий Колмогорова-Смирнова, являющимся наиболее состоятельным для определения степени соответствия эмпирического распределения нормальному. Анализ результатов по всем методикам показал уровень значимости р<0,05. Это означает, что данные эмпирические распределения существенно отличаются от нормального.


Следующий этап работы заключался в стандартизации методик, используемых при проведении психодиагностических мероприятий в рамках мониторинговых обследований в системе МЧС России. Данный этап состоял в определении норм показателей (стандартных оценок), необходимых для того, чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами, полученными на эмпирической выборке. Другими словами, происходило выведение нормативных показателей по методикам на выборке МЧС России. В связи с тем, что эмпирические распределения по всем методикам отличаются от нормального, то для вычисления стандартных оценок была использована нелинейная нормализация с использованием пятибалльной шкалы на основе кумулятивного (накопленного) процента. Нелинейная нормализация на основе кумулятивного (накопленного) процента заключается в том, что перевод первичных данных в стандартные производится через нахождение процентильных границ групп в исходном распределении, соответствующих процентным границам групп в нормальном распределении стандартной шкалы. Каждому интервалу стандартной шкалы ставится в соответствие такой интервал шкалы первичных данных, который содержит ту же процентную долю эмпирической выборки.

В соответствии с тем, что первичные показатели по разным методикам нельзя сравнивать между собой по причине того, что методики имеют различное внутреннее строение, следующим этапом работы явилось приведение всех методик к единой единице измерения. Это было сделано с целью определения корреляционных связей между показателями по проведенным методикам, то есть для определения вероятностной связи между показателями. Единой единицей измерения послужила десятибалльная шкала, перевод в которую по каждому показателю осуществлялся на основании кумулятивного (накопленного) процента. Корреляционные связи между всеми показателями и кумулятивный (накопленный) процент определялись с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics Version 21. Так как эмпирические распределения по методикам не являются нормальными, то был использован ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Анализ результатов показал наличие положительных и отрицательных очень слабых (r < 0,19) , слабых (0,2 < r < 0,29) и умеренных (0,3 < r < 0,49) корреляционных связей между показателями. Уровень значимости коэффициентов корреляции р=0,01–высокий; р=0,05 – значимый.

Данные корреляционного анализа были переданы специалистам научно-исследовательского отдела медико-психологической реабилитации (далее - НИО МПР) ФКУ ЦЭПП МЧС России. Специалисты НИО МПР проанализировали корреляционные связи и на их основании выделили группы симптомов, которые, в свою очередь, явились основанием для составления комплексных программ коррекции. Комплексные программы коррекции указаны в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.


Дальнейшими шагами по созданию критериев явились следующие:

1. Присвоение каждому показателю в каждой психодиагностической методике числового коэффициента, то есть количественной оценки, заключающейся в определении численных значений показателей. Так как были определены нормы показателей (стандартных оценок), необходимых для того, чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами, полученными на эмпирической выборке (выборке специалистов МЧС России), то каждому показателю в каждой методике, в зависимости от уровня выраженности, присваивался числовой коэффициент «0», «1», «2».

«0» - средний уровень, уровень ниже среднего, низкий уровень – по методикам личностного блока; средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень – по методикам когнитивной сферы;

«1» - уровень выше среднего – по методикам личностного блока; уровень ниже среднего – по методикам когнитивной сферы;

«2» - высокий уровень – по методикам личностного блока; низкий уровень – по методикам когнитивной сферы;

Результаты по методике вариационной кардиоинтервалометрии (ВКМ) и тесту сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) рассматривались отдельно по тем численным показателям, которые были получены после проведения психофизиологического обследования (без присвоения числового коэффициента)*.

2. Далее был произведен подсчет числовых коэффициентов («0», «1», «2») у каждого респондента и нахождение интегрального показателя у каждого респондента по всем изучаемым психодиагностическим методикам.

3. Подсчет всех интегральных показателей и нахождение общей интегральной оценки по всей эмпирической выборке (по всем специалистам МЧС России в количестве 2979 человек).

4. Нахождение среднего значения и стандартного отклонения по всей эмпирической выборке, на основании которых эмпирическая выборка была разделена на 3 итоговые группы по принципу М ± σ (М – среднее значение, σ – стандартное отклонение). Различия заключались в количестве и уровне выраженности всех изучаемых показателей в каждой группе.

5. Проведение факторного анализа с целью установления того, что для большого числа исходных показателей существует сравнительно узкий набор переменных, характеризующих связь между группами этих показателей (факторов).