Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1194
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факторный анализ показал, что методики согласованы как между собой, так и внутри себя (по шкалам, показателям, критериям и т.д.). Данных по тому, по каким все-таки показателям идет разделение респондентов на 3 группы, получено не было.
6. Проведение кластерного анализа – метода, используемого для классификации объектов изучения (в частности обследуемых специалистов МЧС России) в относительно гомогенные, однородные группы - кластеры; в свою очередь, кластер – группа элементов, характеризуемых общим свойством.
____________
*исследовалось среднее значение и стандартное отклонение по каждому исследуемому показателю.
Главная цель кластерного анализа – нахождение групп схожих объектов в выборке.
Целью проведения кластерного анализа явилось определение, каким образом и по каким показателям разделяются респонденты по кластерам. Было проведено разделение на 3 кластера методом «К – средних». Данный метод заключается в разделении по заданным переменным все множество объектов на заданное число кластеров так, чтобы средние значения для кластеров по каждой из переменных максимально различались.
Качественный анализ проведенного метода показал, что 3 кластера содержат все изучаемые показатели по всем психодиагностическим методикам, но лишь с различным уровнем выраженности.
7. По результатам качественного анализа кластеров был использован непараметрический критерий Манна-Уитни для сравнения кластеров между собой. Анализ результатов сравнения позволил сделать вывод о том, что достоверные различия (р ≤ 0,05) между кластерами заключались в количестве и уровню выраженности всех изучаемых показателей.
8. Сопоставление результатов, полученных по психодиагностическим методикам у каждого тестируемого, с их внутренней экспертной оценкой (на основании информации, полученной по результатам постмониторинговой беседы). Данный шаг заключался в проведении корреляционного анализа между показателями по психодиагностическим и психофизиологическим методикам и переменными в постмониторинговой беседе. По результатам анализа коэффициентов корреляций был сделан вывод, что итоговая группа зависит от уровня выраженности показателей (как по методикам, так и по беседе), а также, что каждому показателю по методикам соответствуют переменные по беседе, причем не обязательно переменные беседы относятся к той же сфере, к которой относится показатель по методике. Также был сделан вывод о том, что переменные по беседе также взаимосвязаны между собой как в пределах одной изучаемой сферы, так и в пределах других изучаемых сфер.
9. Далее, по результатам выставления итоговой группы*, были определены показатели, которые имеют существенное влияние на выставление итоговой группы. Данный этап осуществлялся с помощью метода Feature Selection, который заключается в том, что остаются только те переменные, по которым группы хорошо классифицируются.
Метод используется для исключения неважных или избыточных переменных в исходном наборе характеристик. С помощью этого метода возможно различить переменные, которые имеют существенное влияние на итоговые данные.
10. На основании выделенных показателей, имеющих существенное влияние (их уровня выраженности), был проведен качественный анализ распределения на группы и более четкая дифференциация между 3-мя группами по всем исследуемым показателям.
В итоге выведены критерии, на основании которых происходит распределение обследуемого контингента по трем группам, определяющим необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.
______________
*Итоговая группа (I, II,III) была выставлена на основании полученных данных 3-х кластеров
4. Критерии для определения необходимости психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России
Согласно утвержденному стандарту психодиагностических методик, применяемых при проведении мониторингового психодиагностического обследования, выведены критерии, на основании которых происходит распределение обследуемого контингента по трем группам, определяющих необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.
Первым этапом в выставлении группы является определение наличия, с определенным уровнем выраженности, следующих показателей, имеющих существенное влияние:
По методике В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания»:
1. Фаза 1 (складывающаяся/сложившаяся);
2. Фаза 2 (складывающаяся/сложившаяся);
3. Фаза 3 (складывающаяся/сложившаяся);
4. Фаза 1 симптом 1(складывающийся/сложившийся);
5. Фаза 3 симптом 4 (складывающийся/сложившийся).
По методике «Опросник для диагностики симптомов ПТСР И.О. Котенева»:
1. Шкала С (повышенное значение/высокое значение);
2. Шкала F (повышенное значение/высокое значение);
3. ПТСР – интегральный показатель (повышенное значение/высокое значение).
По методике «Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»):
1. АР (уровень выше среднего/высокий);
2. ОР (уровень выше среднего/высокий);
По методике К. Маслач, С. Джексон «Профессиональное выгорание»*:
1. Эмоциональное истощение (уровень выше среднего/высокий);
2. Деперсонализация (уровень выше среднего/высокий);
3. Профессиональное выгорание – интегральный показатель (уровень выше среднего/высокий);
По результатам первого этапа выставляется предварительная группа, где:
I группа – не выражен ни один из показателей, имеющих существенное влияние;
_____________________
*Показатели, имеющие существенное влияние, по методике К. Маслач, С. Джексон «Профессиональное выгорание» были выявлены с помощью корреляционного метода, заключающегося в определении того, насколько исследуемые показатели зависят от показателей по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Были получены стойкие положительные корреляционные связи, что говорит о том, что методика «Профессиональное выгорание» К. Маслач, С. Джексон изучает тот же феномен. Вероятность того, что статистическая значимость случайна не более 1% (р-уровень асимптотической значимости ≤ 0,01).
II группа выставляется в случае появления показателей (либо по отдельности, либо совместно):
- хотя бы одного какого-либо показателя, имеющего существенное влияние, с уровнем выраженности «складывающийся» («повышенное значение», «уровень выше среднего»);
- уровень выраженности «сложившийся» («высокий уровень») имеет только какой-либо один из показателей: или «фаза 2», или «АР», или «ОР»;
III группа выставляется в случае появления показателей (либо по отдельности, либо совместно):
- уровень выраженности «сложившийся» («высокий уровень») имеют либо все три, либо только два любых показателя из таких как «фаза 2», «АР», «ОР»;
- появление отдельного показателя «фаза 3» с уровнем выраженности «сложившаяся»;
- одновременное появление таких показателей как «фаза 1», «фаза 2» и «фаза 3» с уровнем выраженности «сложившаяся» у каждой;
- ПТСР (интегральный показатель) с уровнем выраженности «высокое значение»;
- «Эмоциональное истощение» с уровнем выраженности «высокий»;
- «Деперсонализация» с уровнем выраженности «высокий»;
- «Профессиональное выгорание» (интегральный показатель) с уровнем выраженности «высокий».
Независимо от количества и уровня выраженности показателей, полученных по результатам мониторингового психодиагностического обследования, в случае выявления суицидоопасных состояний, либо пограничных с ним состояний (особенно подтверждающихся в постмониторинговой беседе) выставляется III группа (психологическая коррекция)!!!
Вторым этапом в выставлении группы является математический подсчет количества показателей по проведенным психодиагностическим методикам. Данный этап проводится для конечного выставления итоговой группы с учетом всех выявленных показателей. Основанием включения в ту или иную группу является количество изучаемых показателей и их уровень выраженности.
Что касается методик, имеющих итоговые результаты в виде интегрального показателя, то в подсчете участвуют как интегральный показатель, так и показатели, из которых он состоит (например, фаза 1 состоит из 1 симптома, 2 симптома, 3 симптома и 4 симптома, соответственно в суммарный подсчет количества показателей входят как отдельные симптомы, так и фаза).
Таким образом, выставление итоговой группы проводится с одновременным учетом результатов по первому и второму этапам. При этом окончательная итоговая группа выставляется по той, которая является более низкой, то есть по той группе, которая имеет более негативный, неблагоприятный прогноз. Например, по результатам первого этапа была выставлена III группа, а по результатам второго этапа – II группа, соответственно, итоговой группой будет являться III группа. Или, по результатам первого этапа выставлена I группа, по результатам второго этапа – II группа, соответственно, итоговая группа – II. Либо, по результатам первого этапа выставлена II группа, по результатам второго этапа II группа, соответственно, итоговая группа – II.
Показатели по методикам, направленным на выявление суицидоопасных состояний и суицидального поведения, рассматриваются отдельно.
Показатели по методикам, направленным на изучение сферы межличностных взаимоотношений(при необходимости их использования) рассматриваются отдельно.
В случае использования в мониторинговом психодиагностическом обследовании в системе МЧС России методики В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» выставление итоговой группы, определяющей необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России будет следующим:
I группа (состояние, не требующее коррекции)
Наличие только 1 показателя с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку, либо уровень «ниже среднего» - по когнитивной сфере.
Отсутствуют показатели с высоким уровнем выраженности по личностному блоку (низким уровнем выраженности – по когнитивной сфере).
ВКМ: уровень функционального состояния «3», «4», «5».
СЗМР:
- уровень быстродействия: «3», «4», «5»;
- уровень безошибочности «3», «4», «5»;
- уровень сенсомоторных реакций (соответствует уровню работоспособности в условиях повышенной концентрации внимания): «3», «4», «5».
Вышеперечисленные результаты по психофизиологическому блоку и показателям по психодиагностическим методикам могут встречаться как изолированно друг от друга, так и в сочетании друг с другом.
II группа (психологическая профилактика)
Либо только наличие от 2 до 9 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) - по личностному блоку, а по когнитивной сфере уровень выраженности «ниже среднего»;
Либо наличие в общей сумме от 2 до 9 показателей с уровнем выраженности «выше среднего» (складывающийся симптом/фаза, пограничное состояние) – по личностному блоку, «ниже среднего» - по когнитивной сфере и показателей с уровнем выраженности «высокий» (сложившийся симптом/фаза, выявленные расстройства) – по личностному блоку, «низкий уровень» - по когнитивной сфере.
ВКМ: уровень функционального состояния «3» *, «2», «1», «0» **
СЗМР:
- уровень быстродействия: «3» *, «2», «1» **