Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, механизмом развития психосоматических и невротических нарушений признается многофакторность. Влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и взаимодополнении – все это имеет значение в качестве взаимодействующих между собой факторов психосоматических заболеваний, невротических расстройств и состояний.

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что длительные физические и нервно-психические перегрузки специалистов МЧС России в процессе выполнения ими своей профессиональной деятельности могут привести к существенному изменению функционального состояния организма и работоспособности, в результате чего снижается успешность профессиональной деятельности (Маклаков А.Г., Чермянин С.В., 1994; Шойгу Ю.С., 2004). В тоже время длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (тревоги, ожидания неизвестного, чувства вины, неудовлетворенности, злости и т.д.) и неумение снизить остроту переживания, неблагоприятных воздействий чреваты еще и тем, что оказывают разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние, что определяет необходимость своевременной диагностики дезадаптивных расстройств с помощью мониторингового психодиагностического обследования, которое, в свою очередь, позволит своевременно проводить психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия, сохранив профессиональное здоровье, долголетие и качество жизни специалистов МЧС России.

Информация о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях со специалистами МЧС России по результатам мониторингового психодиагностического обследованияизложенавМетодических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.

Что касается теоретической части, относящейся к суицидоопасным состояниям и суицидальному поведению, то для использования в работе рекомендуется обращаться к Методическим рекомендациям по диагностики суицидального поведения от 2009 года.


2.2.3. Методы, используемые при проведении мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России

Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений. Объективной регистрации и контролю доступны изменения в функционировании различных физиологических систем. Наиболее существенными для выявления специфики того или иного состояния являются показатели деятельности различных отделов центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной систем и т.д. Любое состояние человека возникает в процессе деятельности. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в протекании основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, изменения в эмоционально-волевой сфере, оцениваемые с помощью различных психометрических процедур. Многочисленны и состояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективных переживаний. Качественная неоднородность разных состояний обусловливается прежде всего различиями в вызывающих их основных причинах. Например, при сильной степени утомления человек испытывает чувство усталости, вялости, бессилия, где первостепенное значение имеют факторы продолжительности воздействия нагрузки, вида нагрузки, ее организации во времени [22]. Состоянию монотонии свойственны скука, апатия, сонливость. В состоянии повышенной эмоциональной напряженности ведущим является состояние тревоги, нервозности, переживания опасности и страха. При этом развитие состояний эмоциональной напряженности определяется главным образом повышенной значимостью выполняемой деятельности, ее ответственностью, сложностью, степенью подготовленности человека и другими социально-психологическими факторами [22]. Содержательная характеристика любого состояния невозможна без анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценка количественных показателей выполнения определенного вида деятельности: производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего внимания заслуживает анализ качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевого поведения.

Возможность организма (и психики) противостоять опасным, вредящим, губительным факторам не беспредельна. Их интенсивность может возрастать до такой степени, что не только поверхностных, но и глубинных адаптационных резервов организма будет недостаточно для нормального безболезненного отражения этих воздействий. Тогда системы адаптации выходят на критический уровень функционирования и могут возникать их поломки, требующие восстановления с использованием функциональных механизмов разнообразных нарушений. Поэтому на пределе своих возможностей противостоят физическим и психологическим стрессорам адаптивные, защитные механизмы организма, шлют в сознание человека через его ощущения неприятные, даже нетерпимые сигналы о негативном состоянии организма. Современная техника и существование достаточно обширного круга диагностических методик дают возможность проводить одновременную регистрацию динамики нескольких различных показателей для получения целостной характеристики исследуемого состояния в виде специфических проявлений с учетом вызвавших их развития причин. Говоря о пригодности того или иного показателя

прежде всего должна учитываться его информативность, то есть необходимо, чтобы показатель наиболее полно отражал состояние исследуемой системы. Отбор диагностических средств должен производиться с учетом временного интервала между периодом воздействия исследуемого фактора и моментом появления выраженных сдвигов со стороны анализируемых показателей. Формулировка конкретных требований к выбору адекватных методических процедур определяется характером диагностической задачи и содержанием реальной профессиональной деятельности специалистов МЧС России. Именно в этом контексте выделяются те психические процессы и обеспечивающие их реализацию физиологические функции, которые испытывают максимальную нагрузку при выполнении специалистами МЧС России своих профессиональных обязанностей и которые в наибольшей степени подвержены изменениям. Анализируя состояние специалистов МЧС России по показателям профессионально важных качеств, можно с большей достоверностью прогнозировать динамику эффективности труда и оценивать психофизиологическую «цену» деятельности. В соответствии с этим содержательный психофизиологический анализ профессиональной деятельности специалистов МЧС России представляется необходимым условием для применения комплексных систем обследования.

В психологических методах исследования при проведении мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России можно выделить следующие направления: метод тестирования, включая исследование психофизиологических особенностей, метод беседы и метод наблюдения.

В рамках метода тестирования применяются психодиагностические методики, которые направлены на изучение психологических и психофизиологических показателей состояний дезадаптации. В рамках изучения психологических показателей применяется психодиагностический инструментарий, позволяющий установить количественные и качественные характеристики изучаемых признаков, сформировать представление о появлении, наличии или развитии того или иного показателя, которые могут негативно отражаться на выполнении профессиональных задач специалистами МЧС России, а также проявляться за пределами трудового поста. Психофизиологические показатели, как правило, представляют собой начальное звено цепи факторов, которые приводят к другим признакам дезадаптации, проявляющимся в нарушении социальных контактов, снижении продуктивности профессиональной деятельности, девиантном поведении,
функциональных отклонениях, а затем и необратимых органических изменениях в различных биологических системах человека или в сфере нервно-психической деятельности. По мнению Мышкина И.Ю.: «Значение физиологических методов состоит в том, что они, во-первых, дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой, а во-вторых, позволяют количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы». Изучение психофизиологического состояния специалистов МЧС России осуществляется в индивидуальном порядке с использованием специального оборудования. Уровень развития произвольных двигательных реакций весьма важен для данных специалистов, поскольку нередко жизнь и здоровье этих сотрудников зависит от скорости ответной реакции на внешнее воздействие. С этой целью при проведении мониторингового психодиагностического обследования специалистов МЧС России применяются различный психодиагностический инструментарий, позволяющий, в первую очередь, оценить уровень двигательных реакций, память, внимание, мышление, эмоциональную устойчивость и ряд других качеств. Таким образом, необходимость применения психодиагностического и психофизиологического обследования в рамках мониторингового психодиагностического обследования продиктована прежде всего экстремальным характером деятельности специалистов МЧС России.

Неотъемлемой частью психодиагностического обследования после изучения всех полученных материалов (протоколов, результатов) является индивидуальное собеседование, сочетающее в себе методы беседы и наблюдения. В процессе индивидуального собеседования со специалистами МЧС России оцениваются эмоциональные и поведенческие реакции собеседника, изучается анамнез жизни, уточняются и корректируются показатели тестовых процедур.

Беседа – психологический вербально - коммуникативный метод, заключающийся в предоставлении о том, что беседа представляет собой тематически направленный диалог между психологом и респондентом с целью получения сведений от опрашиваемого. Другими словами – это метод получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Условием успеха беседы является доверие собеседника к психологу, создание благоприятной психологической атмосферы. Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить с общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно
моделировать любые нужные психологу ситуации, так как субъективные состояния собеседника могут и не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психодиагностическом обследовании информацию о событиях прошлого, настоящего или планируемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы. Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании психодиагностического инструментария. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как психолог имеет возможность детально объяснить вопрос. Следует иметь в виду, что не любая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью формулировок. Целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в соответствии с заданными условиями такими как, постановка вопросов, их очередность, продолжительность разговора. Психолог заранее готовит вопросы, которые будут заданы, но их содержание, очередность и формулировка определяются ситуацией беседы и зависят от задающего вопросы. Беседа как метод получения психологом данных непосредственно от собеседника налагает на психолога особую ответственность и предполагает соблюдение ряда условий. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хорошем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать контакты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований и т.п. В не меньшей мере требуется способность классифицировать и реально оценивать факты, проникать в сущность проблемы. Психолог не просто получает информацию, он, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Индивидуальная беседа протекает в условиях непосредственного общения, что увеличивает роль психологического мастерства, разносторонности знаний, быстроты мышления, наблюдательности психолога. В случае создания атмосферы доверия и искренности, метод беседы позволит получить такую информацию, которую практически невозможно получить никаким другим методом. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведений, важно записывать ответы.