Файл: Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
1   2   3   4   5

3.1.4. Организация планирования производства посред-
ством оперативного управления с использованием различных
инструментов
Обеспечение эффективной реализации целей предприятия достигается путем формализованного оперативного управления производством, которая включает следующие составляющие
(рис. 36).
Рисунок 36. Элементы системы оперативного управления производ- ством
Для начала необходимо точно определить все составляющие управляемого процесса, то есть что, как и в какие сроки должно быть достигнуто.
Обратная связь представляет собой средство разработки ме- тода для измерения действительной производительности про- цессов.
В процессе оперативного управления рассчитывают нормы процесса, необходимую производительность, а затем сравнивают достигнутую производительность процесса с расчётной величи- ной. В процессе текущего контроля устанавливаются отклонения достигнутых параметров производства от расчётных. В случае, если значения параметров производственного процесса отклоня- ются от расчётных нормативов, принимаются соответствующие корректирующие действия.
Планирующая система предусматривает, что сотрудник, ко- торый отвечает за планирование, определяет расчётную норму производительности, либо эффективности процесса.
Элементы системы оператив- ного управления
Управляемый процесс (пара- метр
)
Обратная связь
Сравниваемый процесс
Корректирующий фактор
Планирующая си- стема

74
Оперативное управление применяется не только производ- ственными предприятиями, но и организациями, оказываю- щими услуги, так как сфера применения производственного ме- неджмента не ограничивается только предприятиями, которые производят товары. Посредством оперативного управления ре- шаются такие задачи, как определение объёма партии изготовля- емой продукции, определение объёмов необходимого сырья, вы- дача нарядов на выполнение работ, определение сроков исполне- ния и контроль.
Существуют две системы производственного процесса: си- стема производства с «выталкиванием» и система с «вытягива- нием».
«Выталкивающая» производственная система подразуме- вает, что если изделие закончено на одном производственном участке, то оно автоматически поступает на другой участок обра- ботки, даже если последний не готов принять его.
«Вытягивающая» система подразумевает, что изделия вытя- гиваются последующим участком обработки с предыдущего по мере необходимости. Это осуществляется при помощи канбан- карточек
(подробно о них говорится в предыдущем пункте).
График, разработанный американским инженером Г. Ган- ттом (1861 – 1919 гг.), является инструментом оперативного управ- ления
. На нём отображается план всех работ по реализуемому проекту по времени. Все входящие в проект работы изобража- ются на графике с левой стороны, а продолжительность работ отображается по горизонтали. Пример диаграммы (графика)
Г. Гантта представлен на рис. 37.
Первый месяц
Второй месяц
Числа
1 7
8 24 30 1
8 9
10 11 25 29 31
Открытие ИП
Закупка оборудования
Закупка мебели
Обучение сотрудников
Установка оборудования
Товаронаполнение
Создание рекламной продукции


75
Распространение рекламной продукции
Осуществление деятельности
Рисунок 37. Пример графика Гантта
Графики
Гантта имеют различные формы.
Они используются малыми предприятиями и подразделениями крупных фирм.
3.1.5. Планирование работ по методу критического пути.
Сетевая модель
Критический путь – это самый длинный путь осуществления проекта, когда все резервы времени исчерпаны.
Как правило, любой крупный проект состоит из совокупно- сти взаимосвязанных работ, некоторые из работ могут иметь ре- зервы времени. Работы, которые лежат на критическом пути, не имеют резервов времени, поэтому такие работы требуют тща- тельного контроля в процессе их выполнения.
Система сетевого планирования и управления (СПУ) пред- ставляет собой систему планирования реализации конкретного проекта, состоящего из комплекса взаимосвязанных работ, для него установлены определённые временные сроки его выполне- ния. С помощью данной модели определяют резервы материаль- ных и временных ресурсов, а также возможные срывы в ходе ре- ализации всего проекта. СПУ состоит из трёх этапов (рис. 38).
Рисунок 38. Три этапа осуществления системы сетевого планирования
Т
ри э
тапа
С
П
У
Разработка изначального сетевого плана
Оптимизация плана в соответствии с имеющимися огра- ничениями
Принятие своевременных управленческих решений и контроль над их исполнением

76
Сетевой график представляет собой модель, в которой пред- ставлены взаимосвязи всех работ, составляющих проект. Пример сетевого графика представлен на рис. 39.
Рисунок 39. Пример сетевой модели осуществления проекта, состоя- щего из взаимосвязанных работ
Путь – это последовательность работ от начального события до конечного события, завершающего проект.
Стрелками обозначаются работы с определением времени для каждой, а кружками события, то есть завершение предыду- щей работы совпадает с началом последующей.
Работа – это действие, которое приводит к достижению опре- делённого результата. Работа всегда требует определённых за- трат времени и ресурсов на её выполнение.
Существует такое понятие как «фиктивная работа». Фиктив- ная работа – это связь между событиями, которая не требует за- трат времен (она изображается пунктирной линией).
На рис. 39 цифры, стоящие около стрелок (работ), обозна- чают время, необходимое для выполнения работы. Оно может быть выражено в часах, днях, в зависимости от времени осу- ществления всего проекта.
В СПУ существуют определённые правила:
– определённая работа соединяет только два события, то есть переход от предыдущего события к последующему;
– предыдущее событие является начальным (предшествую- щим), а следующее – конечным (последующим). Если же после последующего события ещё есть работа, то оно будет являться начальным для этой работы;
3 1
2 5
6 2
3 7
2 5
1 4
4 3


77
– стрелка, которой обозначается работа, выходит из началь- ного события и входит в последующее событие (к примеру, работа
1-2, 5-6);
– переход к последующей работе возможен лишь в случае за- вершения предыдущей;
– события связаны между собой определённой последова- тельностью работ, причём событие может зависеть от выполне- ния одной или нескольких работ, которые в него входят, а работы, в свою очередь, делятся на простые и сложные;
– первое событие является начальным, так как у него нет предыдущих работ, то есть это начало выполнения проекта. По- следнее событие – завершающее. Оно подразумевает, что цель достигнута. Остальные события являются промежуточными;
– все работы рассчитаны по времени, событие считается за- вершённым, если завершены все работы, входящие в него;
– путь – непрерывная последовательность осуществления входящих в него работ от начального до завершающего события
(полный путь). Длина пути – это сумма продолжительности всех работ, лежащих на нём. Наличие критического пути (самого длинного из всех путей) позволяет его использовать для управле- ния ресурсами и оптимизации плана;
– работы, которые не лежат на критическом пути, обладают определёнными резервами времени, то есть допустимые сдвиги выполнения данных работ не влияют на завершающее событие.
Данное обстоятельство позволяет руководству маневрировать внутренними ресурсами предприятия, то есть передавать эти ре- сурсы на работы, которые находятся на критическом пути. Но со- кращение работ, находящихся на критическом пути, может при- вести к возникновению нового критического пути и построению нового сетевого графика;
– сетевая модель строится слева направо.
В сетевой модели принята следующая последовательность расчёта:
1) определяются ранние сроки начала и окончания работ по проекту, начиная от исходного события и заканчивая заверша- ющим;
2) исходя из первого пункта определяется критический путь;
3) определяются поздние начала и окончания работ про- екта (анализ сетевой модели справа налево);

78 4) для всех некритических путей рассчитываются резервы времени.
3.2. Разработка плана производства и производственной про- граммы
3.2.1. Содержание производственной программы: основные
разделы и технико-экономические показатели
Целью любой коммерческой организации является получе- ние прибыли, которая реализуется через грамотно разработан- ную производственную программу.
Производственная программа является документом, кото- рый входит в состав бизнес-плана предприятия. В ней отражается план производства по выпуску и реализации продукции задан- ного количества, качества и ассортимента. В ней также отража- ются основные цели и задачи развития производства, производ- ственно-хозяйственные связи с другими организациями на пла- новый период.
Прежде, чем составить производственную программу, пред- приятие должно провести SWOT-анализ (анализ возможностей и угроз, оценить свои сильные и слабые стороны). Маркетинговый анализ производится по каждому сегменту, на который предпри- ятие планирует выходить со своей продукцией. По каждому сег- менту анализируются запросы потребителей и проводится ана- лиз деятельности конкурентов. Основные показатели производ- ственной программы представлены на рис. 40.
Рисунок 40. Основные показатели производственной программы
Основные показатели произ- водственной программы
Номенклатура продукции, представляющая собой пе- речень изделий, который изготавливает предприятие
Ассортимент продукции представляет собой количе- ство разновидностей продук- ции данного наименования, которые отличаются между собой какой-либо/какими- либо характеристиками


79
Предприятия с большим ассортиментом продукции исполь- зуют службу маркетинга по товарному принципу, в состав кото- рой входят управляющие по группам товаров и управляющие по товарам.
Менеджеру необходимо составить план, который позволит разработать маркетинговую программу по всем видам продук- ции, выпускаемым предприятием, ориентируясь на запросы по- требителей. Это касается также создания торговой марки и упа- ковки. Следует иметь ввиду, что часть продукции должна нахо- диться на «стадии зрелости» жизненного цикла товара, именно эти товары приносят прибыль предприятию в настоящий мо- мент, а часть товаров должна находиться на «стадиях разработки и внедрения на рынок». Эти товары требуются рынку, исходя из маркетингового анализа, но на данных стадиях ещё не могут при- носить прибыль предприятию.
Маркетинговый план разработки продукции ориентирован на потребителя и включает следующие этапы (рис. 42).
Рисунок 42. Учёт требований потребителя при разработке производственной программы
Анализ спроса (потребителей)
Разработка данного вида продукции
Производство товара
Информативная реклама и продажа пробной партии товара
Потребитель (организовывать дальнейшее производство, или то- вар не соответствует запросам потребителя)

80
Планирование производственной программы должно опи- раться на исследование и анализ рынка, учитывать требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, колебания ры- ночной конъюнктуры.
Основные разделы производственной программы представ- лены в табл.6.
Таблица 6
Основные разделы-планы производственной программы
Наименование раз- дела производствен- ной программы
Содержание раздела
План производства товарной (валовой) продукции
Данный план содержит следующие виды про- дукции:
- товарная продукция представляет собой ГП
(готовую продукцию), то есть продукт, кото- рый прошёл все стадии и обработки и соот- ветствует ГОСТ. Она является одобренной службой технического контроля, подкреплена всей необходимой документацией и сдана на склад в соответствующей таре или упаковке;
- незавершённой продукцией (НП) является та, которая не прошла ещё все необходимые стадии обработки, чтобы достичь состояния товарной продукции;
- полуфабрикаты собственного производства представляют собой продукцию, которая за- кончена на одном производственном этапе и подлежит дальнейшей обработке либо на своём предприятии, либо на предприятии-по- купателе;
- валовая продукция (ВП) представляет собой всю продукцию предприятия, независимо от степени её готовности, в неё также входят ра- боты и услуги промышленного характера, то есть валовая продукция включает в себя внешний и внутрипроизводственный оборот;
План выпуска про- дукции на экспорт
Данный план основывается на договорах со странами, которые покупают продукцию страны-экспортёра. Здесь оговариваются сроки поставок, качество, ассортимент про- дукции.