Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 526

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


реальность и будущее» - организаторы конференции Калмыцкий госу­дарственный университет (г. Элиста, Россия), Киевский славистиче­ский университет (г. Киев, Украина); Минский институт управления (г. Минск, Беларусь), Невинномысский институт экономики, управле­ния и права (г. Невинномысск, Россия), 2008 г. и другие.

К научным достижениям студентов - членов научного студенческо­го общества также следует отнести получение Диплома III степени в кон­курсе статей «Экстремальные виды спорта»; Диплом лауреата 8-го конкур­са молодых переводчиков «Sensum de Sensu», г. Санкт-Петербург; получе­ние призовых мест в научном семинаре «Современные технологии в пре­подавании иностранных языков» в рамках недели науки ГОУ ВПО СГПИ; получение Диплома финалистов заочной олимпиады для студентов учеб­ных заведений высшего и среднего профессионального образования Юга России в сфере информационных технологий «IT - ПЛАНЕТА 2008», а также участие студентов в реализации гранта «INTEL — Образование для будущего».

В рамках функционирования научного студенческого общества на психолого-педагогическом факультете была проведена Всероссийская Ин­тернет-конференция «Молодежь XXI века — проблемы и перспективы раз­вития». Ключевые моменты организации, подготовки секций, отбора мате­риала, оформления и представления результатов были скоординированы членами научного студенческого общества совместно с руководителями отделений и зав. кафедрами. Следует отметить, что получение возможно­сти самостоятельно провести научное мероприятие, применить имеющиеся знания и опыт на практике позволили студентам раскрыть свой научный и организаторский потенциал и проявить себя на уровне молодого педагога- исследователя.

Таким образом, в процессе проведенного исследования нами были оп­ределены педагогические условия реализации модели формирования ис­следовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества, которые представляют собой следую­щие позиции:

  • формирование ценностного отношения к исследовательской деятельно­сти и ее результатам;

  • развитие творческой активности каждого студента на основе предостав­ления свободы выбора тематики исследования, использования интегративно- го характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта;

  • создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и самостоятельного исследова­тельского поиска;

  • обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации иссле­довательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом;

  • формирование конкурентоспособности, социальной и профессиональ­ной мобильности студентов через формирование нацеленности на поиск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов пред­ставления результатов исследования.


Подводя итог всему вышеперечисленному, следует отметить, что студенты психолого-педагогического факультета активно осуществляют собственную научно-исследовательскую деятельность по интересующим их направлениям под руководством преподавателей кафедр института. Включение студентов в подобную работу осуществляется в различных формах, по различным областям науки, что позволяет привлечь большое число студентов факультета к научно-исследовательской деятельности в рамках функционирования научного студенческого общества.

Выводы по второй главе

Под образовательным пространством педагогического вуза нами по­нимается специально организованная педагогическая среда, структуриро­ванная система педагогических факторов и условий становления личности, основанная на принципах взаимодействия различных образовательных систем посредством создания условий и средств для всестороннего гармо­ничного развития личности обучающегося в целях повышения социальной и профессиональной его мобильности.

В данном исследовании образовательная среда педагогического вуза выступает основой функционирования НСО, которое является средством формирования исследовательских умений будущего учителя и определяет­ся как организация, объединяющая на добровольных началах студентов СГПИ, активно участвующих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных объединений и кружков кафедр, а также молодых исследователей из числа аспирантов СГПИ.

Научное студенческое общество представляет собой открытую сис­тему и выступает одним из средств формирования исследовательских уме­ний будущего учителя в рамках обозначенной модели формирования ис­следовательских умений будущего учителя, которая основывается на идее реализации подготовки высокопрофессионального педагога, владеющего методикой научного исследования, способного решать исследовательские задачи, умеющего расширять и обновлять сферу профессиональной дея­тельности средствами научно-исследовательской деятельности. Функцио­нирование и развитие модели формирования исследовательских умений будущего учителя рассматривается нами в условиях образовательного про­странства педагогического вуза и представляет собой органичное единство следующих блоков: цели и задачи НСО; общепедагогические и специфи­ческие принципы формирования исследовательских умений; педагогиче­ские условия; организационные формы и факторы, образующие систему подготовки будущих учителей к научно-исследовательской деятельности;



результаты деятельности НСО. В рамках представленной модели результа­том выступают уровни сформированности исследовательских умений и навыков могут быть оценены по следующим критериям: глубина и всесто­ронность в анализе педагогической реальности; полнота выполняемых дей­ствий и операций; степень самостоятельности в использовании умения; обос­нованность собственных оценочных суждений.

Педагогическими условиями реализации модели формирования ис­следовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества нами были определены следующие:

  • формирование ценностного отношения к исследовательской деятельно­сти и ее результатам;

  • развитие творческой активности каждого студента на основе предостав­ления свободы выбора тематики исследования, использования интегративно- го характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта;

  • создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и самостоятельного исследова­тельского поиска;

  • обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации иссле­довательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом;

  • формирование конкурентоспособности, социальной и профессиональ­ной мобильности студентов через формирование нацеленности на поиск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов пред­ставления результатов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование решает одну из актуальных задач современ­ного этапа развития образования - формирование исследовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого об­щества. В условиях новизны и неопределенности современного общества от умения студента провести исследование зависит не только больший или меньший его успех в познавательной и практической деятельности, но и сама адаптация к социальным условиям.

Теоретическое обоснование условий эффективности процесса форми­рования исследовательских умений будущего учителя в рамках функциони­рования научного студенческого общества составило цель нашего исследо­вания. В этой связи были поставлены задачи, заключающиеся в раскрытии сущности и структуры исследовательских умений будущего учителя; в опре­делении критериев и уровней их сформированности; в определении сущно­сти категории «образовательное пространство» в педагогической науке и определении его феноменологических характеристик; в разработке и апро­бации модели функционирования научного студенческого общества, наце­ленной на формирование исследовательских умений будущего учителя; в вы­явлении и экспериментальном обосновании совокупности педагогических ус­ловий, способствующих эффективности исследуемого процесса. Анализ ре­зультатов исследования позволил сделать следующие выводы:


1. Формирование исследовательских умений будущего учителя - это сложный и длительный процесс, который представляет собой последователь­ную систему взаимосвязанных действий преподавателя и студентов и вклю­чает такие структурные элементы, как: мониторинг состояния учебно- исследовательской деятельности студентов; анализ и отбор содержания про­граммного и дополнительного материалов по предметам; организацию учеб­ного познания как исследования с помощью активных форм и методов учеб­ной и внеаудиторной работы; обучение студентов методам познания и техно­логиям учебного исследования.

С позиции системного подхода развитие исследовательской деятель­ности будущего педагога предстаёт как многомерный целостный процесс, обусловливаемый действием совокупности внутренних и внешних факто­ров; в рамках деятельностного подхода исследовательская деятельность предстает как система методологических и теоретических принципов изу­чения действительности; компетентностный подход определяет исследова­тельскую деятельность с точки зрения целостного представления профес- сионально-деятельностных и личностных параметров специалиста; задан­ный подход, на уровне практической реализации процесса формирования исследовательских умений будущего учителя.

В структуре исследовательских умений будущего учителя по уровню организации деятельности нами выделены операционные, тактические и стратегические исследовательские умения.

Операционными исследовательскими умениями можно считать уме­ния пользоваться каталогами, справочно-библиографической литерату­рой, умения конспектировать, выделять главное, писать тезисы; умение ис­пользовать эмпирические методы научного исследования: наблюдение, ан­кетирование, беседу, интервьюирование, тестирование, анкетирование, экс­перимент и т.д., а также умения статистической обработки данных.

/

Тактические исследовательские умения, надстраиваясь над комплек­сом операционных умений, включают в себя ряд других компонентов: спо­собность к быстрой ориентации при поиске новой информации, определение наиболее эффективных методов сбора и обработки; информации, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сформулировать про­блему, определить объект, предмет исследования, выделить цель и задачи, выдвигать гипотезу и проводить мысленный эксперимент, умение плани­ровать опытно-экспериментальную работу, умение использовать теорети­ческие методы научного познания: анализ и синтез, классификацию и обобщение, абстрагирование и конкретизацию, сравнение, индуктивное и дедуктивное умозаключения, аналогию, моделирование, др.


Под стратегическими исследовательскими умениями мы понимаем: умение ориентироваться во всей системе процесса решения прикладной на­учной проблемы, видеть место данной проблемы в структуре соответст­вующей области знания, а также - способность определить ее метафизиче­ский горизонт: философские и мировоззренческие предпосылки, ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме, умение фор­мулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления, и т.д.

2. В ходе проведенного исследования нами были выделены критерии сформированности исследовательских умений будущего учителя (глубина и всесторонность в анализе педагогической реальности; полнота выполняе­мых действий и операций; степень самостоятельности в использовании уме­ния; обоснованность собственных оценочных суждений), которые нашли от­ражение в следующих уровнях сформированности исследовательских уме­ний будущего учителя: