Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 526
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
реальность и будущее» - организаторы конференции Калмыцкий государственный университет (г. Элиста, Россия), Киевский славистический университет (г. Киев, Украина); Минский институт управления (г. Минск, Беларусь), Невинномысский институт экономики, управления и права (г. Невинномысск, Россия), 2008 г. и другие.
К научным достижениям студентов - членов научного студенческого общества также следует отнести получение Диплома III степени в конкурсе статей «Экстремальные виды спорта»; Диплом лауреата 8-го конкурса молодых переводчиков «Sensum de Sensu», г. Санкт-Петербург; получение призовых мест в научном семинаре «Современные технологии в преподавании иностранных языков» в рамках недели науки ГОУ ВПО СГПИ; получение Диплома финалистов заочной олимпиады для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Юга России в сфере информационных технологий «IT - ПЛАНЕТА 2008», а также участие студентов в реализации гранта «INTEL — Образование для будущего».
В рамках функционирования научного студенческого общества на психолого-педагогическом факультете была проведена Всероссийская Интернет-конференция «Молодежь XXI века — проблемы и перспективы развития». Ключевые моменты организации, подготовки секций, отбора материала, оформления и представления результатов были скоординированы членами научного студенческого общества совместно с руководителями отделений и зав. кафедрами. Следует отметить, что получение возможности самостоятельно провести научное мероприятие, применить имеющиеся знания и опыт на практике позволили студентам раскрыть свой научный и организаторский потенциал и проявить себя на уровне молодого педагога- исследователя.
Таким образом, в процессе проведенного исследования нами были определены педагогические условия реализации модели формирования исследовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества, которые представляют собой следующие позиции:
-
формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам; -
развитие творческой активности каждого студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративно- го характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; -
создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и самостоятельного исследовательского поиска; -
обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации исследовательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом; -
формирование конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности студентов через формирование нацеленности на поиск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов представления результатов исследования.
Подводя итог всему вышеперечисленному, следует отметить, что студенты психолого-педагогического факультета активно осуществляют собственную научно-исследовательскую деятельность по интересующим их направлениям под руководством преподавателей кафедр института. Включение студентов в подобную работу осуществляется в различных формах, по различным областям науки, что позволяет привлечь большое число студентов факультета к научно-исследовательской деятельности в рамках функционирования научного студенческого общества.
Выводы по второй главе
Под образовательным пространством педагогического вуза нами понимается специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления личности, основанная на принципах взаимодействия различных образовательных систем посредством создания условий и средств для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося в целях повышения социальной и профессиональной его мобильности.
В данном исследовании образовательная среда педагогического вуза выступает основой функционирования НСО, которое является средством формирования исследовательских умений будущего учителя и определяется как организация, объединяющая на добровольных началах студентов СГПИ, активно участвующих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных объединений и кружков кафедр, а также молодых исследователей из числа аспирантов СГПИ.
Научное студенческое общество представляет собой открытую систему и выступает одним из средств формирования исследовательских умений будущего учителя в рамках обозначенной модели формирования исследовательских умений будущего учителя, которая основывается на идее реализации подготовки высокопрофессионального педагога, владеющего методикой научного исследования, способного решать исследовательские задачи, умеющего расширять и обновлять сферу профессиональной деятельности средствами научно-исследовательской деятельности. Функционирование и развитие модели формирования исследовательских умений будущего учителя рассматривается нами в условиях образовательного пространства педагогического вуза и представляет собой органичное единство следующих блоков: цели и задачи НСО; общепедагогические и специфические принципы формирования исследовательских умений; педагогические условия; организационные формы и факторы, образующие систему подготовки будущих учителей к научно-исследовательской деятельности;
результаты деятельности НСО. В рамках представленной модели результатом выступают уровни сформированности исследовательских умений и навыков могут быть оценены по следующим критериям: глубина и всесторонность в анализе педагогической реальности; полнота выполняемых действий и операций; степень самостоятельности в использовании умения; обоснованность собственных оценочных суждений.
Педагогическими условиями реализации модели формирования исследовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества нами были определены следующие:
-
формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам; -
развитие творческой активности каждого студента на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративно- го характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; -
создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и самостоятельного исследовательского поиска; -
обучение комплексному использованию научных методов познания и технологии решения исследовательских задач в процессе реализации исследовательских проектов, инициируемых научным студенческим обществом; -
формирование конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности студентов через формирование нацеленности на поиск нестандартных путей решения исследовательских задач, способов представления результатов исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящее исследование решает одну из актуальных задач современного этапа развития образования - формирование исследовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества. В условиях новизны и неопределенности современного общества от умения студента провести исследование зависит не только больший или меньший его успех в познавательной и практической деятельности, но и сама адаптация к социальным условиям.
Теоретическое обоснование условий эффективности процесса формирования исследовательских умений будущего учителя в рамках функционирования научного студенческого общества составило цель нашего исследования. В этой связи были поставлены задачи, заключающиеся в раскрытии сущности и структуры исследовательских умений будущего учителя; в определении критериев и уровней их сформированности; в определении сущности категории «образовательное пространство» в педагогической науке и определении его феноменологических характеристик; в разработке и апробации модели функционирования научного студенческого общества, нацеленной на формирование исследовательских умений будущего учителя; в выявлении и экспериментальном обосновании совокупности педагогических условий, способствующих эффективности исследуемого процесса. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:
1. Формирование исследовательских умений будущего учителя - это сложный и длительный процесс, который представляет собой последовательную систему взаимосвязанных действий преподавателя и студентов и включает такие структурные элементы, как: мониторинг состояния учебно- исследовательской деятельности студентов; анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по предметам; организацию учебного познания как исследования с помощью активных форм и методов учебной и внеаудиторной работы; обучение студентов методам познания и технологиям учебного исследования.
С позиции системного подхода развитие исследовательской деятельности будущего педагога предстаёт как многомерный целостный процесс, обусловливаемый действием совокупности внутренних и внешних факторов; в рамках деятельностного подхода исследовательская деятельность предстает как система методологических и теоретических принципов изучения действительности; компетентностный подход определяет исследовательскую деятельность с точки зрения целостного представления профес- сионально-деятельностных и личностных параметров специалиста; заданный подход, на уровне практической реализации процесса формирования исследовательских умений будущего учителя.
В структуре исследовательских умений будущего учителя по уровню организации деятельности нами выделены операционные, тактические и стратегические исследовательские умения.
Операционными исследовательскими умениями можно считать умения пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, умения конспектировать, выделять главное, писать тезисы; умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдение, анкетирование, беседу, интервьюирование, тестирование, анкетирование, эксперимент и т.д., а также умения статистической обработки данных.
/
Тактические исследовательские умения, надстраиваясь над комплексом операционных умений, включают в себя ряд других компонентов: способность к быстрой ориентации при поиске новой информации, определение наиболее эффективных методов сбора и обработки; информации, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сформулировать проблему, определить объект, предмет исследования, выделить цель и задачи, выдвигать гипотезу и проводить мысленный эксперимент, умение планировать опытно-экспериментальную работу, умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификацию и обобщение, абстрагирование и конкретизацию, сравнение, индуктивное и дедуктивное умозаключения, аналогию, моделирование, др.
Под стратегическими исследовательскими умениями мы понимаем: умение ориентироваться во всей системе процесса решения прикладной научной проблемы, видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знания, а также - способность определить ее метафизический горизонт: философские и мировоззренческие предпосылки, ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме, умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления, и т.д.
2. В ходе проведенного исследования нами были выделены критерии сформированности исследовательских умений будущего учителя (глубина и всесторонность в анализе педагогической реальности; полнота выполняемых действий и операций; степень самостоятельности в использовании умения; обоснованность собственных оценочных суждений), которые нашли отражение в следующих уровнях сформированности исследовательских умений будущего учителя: