Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению ученых К. Ш. Ахиярова, А. Ф. Амирова, Г. X. Валеева «одним из перспективных средств познавательной мотивации является исследовательская деятельность, которая требует от студентов определенных знаний, умений и навыков. Исследовательская работа - дело творческое, но сама возможность научного творчества существует для исследователя постольку, поскольку он овладел основными правилами и процедурами, а также способами оценки собственной деятельности, составляющими своего рода «грамматику» научной работы» [11].
" М. И. Станкин, исследуя проблему формирования умений учащихся, утверждает, что «скрытые резервы человека, проявляющиеся в молниеносной реакции, удивительной находчивости, поражающей выносливости, ошеломляющей обучаемости, вселяют надежду, что при грамотном обучении и желании учащихся работать над собой, любой из них в полной мере овладеет очень сложными умениями, необходимыми для совершенного владения современной техникой, для образцового выполнения обязанностей современного специалиста» [154].
Стандартом профессионального образования регламентированы Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые фактически и задают качественный уровень освоения содержания образования по циклам дисциплин, учебным дисциплинам и видам производственной (профессиональной) практики (программа развития). Эти требования изложены в следующих понятиях:
-
«иметь представление, понимать» как способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства — первый уровень усвоения; -
«знать» как способность воспроизвести изученный материал с требуемой степенью научности — второй уровень усвоения; -
«уметь» как способность использовать полученные знания в^ сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы — третий уровень усвоения; -
«владеть навыками» как способность самостоятельно выполнять, действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании — четвертый уровень усвоения.
Изучая проблему формирования исследовательских умений, особо пристальное внимание мы обращаем на третий и четвертый уровни освоения содержания образования, поскольку данные уровни приемлемы как качественные показатели при выполнении исследовательских работ.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов эффективной организации обучения будущих учителей, необходимо определиться с основными понятиями, которые характеризуют процесс формирования исследовательских умений.
В англоязычных странах термин «исследовать» переводится как «exploration», «investigation», «analisys» , «research» и раскрывается в следующих значениях: пробовать, экспериментировать, выяснять, устанавливать, узнавать, обнаруживать, исследовать, рассматривать, анализировать (тщательно/внимательно исследовать, исследовать соотношение между какими-либо объектами, явлениями и т.д.) [7, с. 410].
В Большой Советской Энциклопедии понятию «исследование» дается следующее определение: исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование научное характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью (понимаемой по-разному и в различных областях науки) [26].
В психолого-педагогическом словаре «исследование» в педагогике характеризуется как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах [131].
Исследуя вопрос о сущности формирования исследовательских умений, выясним, какие существуют подходы к трактовке данного понятия.
До сих пор в современной психолого-педагогической литературе не существует какой-либо одной точки зрения в определении понятия «умение». Так, в словаре С. И. Ожегова под умением понимается способность делать что- нибудь, приобретенная знанием, опытом [111, с. 769].
В педагогической энциклопедии «умение» - это «возможность эффективно ^выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать» [117].
Некоторые ученые отождествляют умения со способностями человека выполнять определенную деятельность. Например, К. К. Платонов определяет умение как способность человека выполнять какую-либо деятельность или действие в новых для человека условиях, приобретенную им на основе ранее полученных знаний и навыков [121, с. 16].
Н. В. Кузьмина трактует умения как «приобретенную человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях» [84].
М. И. Станкин объясняет умения как «освоенный способ выполнения действия, основанный на практическом применении приобретенных ранее знаний и навыков и приводящий к успеху в данном виде деятельности» [154].
О. А. Абдуллина в своих исследованиях дает характеристику педагогическим умениям как «владение способами и приемами обучения и воспитания, основанное на сознательном использовании психолого- педагогических и методических знаний» [3].
Н. П. Ким рассматривает умения как «овладение более сложной системой психических и практических действий, которые подчинены единой осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях, на основе имеющихся у него знаний и навыков» [71, с. 316].
С другой стороны, понимание умений как способностей предопределяет ограниченность процесса их формирования по причине взаимозависимости способностей и задатков, данных человеку природой. Наличие у человека определенных задатков помогает ему формировать и развивать соответствующие способности, а дефицит нужных задатков ограничивает их развитие.
Е. А. Милерян в своих исследованиях отмечает, что «умение - это основанная на знаниях и навыках способность человека успешно достигать
сознательно! поставленной цели деятельности? в изменяющихся1 условиях» [102], ,
М: Л. Данилов, В. И: Ходжава определяют умение как «приобретенную готовность к деятельности» [164].
Л: Ф. Спирин рассматривает умение как «действие или систему взаимосвязанных действий, основанных на знаниях и, навыках» [116].
Ряд исследователей считает, что ¿ умение - компонент деятельности и определяют его
-
как действие (В. П. Беспалько, Т. Л. Ильина, И. Я. Лернер, А; А. Люблинская, Н. Ф. Талызина) [23; 66; 91; 97; 157] или как способы выполнения;действияг(Е. Н: Кабанова-Меллер; Е. И: Щукина)¡[69; 176]; как; возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться субъекту (А. В. Усова) [161]:
-
как сознательное владение каким-либо приемом деятельности: (Ю. К. Бабанский) [ 14] или как освоенный человеком способ вытешюния деятельности (В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев) [82; 90];
В ходе дальнейшего определения понятия «умение» мы выяснили, что ученые подходят к этому вопросу с двух разных позиций. Согласно одной из них (по мнению ученых Н. Д; Левитова; И; А. Рудик др.) [88], умение считается незавершенным навыком; согласно второй (О. А. Абдуллина, А. И. Леонтьев, Е. А.Милерян, В. А. Сластениши■■■др.) [Г; 90; 102; 114], умение рассматривается в качестве направленной на* достижение определенной цели «отдельной деятельности», как творческое действие, образующееся на основе сформированных- знаний и навыков, т.е: «умение» понятие; более широкое, чем «навьпс».
Рассматривая более детально данные понятия- следует отметить, что отечественные психологи традиционно указывают на специфические особенности умений, отличающие их от навыков. Наиболее важные из них: отсутствие автоматизации при выполнении действий" (В. В. Давыдов, В'..ТЕ Зинченко;, Л. Б. Ительсон, Б. Ф. Ломов, А. В; Петровский,
М. Г. Ярошевский) [65; 68; 130; 119; 181]; постоянное использование опоры на знания и предшествующий опыт в процессе действий (В. В. Давыдов, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский, К. К. Платонов, 3. А. Решетова) [130; 68; 119; 122; 135]; параллельное использование в процессе неавтоматизированных действий в целом, наряду со знаниями также отдельных простых навыков, являющихся компонентами этих действий (И. А. Зимняя, Л. Б. Ительсон, К. К. Платонов, А. В. Петровский) [68; 119; 121]; наличие развернутого самоконтроля в процессе выполнения действий (3. А. Решетова и др.) [135]; наличие особых этапов формирования умений - от «первичного, или первоначального умения» до «вторичного, или высокоразвитого творческого умения» (К. К. Платонов и др.) [121; с.24].
О. М. Дорошко, анализируя процесс формирования умений [50], приводит различные точки зрения на роль навыков в этом процессе: умения возникают на основе выработки системы навыков (Н. Н. Груздев) [44], навыки возникают на основе системы умений, при этом умения - более элементарные образования, чем навыки, навык - доведенное до автоматизма умение (И. А. Каиров) [117]. Характеризуя сильные и слабые стороны этих трактовок, О. М. Дорошко пишет: «...при формировании навыка, необходима длительная работа по овладению приемом, двигательной операцией и доведение ее до автоматизма, которым характеризуется навык, без предварительного научения действию, а, следовательно, осознанного умения ее выполнять, проблематично. Первичность умения как единицы формирования навыка также вызывает определенные сомнения. Если говорить о характере деятельности и ее значимости для человека, то высшей формой признана творческая деятельность. В то же время сформировать навык творчества не представляется возможным. В этом случае умение не может быть основой для навыка» [50].
Таким образом, мы определили, что навык - компонент сложного умения, основным признаком которого является частичный автоматизм. В основе навыка лежат элементарные действия. Представляется обоснованным утверждение О. М. Дорошко о том, что наиболее успешно навыки-формируются- на основе знания и применения алгоритма действия, или- алгоритмического предписания. Действие на стадии навыка ускоряется и становится, более точным. Далее структура действия перестраивается: происходит объединение более мелких, законченных элементов деятельности в более крупные. Действие освобождается от лишних побочных, вспомогательных элементов, становится^ более экономным. Отдельные компоненты действия автоматизируются, начинают осуществляться без прямого контроля со стороны сознания. Освобождаясь от контроля за процессом элементарного действия, сознание сосредотачивается на более сложной и творческой работе.
Умение в своей основе является творческим действием. Оно не может полностью автоматизироваться, так как- представляет готовность человека к принятию решений и их реализации в изменяющихся условиях. Умение предполагает экстериоризацию - воплощение знаний в физическое или мыслительное действие.
Любое новое умение - результат анализа и синтеза, присоединение к известному ранее неизвестного, оно формируется, на основе накопленных человеком в предшествующем опыте знаний, навыков и других ранее приобретенных умений.
Мы присоединяемся к взглядам тех авторов, которые разделяют понятия «умение» и «навык», но в то же время говорят об их связи, показывают их общность. Т. У. Тучкова указывает, что общность умений и навыков заключается в том, что в них включается как сознательный, так и подсознательный компонент, и в том, что они занимают определенное место в человеческой деятельности. Различие навыков и умений, по ее мнению, заключается в том, что у навыка ведущим является автоматизированный компонент, а у умения - сознательная целенаправленность. Умение соотносится с деятельностью, а навык - с действием или операцией [160].
Обобщив имеющиеся определения, В. А. Мижериков пришел к выводу, что «навыки в обучении - учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. По мере овладения учащимися знаниями и умениями автоматизированные элементы появляются в их устной и письменной речи, при решении учебных задач и т.д. Умение - это подготовленность к сознательным и точным действиям, а навык - автоматизированное звено этой деятельности. Элементы умений часто переходят в навыки, которые в свою очередь способствуют усовершенствованию умений, а иногда предшествуют их формированию» [131; с.262].
В ходе анализа исследований мы определили, что умение, в отличие от навыка, предполагает разные варианты действия. Так простейшая работа на компьютере - это навык, а выполнение и оформление исследовательской работы с применением информационных технологий - это умение. Способность читать - это навык, а работа в библиотеке с литературой по теме исследования (выписки, ссылки, оформление литературы) - это умение. Традиционно считается, что умение предшествует навыку и переходит в навык благодаря упражнениям, что навык - это доведенное до автоматизма умение. Внешнее различие умения и навыка заключается в скорости выполнения действий без погрешностей. Уровень умения (умелость) практически устанавливается по наличию и количеству погрешностей в действиях. Такая точка зрения находит отражение во многих известных изданиях учебной литературы по педагогике и психологии.