Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению ученых К. Ш. Ахиярова, А. Ф. Амирова, Г. X. Валеева «одним из перспективных средств познавательной мотивации является ис­следовательская деятельность, которая требует от студентов определенных знаний, умений и навыков. Исследовательская работа - дело творческое, но сама возможность научного творчества существует для исследователя по­стольку, поскольку он овладел основными правилами и процедурами, а также способами оценки собственной деятельности, составляющими сво­его рода «грамматику» научной работы» [11].

" М. И. Станкин, исследуя проблему формирования умений учащихся, утверждает, что «скрытые резервы человека, проявляющиеся в молниенос­ной реакции, удивительной находчивости, поражающей выносливости, ошеломляющей обучаемости, вселяют надежду, что при грамотном обуче­нии и желании учащихся работать над собой, любой из них в полной мере овладеет очень сложными умениями, необходимыми для совершенного владения современной техникой, для образцового выполнения обязанно­стей современного специалиста» [154].

Стандартом профессионального образования регламентированы Го­сударственные требования к обязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки выпускников, которые фактически и задают качественный уровень освоения содержания образования по циклам дисциплин, учебным дисциплинам и видам производственной (профессиональной) практики (программа развития). Эти требования изложены в следующих понятиях:

  1. «иметь представление, понимать» как способность идентифициро­вать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства — первый уровень усвоения;

  2. «знать» как способность воспроизвести изученный материал с требуемой степенью научности — второй уровень усвоения;

  3. «уметь» как способность использовать полученные знания в^ сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы — третий уровень усвоения;

  4. «владеть навыками» как способность самостоятельно выполнять, действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, на новом содержании — четвертый уровень усвоения.

Изучая проблему формирования исследовательских умений, особо пристальное внимание мы обращаем на третий и четвертый уровни освое­ния содержания образования, поскольку данные уровни приемлемы как качественные показатели при выполнении исследовательских работ.


Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов эффективной орга­низации обучения будущих учителей, необходимо определиться с основны­ми понятиями, которые характеризуют процесс формирования исследова­тельских умений.

В англоязычных странах термин «исследовать» переводится как «explo­ration», «investigation», «analisys» , «research» и раскрывается в следующих значениях: пробовать, экспериментировать, выяснять, устанавливать, узна­вать, обнаруживать, исследовать, рассматривать, анализировать (тщатель­но/внимательно исследовать, исследовать соотношение между какими-либо объ­ектами, явлениями и т.д.) [7, с. 410].

В Большой Советской Энциклопедии понятию «исследование» дается следующее определение: исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование научное характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказа­тельностью, точностью (понимаемой по-разному и в различных областях науки) [26].

В психолого-педагогическом словаре «исследование» в педагогике ха­рактеризуется как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагоги­ки, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах, организационных формах [131].

Исследуя вопрос о сущности формирования исследовательских уме­ний, выясним, какие существуют подходы к трактовке данного понятия.

До сих пор в современной психолого-педагогической литературе не существует какой-либо одной точки зрения в определении понятия «умение». Так, в словаре С. И. Ожегова под умением понимается способность делать что- нибудь, приобретенная знанием, опытом [111, с. 769].

В педагогической энциклопедии «умение» - это «возможность эффек­тивно ^выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условия­ми, в которых приходится действовать» [117].

Некоторые ученые отождествляют умения со способностями человека вы­полнять определенную деятельность. Например, К. К. Платонов определяет умение как способность человека выполнять какую-либо деятельность или дей­ствие в новых для человека условиях, приобретенную им на основе ранее полу­ченных знаний и навыков [121, с. 16].

Н. В. Кузьмина трактует умения как «приобретенную человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях» [84].



М. И. Станкин объясняет умения как «освоенный способ выполнения действия, основанный на практическом применении приобретенных ранее знаний и навыков и приводящий к успеху в данном виде деятельности» [154].

О. А. Абдуллина в своих исследованиях дает характеристику педаго­гическим умениям как «владение способами и приемами обучения и вос­питания, основанное на сознательном использовании психолого- педагогических и методических знаний» [3].

Н. П. Ким рассматривает умения как «овладение более сложной сис­темой психических и практических действий, которые подчинены единой осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях, на основе имеющихся у него знаний и навыков» [71, с. 316].

С другой стороны, понимание умений как способностей предопреде­ляет ограниченность процесса их формирования по причине взаимозависимости способностей и задатков, данных человеку природой. Наличие у человека опре­деленных задатков помогает ему формировать и развивать соответствующие спо­собности, а дефицит нужных задатков ограничивает их развитие.

Е. А. Милерян в своих исследованиях отмечает, что «умение - это основанная на знаниях и навыках способность человека успешно достигать

сознательно! поставленной цели деятельности? в изменяющихся1 условиях» [102], ,

М: Л. Данилов, В. И: Ходжава определяют умение как «приобретенную готовность к деятельности» [164].

Л: Ф. Спирин рассматривает умение как «действие или систему взаи­мосвязанных действий, основанных на знаниях и, навыках» [116].

Ряд исследователей считает, что ¿ умение - компонент деятельности и оп­ределяют его

  • как действие (В. П. Беспалько, Т. Л. Ильина, И. Я. Лернер, А; А. Люблинская, Н. Ф. Талызина) [23; 66; 91; 97; 157] или как способы выполнения;действияг(Е. Н: Кабанова-Меллер; Е. И: Щукина)¡[69; 176]; как; возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в кото­рых приходится ориентироваться субъекту (А. В. Усова) [161]:

  • как сознательное владение каким-либо приемом деятельности: (Ю. К. Бабанский) [ 14] или как освоенный человеком способ вытешюния дея­тельности (В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев) [82; 90];

В ходе дальнейшего определения понятия «умение» мы выяснили, что ученые подходят к этому вопросу с двух разных позиций. Согласно одной из них (по мнению ученых Н. Д; Левитова; И; А. Рудик др.) [88], умение счита­ется незавершенным навыком; согласно второй (О. А. Абдуллина, А. И. Леонтьев, Е. А.Милерян, В. А. Сластениши■■■др.) [Г; 90; 102; 114], уме­ние рассматривается в качестве направленной на* достижение определенной цели «отдельной деятельности», как творческое действие, образующееся на основе сформированных- знаний и навыков, т.е: «умение» понятие; более ши­рокое, чем «навьпс».


Рассматривая более детально данные понятия- следует отметить, что отечественные психологи традиционно указывают на специфические осо­бенности умений, отличающие их от навыков. Наиболее важные из них: от­сутствие автоматизации при выполнении действий" (В. В. Давыдов, В'..ТЕ Зинченко;, Л. Б. Ительсон, Б. Ф. Ломов, А. В; Петровский,

М. Г. Ярошевский) [65; 68; 130; 119; 181]; постоянное использование опо­ры на знания и предшествующий опыт в процессе действий (В. В. Давыдов, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский, К. К. Платонов, 3. А. Решетова) [130; 68; 119; 122; 135]; параллельное использование в процессе неавтоматизированных действий в целом, наряду со знаниями так­же отдельных простых навыков, являющихся компонентами этих действий (И. А. Зимняя, Л. Б. Ительсон, К. К. Платонов, А. В. Петровский) [68; 119; 121]; наличие развернутого самоконтроля в процессе выполнения действий (3. А. Решетова и др.) [135]; наличие особых этапов формирования умений - от «первичного, или первоначального умения» до «вторичного, или высо­коразвитого творческого умения» (К. К. Платонов и др.) [121; с.24].

О. М. Дорошко, анализируя процесс формирования умений [50], при­водит различные точки зрения на роль навыков в этом процессе: умения воз­никают на основе выработки системы навыков (Н. Н. Груздев) [44], навыки возникают на основе системы умений, при этом умения - более элементар­ные образования, чем навыки, навык - доведенное до автоматизма умение (И. А. Каиров) [117]. Характеризуя сильные и слабые стороны этих тракто­вок, О. М. Дорошко пишет: «...при формировании навыка, необходима дли­тельная работа по овладению приемом, двигательной операцией и доведе­ние ее до автоматизма, которым характеризуется навык, без предваритель­ного научения действию, а, следовательно, осознанного умения ее выполнять, проблематично. Первичность умения как единицы формирования навыка также вызывает определенные сомнения. Если говорить о характере деятель­ности и ее значимости для человека, то высшей формой признана творче­ская деятельность. В то же время сформировать навык творчества не пред­ставляется возможным. В этом случае умение не может быть основой для на­выка» [50].

Таким образом, мы определили, что навык - компонент сложного умения, основным признаком которого является частичный автоматизм. В основе навыка лежат элементарные действия. Представляется обоснованным утверждение О. М. Дорошко о том, что наиболее успешно навыки-формиру­ются- на основе знания и применения алгоритма действия, или- алгоритмиче­ского предписания. Действие на стадии навыка ускоряется и становится, бо­лее точным. Далее структура действия перестраивается: происходит объе­динение более мелких, законченных элементов деятельности в более круп­ные. Действие освобождается от лишних побочных, вспомогательных эле­ментов, становится^ более экономным. Отдельные компоненты действия ав­томатизируются, начинают осуществляться без прямого контроля со стороны сознания. Освобождаясь от контроля за процессом элементарного действия, сознание сосредотачивается на более сложной и творческой работе.


Умение в своей основе является творческим действием. Оно не может полностью автоматизироваться, так как- представляет готовность человека к принятию решений и их реализации в изменяющихся условиях. Умение предполагает экстериоризацию - воплощение знаний в физическое или мыслительное действие.

Любое новое умение - результат анализа и синтеза, присоединение к известному ранее неизвестного, оно формируется, на основе накопленных человеком в предшествующем опыте знаний, навыков и других ранее при­обретенных умений.

Мы присоединяемся к взглядам тех авторов, которые разделяют поня­тия «умение» и «навык», но в то же время говорят об их связи, показывают их общность. Т. У. Тучкова указывает, что общность умений и навыков за­ключается в том, что в них включается как сознательный, так и подсозна­тельный компонент, и в том, что они занимают определенное место в челове­ческой деятельности. Различие навыков и умений, по ее мнению, заключает­ся в том, что у навыка ведущим является автоматизированный компонент, а у умения - сознательная целенаправленность. Умение соотносится с деятель­ностью, а навык - с действием или операцией [160].

Обобщив имеющиеся определения, В. А. Мижериков пришел к выво­ду, что «навыки в обучении - учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. По мере овладе­ния учащимися знаниями и умениями автоматизированные элементы появ­ляются в их устной и письменной речи, при решении учебных задач и т.д. Умение - это подготовленность к сознательным и точным действиям, а на­вык - автоматизированное звено этой деятельности. Элементы умений час­то переходят в навыки, которые в свою очередь способствуют усовершенст­вованию умений, а иногда предшествуют их формированию» [131; с.262].

В ходе анализа исследований мы определили, что умение, в отличие от навыка, предполагает разные варианты действия. Так простейшая работа на компьютере - это навык, а выполнение и оформление исследовательской работы с применением информационных технологий - это умение. Способ­ность читать - это навык, а работа в библиотеке с литературой по теме ис­следования (выписки, ссылки, оформление литературы) - это умение. Тра­диционно считается, что умение предшествует навыку и переходит в на­вык благодаря упражнениям, что навык - это доведенное до автоматизма умение. Внешнее различие умения и навыка заключается в скорости вы­полнения действий без погрешностей. Уровень умения (умелость) практи­чески устанавливается по наличию и количеству погрешностей в действи­ях. Такая точка зрения находит отражение во многих известных изданиях учебной литературы по педагогике и психологии.