Файл: Курсовая работа по основной образовательной программе 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 599
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения эстрадному вокалу.
1.1. Понятие «Эстрадный вокал»
1.2. Различия между эстрадным и академическим вокалом
1.3 Основные характеристики эстрадного вокала.
2. Методы обучения эстрадному вокалу в современном образовании
2.2 Основные методы, которые используют педагоги в обучении эстрадному вокалу
Во второй половине ХХ века имидж, поведение и творческая политика артистов были неоднозначными, а иногда и противоречивыми. С одной стороны (особенно в Европе) стал популярен формат "рок-певца" за его дикий образ, жесткий вокал, отсутствие пластики и актерского мастерства. С другой стороны (в США) активно развивались мюзиклы, появились новые постановки, такие как "Кабаре", "Чикаго", "Нью-Йорк и Нью-Йорк". В то время бренд "Бродвей" уже сформировал собирательный образ "легкой" музыки и индустрии развлечений в США [4].
В конце 1980-х годов активно развивалось движение "соул", основанное на ритм-энд-блюзе, зародившееся в 1950-х годах на юге США. Концепция "соул" заключалась в том, что соул-баллады включали в себя сложные вокальные техники и требовали серьезной вокальной практики, поэтому певец должен был продемонстрировать вокальный талант.
В начале 21 века постепенно начала формироваться новая форма автора-исполнителя - "эпатажный певец". Этот "бум" можно объяснить тем, что зрители устали от идеальных вокалистов и хотят чего-то гламурного, экзотического и необычного. Однако профессия шоумена остается неизменной на протяжении веков, потому что она держит публику в напряжении.
Родоначальником поп-музыки считают джазовых вокалистов, возникших в результате слияния африканской и европейской культур в начале 20 века. Во время Первой мировой войны, когда джаз еще был народной музыкой в Новом Орлеане и его окрестностях, число джазовых музыкантов не превышало нескольких сотен. Исторически сложилось так, что аутентичность джазового вокала во многом определяется его связью с североамериканским черным фольклором, особенно с блюзом. Поэтому для него характерно использование глиссандо, фальцета, вибраций, носоглоточных звуков, шепотных и резко напряженных голосов и других внешних звуковых эффектов, расширяющих средства выразительности по сравнению с традиционными европейскими техниками.
Эстрадный вокал - результат слияния классического, народного и джазового пения; сто лет назад эстрадная музыка была очень близка к классическому вокалу. Округлый звук и сдержанное исполнение того периода все еще были недалеки от классического исполнения, но это уже не была классика в признанном смысле слова [4].
Джаз и соул фактически являются синтезом африканских народных песен с европейской культурой и постепенно приобрели то звучание, которое мы знаем. В 20-е годы, когда джаз был особенно популярен, этот стиль считался поп-музыкой.
Характерно, что звучание различается на Западе и в СССР, каждый из которых уходит корнями в разные музыкальные стили. Западная поп-музыка уходит корнями в джаз и блюз, а российская - в сплав советской академической, народной и хоровой музыки.
Современная эстрадная вокальная музыка относительно "молода" как направление музыкального искусства и постоянно развивается и включает в себя все новые стили и техники исполнения, что затрудняет определение конкретных стилей, которые создали это направление с течением времени [7].
Эстрадный вокал многогранен и пластичен. На сегодняшний день выделяют несколько видов(стилей) эстрадного пения:
-
рок-вокал - особое вокальное направление, сочетающее в себе множество техник, в том числе экстремальные: скриминг (крик), гроул (рычание), шрай (вопль), харш (хрип), пиг воис (визг). Рок – многогранный и эмоциональный жанр. -
соул - мощный вокал, украшенный длинными мелодическими фрагментами, исполненными на одном дыхании и на один слог текста (мелизмами), и специфическими вокальными пассажами (подтягами). -
фанк - неровный вокал. Он то дерзкий и надрывный, то «успокаивающийся» и переходящий в речитатив. Но главное в фанке — это особый ритмический рисунок композиций, мощный, сбивчивый и неоднородный. -
хип-хоп - основную роль в нем играет речитатив.Речитатив не подчиняется симметричному ритмическому рисунку. Это сродни напевной речи. Виды речитатива по степени музыкальности (сухой, размеренный, певучий) иногда смешиваются в одной песне. Речитативом исполняют стихи и прозу. -
госпел - госпел более эмоционален; для него характерно построение песни по принципу «Вопрос-ответ», свободная импровизация, повторяющиеся несколько раз подряд попевки, свинг. Исполнители могут переходить на фальцет, пританцовывать, использовать синкопы. -
эстрадный романс - камерный жанр эстрадного вокала, более певуч и его мелодическая линия очень выразительна. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Чаще поется фальцетом, а у мужчин глубоким басом. -
шансон - вид вокала родом из Франции, отличающийся характерной только ему мелизматикой. В исполнении современного шансона можно услышать этнические мотивы, включая латиноамериканские приемы, характерные для рока или жанра электро - поп. -
бардовская песня - одно из ответвлений шансона. Отличительная особенность - более свободная манера исполнения, автор как правило является исполнителем песни, поэтому вокальные приемы остаются, кака правило, на усмотрение исполнителя.
Как культурная и экономическая деятельность, эстрада является неотъемлемой частью шоу-бизнеса. Артистов, работающих в жанре поп-музыки, называют артистами эстрады или поп-артистами. Поп-музыка также тесно связана с понятием популярных песен с запоминающимися мелодиями.
Поп-музыка - это представление (концерт), объединяющее несколько жанров, а также серия отдельных, законченных выступлений, исполняемых одним или несколькими артистами [7].
Для эстрады характерно прямое обращение артистов к зрительному залу, часто от собственного лица. В тех случаях, когда артист перевоплощается, меняя образ, он делает это главным образом тут же на эстраде, в некоторых случаях используя парики, детали костюма и др. Для эстрадного исполнения характерны обнаженность чувств и открытость мастерства. Учитывая краткость выступления, артисты эстрады широко применяют средства молниеносного воздействия на зал, приёмы гротеска, буффонады. Они, в большинстве своем, отказываются от глубокой психологической разработки образа, стремятся создать определенную маску.
Таким образом, обобщая два этих понятия, определения понятия “Эстрадный вокал” выглядит следующим образом: применение физиологических и психологических выразительных средств для воспроизведения и эмоционального воздействия эстрадной музыки на слушателя или зрителя.
1.2. Различия между эстрадным и академическим вокалом
Вокальная среда интересна своим разнообразием как в любительском, так и в профессиональном секторе. Для любительского группового пения характерно уникальное звучание хоров и профессиональных солистов. В случае сольного пения солист выступает одновременно как музыкант и инструменталист, художник и создатель художественных концепций, а также носитель певческой техники вокального жанра, и в этом синтезе проявляется жанровая специфика искусства.
В данном работе нам необходимо выделить два типа вокала: академический и эстрадный.
Академический вокал включает в себя весь репертуар классической музыки. В мировой музыкальной культуре эта подготовка по своей природе является одной из самых сложных и требует максимальной концентрации, физических и интеллектуальных усилий в течение длительного времени. Работа и личностное развитие солиста охватывают всю его творческую жизнь [1].
Истоки оперы, вокальной музыки и большая часть феномена оперного звучания хорошо известны. Когда Марио пел в замке в Монако, в десяти метрах от него взрывались хрустальные огни люстры. Знаменитый тенор Таман из оперы «Отелло» пел «Muslim. E.» Когда он произнес последнюю ноту слова «Муслим», зрители в зале на несколько минут потеряли сознание из-за сильного резонанса звука, и пришли в себя после окончания песни.
Заметим, что эти примеры правильно подчеркивают выводы ученых о том, что самыми сильными в плане вокальной динамики являются мужчины с академическим образованием в области пения. Сила звука этих звуков достигает от 100 до 120 децибел на расстоянии одного метра от источника, а их динамика (140 децибел по шкале Нисбета) сравнима с шумом двигателя самолета при взлете [5].
Рауль Жюссон классифицирует звуки по их максимальной динамике: опера Большого театра - 120 и более децибел, опера - 110-120 децибел, музыкальная комедия - 100-110 децибел, оперетта - 90-100 децибел, кошер - 80-90 децибел, микрофон - 80. Звуки классифицируются как ниже децибел. Известный русский ученый Л. Дмитриев установил, что оперные певцы достигают выраженных акустических эффектов при относительно низких затратах энергии путем формирования обратных акустических опер «импеданс» (от лат. obstacle - препятствие), которые воспринимают среднеглоточные звуки как импеданс. Из этого можно сделать вывод.
Для эстрадного вокала требования совершенно другие. Для усиления звука эстрадные певцы используют микрофоны, мощность которых не превышает 80 децибел. В этом случае используется низкий импеданс. Из-за особенностей эстрадных песен невозможно петь в одной позе в течение декабря, и это используется вокально. Нередко можно увидеть и услышать, как наши «звезды» поют в самой открытой позиции, особенно в верхней тесситуре. Певцы делают это для создания индивидуального образа своего выступления, не придерживаясь фактов, которые применимы ко всем певцам. Возьмем, к примеру, концерты Григория Репса. Здесь его вокальное качество проявляется в его «вальяжном» лице, которое позволяет ему петь «как Бог на душу положил», не используя вокальные мотивы. Г. Репс не одинок в подобной индивидуальности [3].
Молодые артисты создали свой собственный образ голоса, как бы подражая звездам, и в плохом смысле «поют грубо». Такое отношение не позволяет певцу увеличить продолжительность выступления, и пение находится в пределах одной октавы. Эти артисты пишут песни для себя или заказывают песни на бюджетные средства. Такие песни считаются одноразовыми и рождаются, и умирают, как мотыльки, летящие на свет. Однако есть примеры эстрадных выступлений, в которых певец использует весь спектр вокальных приемов: вокальное дыхание в подголоске, позиция, фактура, динамика и художественная образность, сохраняющаяся на протяжении двух октав звучания. Все эти качества проявляются в эстрадном вокальном пении. Их сохранили Магамаев, И. Кобзон и другие [17].
Все профессиональные эстрадные певцы вооружены знаниями и определенными приемами, применимыми только к эстрадной музыке, владеет вокальной техникой, то есть свободно управляет своим голосом. Современный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приемов. Часть их перенята из академического арсенала, часть – из «народного», часть специфична для эстрады. другими словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным
Эстрадные песни имеют несколько особенностей, которые отличают их от классических