Файл: Курсовая работа по основной образовательной программе 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 604

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы стать успешным артистом эстрады, необходимы как сценические навыки, так и навыки пения.



2. Методы обучения эстрадному вокалу в современном образовании

2.1. Основные особенности обучения эстрадному вокалу в условиях современного образовательного процесса.


Эстрадное пение признано одним из самых популярных видов искусства. Пение - один из первых признаков музыкальности ребенка. Это творческий и интересный процесс, который необходимо поддерживать и развивать.

Процесс пения не только помогает детям развить определенные навыки вокального развития, но и способствует развитию их личности в целом, способности к самовыражению и музыкальному чувству. Начальные этапы занятий пением чрезвычайно важны. Ведь на этом этапе часто отказываются от идеи, что пение - это искусство [12].

Первый этап обучения вокалу - самый важный из этапов, потому что именно в это время закладывается общее представление об искусстве пения.

Педагоги создают необходимые условия для развития у детей желания учиться и вокального творчества. Учителю пения важно знать особенности преподавания на ранних этапах обучения. Важной частью процесса обучения является постепенное развитие, закрепление и усвоение приобретенных навыков.

Основная задача обучения эстрадного вокала - обучение голосообразованию, т.е. настройке голосовых связок. Задача эстрадных певцов - найти свой голос, то есть оригинальную, индивидуальную и легко узнаваемую манеру пения.

В самом начале занятия педагог должен выбрать диагностировать музыкальную одаренность ребенка. Постановка вокала важна в начале эстрадных занятий. Пение должно быть мягким и не требовать физических усилий. Певческий голос должен подходить ребенку, а сам процесс пения должен приносить удовольствие [14].

Эстрадное пение требует базовой рефлекторной координации мышц голосовых связок, важной частью тренировки является расслабление мышц голосовых связок, чтобы устранить ненужное напряжение.

Очень важным в постановке вокала является эмоциональный компонент, который неосознанно влияет на общее звучание [9].

Задачи педагогов на начальных этапах обучения эстрадному вокалу:

1. Развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (эстрадному, народному, классическому)

2. Развивать самостоятельность, спонтанность, смелость и творческие способности ребенка;



3. Ввести их в мир идей и эмоций, дать им возможность реализовать чувства и творчество, скрытые в их душе;

4. Научить первым основам музыкальной грамотности

5. Научить умению устанавливать контакт с аудиторией через эстрадную музыку, народное творчество, дубляж, музыкальные и театральные формы;

6. Сформировать у ребенка способность видеть и чувствовать красоту музыкального звучания;

7. Знакомить с новинками музыкального искусства (например, музыкальные записи, статьи в журналах, газетах (литература);

8. Научить простой и базовой хореографии;

9. Развивать чувство ответственности.

Методы постановки голоса:

- Концентрические методы;

- Фонетические методы;

- Методы объяснения и интерпретации;

- Методы визуализации;

- Методы ментального или внутреннего пения;

- Сравнительный метод;

- Визуальные методы;

- Вербальные методы.

Контроль и управление учебным процессом:

  • Наблюдение преподавателя на уроках;

  • Анализ подготовки учащихся эстрадного вокального коллектива к различным мероприятиям и участия в них;

  • Оценка зрителей и жюри;

  • Анализ результатов выступлений на различных мероприятиях и конкурсах.

Принципы, лежащие в основе работы:

1. Принципы добровольчества;

2.Принцип заинтересованности (все практические и теоретические занятия должны быть интересны всем детям, независимо от возраста);

3. Принцип персонального подхода (индивидуальный подход к каждому ребенку);

4. Принцип доступности (поскольку в объединении занимаются дети разного возраста, излагаемый материал должен быть понятен каждому ребенку);

5. Принцип последовательности (изложение практического и теоретического материала должно быть в логической последовательности);

6. Принцип взаимного уважения (избегать предоставления преимуществ одним членам объединения перед другими. У каждого ребенка есть свои способности, которые требуют внимания и уважения);

7. Принцип постепенного и последовательного приобретения певческих навыков от простого к сложному;

8. Принцип успеха;

9. Принцип пропорциональной нагрузки в зависимости от уровня и состояния здоровья. Охрана здоровья детей;

10. Принцип творческого развития.

Обязательным условием успешной работы является увлеченность самого руководителя музыкой. Дети и взрослые простят ошибки педагога, если почувствуют, что главная цель - поделиться с участниками своими знаниями, умениями и интересами, а не показать свое превосходство [9].


Только в конкретных ситуациях у людей может развиться чувство ответственности, долга и дисциплины.

Следует поощрять самостоятельность учащихся. Как отмечает Макаренко, необходимо создать атмосферу, в которой все необходимые решения принимаются самой группой, а учитель лишь направляет эти решения [11].

Во время обучения в ДМШ учащиеся должны развивать как практические навыки, так и теоретические знания о музыкальном искусстве. Поэтому часть их времени отводится на изучение эстрадного искусства, жизни и творчества тех или иных артистов, костюмов, грима, причесок и музыкальных жанров (симфоническая, эстрадная, русская народная музыка и т.д.).

Полезными могут быть беседы о прочитанных статьях в музыкальных газетах, обмен впечатлениями от просмотренных по телевизору музыкальных программ, обсуждение новых аудио- и видеозаписей.

Практические занятия и репетиции помогают учащимся развивать свои вокальные навыки. Кроме того, практические занятия требуют обучения поведению на сцене, контакту с аудиторией и умению взаимодействовать с публикой во время выступления [12].

При разучивании песенного репертуара учителю необходимо опираться на знания и умения детей, полученные на уроках гуманитарных наук:

- На уроках русского языка - умение правильно произносить слова, осознанно читать тексты и вырабатывать правильную интонацию.

- На уроках искусства у детей формируется понимание особенностей различных видов и жанров изображения.

В эстрадной музыке, в отличие от академических или народных песен, важно иметь четкую дикцию, так как слова являются одним из основных элементов хорошей песни. По этой же причине многие фразы в эстрадных песнях сложны для произношения или требуют учащенного дыхания, в то время как в академических и народных песнях слова обычно положены на музыку [15].

На ранних этапах обучения эстрадному вокалу особое внимание следует уделить органам вокала.

Голосовые органы - это интеграция и взаимодействие органов человека, необходимых для вокализации. Он состоит из двух частей: центральной и периферической.

Центральная часть - это мозг, кора которого является ядром связанных с ней подкорковых узлов, проводящих путей и нервов. Нижняя челюсть является очень важным органом артикуляционной системы (артикуляции), поскольку ее подвижность способствует развитию акцентированных гласных (a, o, u, e, i, s) [13].


Когда гласные произносятся правильно, они становятся более похожими, гладкими и ровными. Такое смягчение гласных абсолютно необходимо для художественного пения, но оно не устраняет полностью дифференциацию и искажение гласных, как это часто бывает у неопытных певцов. Пренебрежение фонологической индивидуальностью гласных у таких певцов может привести к значительному искажению певческой оценки. Для великих певцов всегда характерно строгое чувство меры в отношении расположения гласных.

Все рождаются с определенным диапазоном голоса, при необходимости его можно увеличить до нескольких тонов.