Файл: Курсовая работа по основной образовательной программе 44. 03. 01 Педагогическое образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 596
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения эстрадному вокалу.
1.1. Понятие «Эстрадный вокал»
1.2. Различия между эстрадным и академическим вокалом
1.3 Основные характеристики эстрадного вокала.
2. Методы обучения эстрадному вокалу в современном образовании
2.2 Основные методы, которые используют педагоги в обучении эстрадному вокалу
, академических и народных песен.
Во-первых, сложно говорить о технике эстрадного пения, потому что в эстрадном пении нет строгих технических норм, рамок или правил звукоизвлечения. То же самое нельзя сказать об академическом или народном пении. То есть все основано и следует хорошо отработанным приемам, и методам.
А вот эстрадный голос, наоборот, представляет собой некий симбиоз различных вокальных жанров. В эстрадном голосе можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя эстрадное пение не так уж сильно отличается от пения классических исполнителей). Здесь нет никаких ограничений.
Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня - это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Различные исследования и соцопросы среди людей разных возрастов, разного статуса и пола показывают, что в музыкальных предпочтениях большинство из них склонны отдавать приоритет именно эстрадным песням [4].
Во-первых, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.
Во-вторых, если в академической и народной музыке, как уже говорилось, есть нормы и определенный стиль, то в поп-музыке артист должен найти свой собственный стиль, найти свой "голос" и подать свой материал.
Это еще одна сложность. В поп-музыке нужно найти свой стиль пения, свою манеру пения, свою манеру пения.
В-третьих, формат произведений для эстрады значительно отличается от классической и народной музыки. Эстрадные песни имеют простую музыкальную форму, почти всегда в один куплет. Обманчивая форма и часто повторяющиеся шаблоны делают их легкими для прослушивания и очень популярными среди широкой аудитории [3].
Еще одно отличие эстрадной музыки - стиль пения, который часто основан на устной речи без произношения каждого слова, как в академических песнях.
Смешивание звуков разных стилей - очень тонкая грань и часто очень сложная с технической точки зрения.
Год за годом в новой системе основного и дополнительного образования, ориентированной на возраст, активно используется поп-музыка для приобщения детей к музыкальному искусству. Сольное и хоровое пение становятся все более популярными, а поп-музыка вытесняет академические песни [9].
Эстрадное направление привлекает современных детей своей яркостью, эстетичными аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые идеи и мечты. Занятия эстрадным вокалом направлены прежде всего на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовно - эстетической культуры, развитие музыкальных способностей.
Занимаясь таким пением, ребенок не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под инструментальный аккомпанемент, но и учиться работать в команде с другими людьми, достигать поставленных целей, своим трудом добиваться успеха [16].
Чтобы понять характер эстрадного вокального искусства, необходимо рассмотреть его основные черты с разных сторон:
Традиционное исполнение эстрадных произведений имеет свои особенности. Вокальное исполнение сопровождается всевозможными исполнительскими средствами: пение с танцевальными движениями, актерское мастерство, сценическая игра, свободное общение с публикой, пантомима, спецэффекты на сцене (свет, дым, огонь, фонтаны и т.д.), групповая хореография, экстравагантные костюмы и грим [6].
Традиционной особенностью эстрадного пения является использование микрофона. В результате, начиная с тридцатых годов двадцатого века, все более модным стилем пения становится пение в духе крунинга. Сегодня этот стиль в основном используется в джазе.
В то же время джазовые музыканты часто используют еще один прием, заимствованный из афроамериканского фольклора: крик или «shout-singing» (плач и крик по-английски) и вытекающий из него экстатический стиль пения. Сегодня артисты в поисках новых звуковых красок взяли на вооружение ряд стилей исполнения, которые ближе к «крику» и предполагают разделение голосов, такие как, так сказать, скриминг (от английского cri-cry) и хриплое дыхание (от английского hoarse breathing - фырканье). Эти установки сформировались в недрах увлечения альтернативным роком, но сегодня они широко используются как в современном джазе, так и в поп-музыке [6].
В отличие от мягкого, интимного стиля пения, биомеханической особенностью голосообразования «крикового пения» является приподнятое положение гортани по отношению к нейтральному положению. Если оценивать качество голоса на слух, т.е. с акустической точки зрения, то этот стиль характеризуется пением с «открытым голосом».
Однако эти и другие особенности вокального звучания певца часто сочетаются в рамках одного стиля
, в зависимости от конкретной художественной задачи, репертуара, типа аудитории и социального заказа.
Важным преимуществом для эстрадных певцов является особая ритмическая техника, связанная с синкопированным басом.
Особенности формирования эстрадного звучания и восприятия тембра голоса певца могут быть выявлены только на основе сравнительного анализа с тенденциями в других жанрах вокального искусства.
Исследования профессиональной литературы (П. Юссон, В. Ванденберге, Р. Валенсьен, Г. Фланаган, Л. Дмитриев, В. Морозов, Л. Шамина, и др. Шамина, Н. Мешко, и др.) обобщают собственный теоретический и практический опыт, а также звуковой физиологический взгляд на аппарат звука, заложили основы для утверждения, что биомеханическая основа звукообразования является общей для всех жанровых тенденций в звуковом искусстве.
Речь идет о естественной координации в работе всех звукообразующих систем: энергетической (дыхание), генеративной (гортань), резонансной (артикуляционный аппарат) и нервной системы, связывающей мозг с двигательной средой.
Также певцам всех жанров необходимо освоить одни и те же специфические вокальные техники:
Однако, по сравнению с академическим пением, эстрадное пение имеет свои особенности, в основном связанные с открытой манерой голосоведения, что сближает эстрадное пение с народным. Это связано с соответствием характеристик артикуляционного аппарата в пении и особенностями репертуара [5].
Особенности артикуляционного аппарата в основном связаны с положением гортани во время пения, фонологической основой слов и артикуляцией шока.
Вокал певцов любого жанра характеризуется сбалансированностью положения гортани при пении, независимо от высоты тона, типа гласных и интенсивности вокализации. Однако степень стабилизации зависит от типа и жанра голоса певца. У академических певцов гортань может находиться в «нейтральном» положении во время пения, например, при спокойном дыхании, или может быть опущена в разной степени в зависимости от типа звука, в то время как у эстрадных певцов она более или менее находится в «нейтральном» положении. Для последних характерно приподнятое выражение лица и властный голос.
Стиль языка эстрадной музыки и содержание художественного образа определяют собственные законы исполнения певца, касающиеся соответствующей динамики, акцентов, фразировки, специфических ритмических приемов, степени эмоционального накала по отношению к речевому содержанию и использования энергии передачи звука [3].
Фонетическая основа языка имеет отношение к пению на национальном и иностранных языках. Артикуляционные особенности пения связаны с формой и видом ротового отверстия:
Тон голоса академического певца выравнивается по гласным в соответствии с фонетически определенными типами произношения [y]-[O], в то время как у эстрадного певца другими гласными являются [i]-[e].
Однако, в отличие от эстетики академического пения, один и тот же эстрадный певец может значительно отличаться по тембру голоса за счет использования определенных техник произношения, таких как нюансировка, грубое дыхание, крик, рычание, произвольное управление вибрато на длинных нотах и сравнение тонов. Например, от звуков тирольского напева с помощью йодлинга. В основном, он спасается, перескакивая с одной ноты на другую [17].
Таким образом, с точки зрения акустики, специфика голоса эстрадного певца связана в основном с функцией артикуляционного аппарата. Однако с физиологической точки зрения формирования голосовых складок, постановка голоса в связи с функцией гортани и дыхательного аппарата является общей основой для представителей всех вокальных направлений.
Главные особенности вокальной эстрадной музыки:
Во-первых, сложно говорить о технике эстрадного пения, потому что в эстрадном пении нет строгих технических норм, рамок или правил звукоизвлечения. То же самое нельзя сказать об академическом или народном пении. То есть все основано и следует хорошо отработанным приемам, и методам.
А вот эстрадный голос, наоборот, представляет собой некий симбиоз различных вокальных жанров. В эстрадном голосе можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя эстрадное пение не так уж сильно отличается от пения классических исполнителей). Здесь нет никаких ограничений.
Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня - это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Различные исследования и соцопросы среди людей разных возрастов, разного статуса и пола показывают, что в музыкальных предпочтениях большинство из них склонны отдавать приоритет именно эстрадным песням [4].
Во-первых, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.
Во-вторых, если в академической и народной музыке, как уже говорилось, есть нормы и определенный стиль, то в поп-музыке артист должен найти свой собственный стиль, найти свой "голос" и подать свой материал.
Это еще одна сложность. В поп-музыке нужно найти свой стиль пения, свою манеру пения, свою манеру пения.
В-третьих, формат произведений для эстрады значительно отличается от классической и народной музыки. Эстрадные песни имеют простую музыкальную форму, почти всегда в один куплет. Обманчивая форма и часто повторяющиеся шаблоны делают их легкими для прослушивания и очень популярными среди широкой аудитории [3].
Еще одно отличие эстрадной музыки - стиль пения, который часто основан на устной речи без произношения каждого слова, как в академических песнях.
Смешивание звуков разных стилей - очень тонкая грань и часто очень сложная с технической точки зрения.
Год за годом в новой системе основного и дополнительного образования, ориентированной на возраст, активно используется поп-музыка для приобщения детей к музыкальному искусству. Сольное и хоровое пение становятся все более популярными, а поп-музыка вытесняет академические песни [9].
Эстрадное направление привлекает современных детей своей яркостью, эстетичными аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить самые смелые идеи и мечты. Занятия эстрадным вокалом направлены прежде всего на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовно - эстетической культуры, развитие музыкальных способностей.
Занимаясь таким пением, ребенок не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, сольного исполнения под инструментальный аккомпанемент, но и учиться работать в команде с другими людьми, достигать поставленных целей, своим трудом добиваться успеха [16].
1.3 Основные характеристики эстрадного вокала.
Чтобы понять характер эстрадного вокального искусства, необходимо рассмотреть его основные черты с разных сторон:
-
Традиция эстрады; -
Стиль музыкального языка и содержание художественного образа эстрадной песни; -
Акустические особенности певческого голоса в связи с интерпретацией художественного образа исполняемого произведения; -
Физиология акустического формирования голоса эстрадного певца; -
психофизиология воздействия эстрадных песен на слушателя.
Традиционное исполнение эстрадных произведений имеет свои особенности. Вокальное исполнение сопровождается всевозможными исполнительскими средствами: пение с танцевальными движениями, актерское мастерство, сценическая игра, свободное общение с публикой, пантомима, спецэффекты на сцене (свет, дым, огонь, фонтаны и т.д.), групповая хореография, экстравагантные костюмы и грим [6].
Традиционной особенностью эстрадного пения является использование микрофона. В результате, начиная с тридцатых годов двадцатого века, все более модным стилем пения становится пение в духе крунинга. Сегодня этот стиль в основном используется в джазе.
В то же время джазовые музыканты часто используют еще один прием, заимствованный из афроамериканского фольклора: крик или «shout-singing» (плач и крик по-английски) и вытекающий из него экстатический стиль пения. Сегодня артисты в поисках новых звуковых красок взяли на вооружение ряд стилей исполнения, которые ближе к «крику» и предполагают разделение голосов, такие как, так сказать, скриминг (от английского cri-cry) и хриплое дыхание (от английского hoarse breathing - фырканье). Эти установки сформировались в недрах увлечения альтернативным роком, но сегодня они широко используются как в современном джазе, так и в поп-музыке [6].
В отличие от мягкого, интимного стиля пения, биомеханической особенностью голосообразования «крикового пения» является приподнятое положение гортани по отношению к нейтральному положению. Если оценивать качество голоса на слух, т.е. с акустической точки зрения, то этот стиль характеризуется пением с «открытым голосом».
Однако эти и другие особенности вокального звучания певца часто сочетаются в рамках одного стиля
, в зависимости от конкретной художественной задачи, репертуара, типа аудитории и социального заказа.
Важным преимуществом для эстрадных певцов является особая ритмическая техника, связанная с синкопированным басом.
Особенности формирования эстрадного звучания и восприятия тембра голоса певца могут быть выявлены только на основе сравнительного анализа с тенденциями в других жанрах вокального искусства.
Исследования профессиональной литературы (П. Юссон, В. Ванденберге, Р. Валенсьен, Г. Фланаган, Л. Дмитриев, В. Морозов, Л. Шамина, и др. Шамина, Н. Мешко, и др.) обобщают собственный теоретический и практический опыт, а также звуковой физиологический взгляд на аппарат звука, заложили основы для утверждения, что биомеханическая основа звукообразования является общей для всех жанровых тенденций в звуковом искусстве.
Речь идет о естественной координации в работе всех звукообразующих систем: энергетической (дыхание), генеративной (гортань), резонансной (артикуляционный аппарат) и нервной системы, связывающей мозг с двигательной средой.
Также певцам всех жанров необходимо освоить одни и те же специфические вокальные техники:
-
Пение на одном дыхании, а главное достаточно широкий диапазон вокальных высот (не менее двух октав для профессиональных певцов); -
Атаки звука; -
Произвольное управление голосом; -
Устойчивое положение гортани при пении, независимо от типа гласных, высоты тона или динамики; -
Различные тональности; -
Ясность дикции; -
Резонатор, который помогает управлять вокализацией по своему усмотрению; -
Эмоциональное выражение, например, в соответствии с содержанием художественного образа исполнительского произведения.
Однако, по сравнению с академическим пением, эстрадное пение имеет свои особенности, в основном связанные с открытой манерой голосоведения, что сближает эстрадное пение с народным. Это связано с соответствием характеристик артикуляционного аппарата в пении и особенностями репертуара [5].
Особенности артикуляционного аппарата в основном связаны с положением гортани во время пения, фонологической основой слов и артикуляцией шока.
Вокал певцов любого жанра характеризуется сбалансированностью положения гортани при пении, независимо от высоты тона, типа гласных и интенсивности вокализации. Однако степень стабилизации зависит от типа и жанра голоса певца. У академических певцов гортань может находиться в «нейтральном» положении во время пения, например, при спокойном дыхании, или может быть опущена в разной степени в зависимости от типа звука, в то время как у эстрадных певцов она более или менее находится в «нейтральном» положении. Для последних характерно приподнятое выражение лица и властный голос.
Стиль языка эстрадной музыки и содержание художественного образа определяют собственные законы исполнения певца, касающиеся соответствующей динамики, акцентов, фразировки, специфических ритмических приемов, степени эмоционального накала по отношению к речевому содержанию и использования энергии передачи звука [3].
Фонетическая основа языка имеет отношение к пению на национальном и иностранных языках. Артикуляционные особенности пения связаны с формой и видом ротового отверстия:
-
У академических певцов вертикальное отверстие рта обычно больше, чем в разговорной речи; -
У эстрадных певцов ротовое отверстие более пологое, а ротовое отверстие почти горизонтальное, как при улыбке. -
Однако общая черта хорошо различимого звука, присущая и тем, и другим, - необходимость горизонтального открытия глотки и активизации мягкого нёба, как при растягивании.
Тон голоса академического певца выравнивается по гласным в соответствии с фонетически определенными типами произношения [y]-[O], в то время как у эстрадного певца другими гласными являются [i]-[e].
Однако, в отличие от эстетики академического пения, один и тот же эстрадный певец может значительно отличаться по тембру голоса за счет использования определенных техник произношения, таких как нюансировка, грубое дыхание, крик, рычание, произвольное управление вибрато на длинных нотах и сравнение тонов. Например, от звуков тирольского напева с помощью йодлинга. В основном, он спасается, перескакивая с одной ноты на другую [17].
Таким образом, с точки зрения акустики, специфика голоса эстрадного певца связана в основном с функцией артикуляционного аппарата. Однако с физиологической точки зрения формирования голосовых складок, постановка голоса в связи с функцией гортани и дыхательного аппарата является общей основой для представителей всех вокальных направлений.
Главные особенности вокальной эстрадной музыки:
-
Импровизация, особый способ выражения музыкального материала; -
Сольное пение в сопровождении инструменталистов или танцевальных групп; -
Песни, состоящие из вопросов и ответов -
Открытое общение с аудиторией; -
Обширное повторение коротких мотивов; -
Использование короткого, но очень короткого мотива -
Четкость исполнения; -
Наслаждение действием на сцене; -
Причудливость поведения исполнителя на сцене; -
Продолжительность действия -
Зрелищная целостность -
Организация содержания спектакля -
Оригинальность и неповторимость; -
Концентрация и интеграция средств выразительности (пение, мелкие танцевальные движения, театральная постановка, использование микрофонов и электронного звукового оборудования, световые эффекты и т.д.).