Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
59
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
5.
Лекция 3. Работа над рукописью диссертации
План:
3.1. Композиция диссертационного произведения
3.2. Рубрикация текста
3.3. Приемы изложения научных материалов
3.4. Язык и стиль диссертационной работы
3.1. Поскольку диссертация является квалификационным трудом, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных резуль- татов, но и по уровню общей методической подготовки этого научного произведения что, прежде всего, находит отражение в его композиции.
Традиционно сложилась определенная композиционная структура диссертационного произведе- ния, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Главы основной части
5. Заключение
6. Библиографический список
59

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
60
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
7. Приложения
8. Вспомогательные указатели
Титульный лист является первой страницей диссертационной работы и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения или научной организации.
Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.
Далее указывается фамилия, имя и отчество диссертанта (в именительном падеже).
В среднем ноле дается заглавие диссертационной работы, которое проводится без слова "тема"и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию.
Очень краткие названия научных работ (одно-два слова) свидетельствуют о том, что исследова- ние проведено с исчерпывающей полнотой. В диссертационных работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретным, а потому и более многословным.
Если соискатель хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, ко- торый должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.
После заглавия диссертации помещается шифр из номенклатуры специальности соискателя и ученая степень, на соискание которой представляется диссертация.
Далее ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы научного ру- ководителя, а также его ученое звание и ученая степень.
В нижнем поле указывается место выполнения диссертационной работы и год ее написания (без слова "год").
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки диссерта- ционной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокра- щать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содер- жащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которым она подчинена.
Введение к диссертации.
Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы)
исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.
Таким образом, введение - очень ответственная часть диссертации, поскольку оно не только ори- ентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалифика- ционные характеристики.
Актуальность - обязательное требование к любой диссертации. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
В применении к диссертации понятие "актуальность"имеет одну особенность. Диссертация, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Таким образом, если диссертанту удается показать, где проходит граница между знанием и незна- нием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.
Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. с положением, которое также нужно разрешить).
Считается, что проблема - это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так,
поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является.
Чтобы читателю диссертационной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы,
составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести в выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуж- дается в дальнейшей разработке. Если такой вывод диссертант сделать не может, то он лишает себя права па разработку выбранной темы, поскольку ему, образно говоря, не имеет смысла изобретать
60


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
61
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход уже изобретенный велосипед.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специаль- ной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современ- ном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определен- ной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическим порядке их публикации.
Поскольку кандидатская диссертация обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно диссертанту из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме диссертации, должны быть на- званы и критически оценены.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования,
а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.
Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет - это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Имен- но на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Обязательным элементом введения диссертационной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необ- ходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят ука- зание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиогра- фических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы, т.е. дать пере- чень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
В главах основной части диссертационной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение диссертанта сжато, логично и аргументирование излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
Диссертационная работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется "за- ключение". Как и всякое заключение, эта часть диссертации выполняет роль концовки, обусловлен- ной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулирован- ными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное"знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку научной общественности в процессе публичной защиты диссертации.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы.
Этот список составляет одну из существенных частей диссертации и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта.
Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в руко- писи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты при- веденные материалы. Не следуют включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, учебники и учебные
61


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
62
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход пособия, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте диссертационной работы.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложении.
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспо- могательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата диссерта- ции, помогающими пользоваться ее основным текстом.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верх- нем углу слова "Приложение"и иметь тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение
1 "Приложение 2"и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
3.2. Рубрикация текста диссертационной работы представляет собой деление такого текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголов- ков нумерации и т.п. Рубрикация в диссертации отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части.
Простейшей рубрикой является абзац-отступ вправо в начале первой строки каждой части текста.
Абзац, как известно, не имеет особой грамматической формы. Поэтому его чаще всего рассматрива- ют как композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы делаются для того, чтобы мысли выступали более зримо, а их изложе- ние носило более завершенный характер. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу,
облегчает восприятие текста. Именно понятие единой темы, объединяющей абзац со всем текстом,
есть то качественно новое, что песет с собой абзац по сравнению с чисто синтаксической едини- цей высказывания предложением. Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.
Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связаны друг с другом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.
При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложе- нии лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом формулировка первого предложения должна даваться так,
чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.
В каждом абзаце следует выдерживать систематичность и последовательность в изложении фак- тов, соблюдать внутреннюю логику их подачи, которая в значительной мере определяется характе- ром текста.
В повествовательных текстах
(то есть текстах, излагающих ряд последовательных событий) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью фактов и их смысловой связью друг с другом. В тексте приводятся только узловые события, при этом учитывается их продолжительность во времени и смысловая значимость для раскрытия всей темы.
В описательных текстах,
когда предмет или явление раскрывается путем перечисления его признаков и свойств, внача- ле принято давать общую характеристику описываемого факта, взятого в целом, и лишь затем - характеристику отдельных его частей.
3.3. Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли в наиболее ясном и по- нятном виде. Существует два общепринятых варианта изложения материала – 1) краткое описание хода исследования и подробное изложение конечных результатов; 2)подробное и последовательное раскрытие методов своей работы, всего хода исследовательского процесса.
Первый вариант изложения часто используется авторами научных монографий, рассчитанных на сравнительно узкий круг специалистов. Для любой диссертации приемлем второй вариант изложе- ния, позволяющий лучше судить о способностях соискателя к самостоятельной научно-исследователь- ской работе. Это позволяет полнее выявить глубину его научной эрудиции в данной области науки и специальные знания по вопросам диссертации, т.е. соответствие ее автора официальным требова- ниям, предъявляемым к соискателю соответствующей ученой степени.
62


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
63
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
В арсенале авторов диссертационных работ имеется несколько методических приемов изложения научных материалов. Наиболее часто используются следующие приемы: 1) строго последовательный,
2) целостный (с последующей обработкой каждой главы), 3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Строго последовательное изложение материала диссертации требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полно- стью очередного раздела, он не может переходить к следующему. Но для обработки одного раздела требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку беловой рукописи, так как сначала пишется все произведение вчерне, как бы грубыми мазками, затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления.
Выборочное изложение материалов также часто применяется соискателями. По мере готовности фактических данных автор обраба- тывает материалы в любом удобном для него порядке, подобно том/, как художник пишет картину не обязательно с верхней или нижней части. Выберите тот прием изложения, который считаете для себя наиболее приемлемым для превращения так называемой черновой рукописи в промежуточную или в беловую (окончательную).
На этом этапе работы над рукописью из уже накопленного текстового материала помимо отдель- ных глав желательно выделить следующие композиционные элементы диссертации: а) введение, б)
выводы и предложения (заключение), в) библиографический список использованных литературных источников, г) приложения, д) указатели.
Перед тем как переходить к окончательной обработке черновой рукописи, полезно обсудить ос- новные положения ее содержания со своим научным руководителем.
Работа над беловой рукописью.
Этот прием целесообразно использовать, когда макет черновой рукописи готов. Все нужные ма- териалы собраны, сделаны необходимые обобщения, которые получили одобрение научного руково- дителя. Теперь начинается детальная шлифовка текста рукописи. Проверяется и критически оцени- вается каждый вывод, формула, таблица, каждое предложение, каждое отдельное слово.
Соискатель еще раз проверяет, насколько заглавие его работы и название ее глав и параграфов соответствуют их содержанию, уточняет композицию диссертационного произведения, расположение материалов и их рубрикация. Желательно также еще раз проверить убедительность аргументов в защиту своих научных положений. Здесь, как уже говорилось, целесообразно посмотреть на свое произведение как бы "чужими глазами строго критически.
3.4. Поскольку диссертация является, прежде всего, квалификационной работой, ее языку и сти- лю следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая куль- тура диссертации лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.
Язык и стиль диссертационной работы как часть письменной научной речи сложились под вли- янием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации соб- ственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и письменной речи. Одна- ко не следует полагать, что существует свод "писаных правил"научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.
Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логи- ческий способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств.
Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказатель- ство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.
Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические сред- ства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во- первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, со- образно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдет к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).
На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целена- правленность и прагматическая установка. Отсюда становится понятным, почему эмоциональные языковые элементы в диссертациях не играют особой роли. Научный текст характеризуется тем,
что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и науч-
63


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
64
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход ный экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а следовательно, использование специальной терминологии.
Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Тестовые задания
Выполните тест на знание основы научных исследований
CTAPT
1.
Научное исследование начинается
(a)
с выбора темы
(b)
с литературного обзора
(c)
с определения методов исследования
(d)
с определения актуальности
2.
Как соотносятся объект и предмет исследования
(a)
не связаны друг с другом
(b)
объект содержит в себе предмет исследования
(c)
объект входит в состав предмета исследования
(d)
объект и предмет исследования противоположны друг другу
3.
Выбор темы исследования определяется
(a)
актуальностью
(b)
отражением темы в литературе
(c)
интересами исследователя
(d)
интересами научного руководителя
4.
Формулировка цели исследования отвечает на вопрос
(a)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14