Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
30
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
30

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
31
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Заочное отделение
31

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
32
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Методические рекомендации по изучению курса
Практика работы с аспирантами показывает, что многие аспиранты не владеют в достаточной мере системой методологических и методических знаний, необходимых для самостоятельного на-
32

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
33
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход писания диссертационного сочинения. С этой точки зрения, цель данной дисциплины - дать соискателю широкую панораму методологических подходов к научному диссертационному исследо- ванию, а также выработать навыки подготовки квалификационной научной работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВАК.
Задачи дисциплины:
1. Раскрыть общую методологию научного творчества.
2. Представить методику написания диссертационного исследования.
3. Усвоение правил оформления рукописи кандидатской диссертации.
4. Рассмотрение основных понятий научно-исследовательской работы.
5. Анализ основных методов научного исследования.
Перед соискателем встает целый ряд трудностей. Первая трудность в том, что в нем требуется изложить научную гипотезу, которая выражается в цели и задачах исследования, либо может их просто заменить. Вторая трудность заключается в доказательстве того, что выдвинутая гипотеза новая. Единственным способом доказательства новизны гипотезы является обоснование нерешенных проблем в области выбранной темы исследования. Ясно, чтобы определить область нерешенных вопросов, надо много читать. При небольшом опыте научных исследований выйти из положения можно двумя путями:
1. либо читать самые свежие книги по теме исследования, а лучше диссертации (авторефера- ты диссертаций), где обобщаются взгляды предшественников и формулируются нерешенные вопросы;
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

2. либо положиться на помощь научного руководителя.
Задача диссертанта заключается в построении аргументации в защиту своей позиции на пред- мет исследования посредством или в форме: научной полемики; критического анализа сложившейся системы взглядов на исследуемую проблему; авторских логических построений.
Из концепции исследования формируется развернутый план (содержание) исследования.
Обобщающая функция науки заключается в умении обобщить либо накопленный опыт по про- блеме исследования, либо результаты исследований предшественников. Из этого обычно рождаются самые первые в работе начинающего исследователя научные результаты, которые могут быть при- знаны новыми. В российской научной традиции такие результаты называют новизной исследования.
Независимо от степени всегда признается как научная новизна:
1. новые способы применения уже известного знания;
2. авторская методика самого исследования.
Общий же порядок формулирования научной новизны в любых диссертациях таков: сначала определяются результаты исследования, выносимые на публичную защиту выдвинутой гипотезы, а затем обосновывается их научная значимость или научная новизна.на четко сформулированные тер- мины и понятия с целью избегания путаницы в суждениях. Только после этого можно рассчитывать на единую точку зрения с читателями. При этом сами суждения надо вести на когерентном языке.
Выводы по результатам исследования можно делать в конце каждой главы, но они необходимы в специальном разделе исследования - заключении.
Ценность научного исследования существенно повышается, если на завершающей стадии иссле- дования автор формулирует проблемы, не решенные наукой в данной области исследования.
Научное исследование считается завершенным, если сформулированные исходные научные пред- положения или гипотезы доказаны, а полученные в результате теоретические выводы верифици- рованы. Чаще всего верификация осуществляется апробацией на практике, что подтверждается справками о внедрении результатов исследования.
В связи с задачами курса его программа включает следующие разделы: содержание учебной дисциплины, распределение нагрузки по курсам, основные термины и понятия, литературу.


Методологические моменты диссертации. Общая схема выполнения научного иссле- дования
Под методологией научного исследования понимается самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы его построения.
Диссертация считается методологически выдержанной, если в ней имеет место:
• корректная, научно обоснованная постановка проблемы исследования, которая при разработ- ке позволяет получить научные результаты, обладающие признаками новизны, полезности и достоверности;
• построение предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем (вопросов);
• разработка теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) мож- но описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, предложить рекомендации по совершенствованию (теоретический уровень диссертации);
33

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
34
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
• единство теории и практики, когда теория используется для анализа практических и экспери- ментальных данных, разработки новых рекомендаций, которые, в свою очередь, позволяют ее дополнить и развить (авангардную роль теории);
• законченность и целостность исследования, приобретающего свойства системы, в которой каж- дая отдельно взятая часть может быть объяснена с позиций целого; а целое есть функция его компонентов (частей);
• достоверность полученных научных результатов, подтвержденных теоретическими исследова- ниями (методами), экспериментами и практическими наблюдениями.
Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования.
5. Проведение и описание процесса исследования.
6. Анализ (обсуждение) результатов исследования.
7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования.
Диссертация аспиранта (от латинского dissertatio - рассуждение, исследование) - это научно- исследовательская работа квалификационного характера, подготовленная для публичной защиты.
Успешное выполнение этой работы зависит не только от таланта исследователя, но и его умения строго следовать методологии научного исследования.
В самом широком понимании методология - это учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности.
Методология науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного позна- ния.
Принцип - основное исходное положение теории, науки.
Методология научного познания - это совокупность принципов, форм, методов и способов научно-исследовательской деятельности.
Объектом исследования может быть процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования их природы и разрешения.
Предмет исследования - это, как правило, отношения (организационно-экономические, произ- водственные, финансовые и др.) по поводу, к примеру, повышения эффективности работы объекта исследования или возникающие в процессе оценки развития компании, как ушей аспирантки, которая рассматривает финансово-экономические отношения. Если тематика исследования посвящена про- блемам маркетинга, логистики, общего менеджмента, то это всегда организационно-экономические или управленческие отношения.
Особое значение в рамках описывающей функции имеет краткое изложение состояния в науке поставленной проблемы исследования или чем отличается авторская позиция от пред- шественников.
Основное предназначение объясняющей функции заключается в построении аргументации в защиту своей позиции на предмет исследования посредством или в форме:
3. научной полемики;
4. критического анализа сложившейся системы взглядов на исследуемую проблему;
5. авторских логических построений.
Способы научных доказательств:
1. Эмпирический анализ
2. Логическом анализ
Индуктивный метод научного доказательства (от слова наведение) предполагает анализ явлений, выявление воздействующих на него факторов и построение на этой основе умозаключения
- общего утверждения, т.е. это путь анализа от факторов к гипотезе.
Индуктивный метод используется преимущественно в России. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, выбор метода научного доказательства предопределен преобладани- ем образного мышления над логическим.
Важным является соблюдение логической последовательности излагаемого материала.
Наиболее успешно эта проблема разрешается при разработке концепции исследования, которую удобнее представить в форме блок-схемы всего исследования на нескольких страницах, что является лучшим на сегодня раздаточным материалом на защите.
Из концепции исследования формируется развернутый план (содержание) исследо- вания.
Обобщающая функция науки заключается в умении обобщить либо накопленный опыт по про- блеме исследования, либо результаты исследований предшественников. Из этого обычно рождаются самые первые в работе начинающего исследователя научные результаты, которые могут быть при- знаны новыми. В российской научной традиции такие результаты называют новизной исследования.
34


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
35
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Независимо от степени всегда признается как научная новизна:
3. новые способы применения уже известного знания
4. авторская методика самого исследования
Общий же порядок формулирования научной новизны в любых диссертациях та- ков: сначала определяются результаты исследования, выносимые на публичную защиту выдвинутой гипотезы, а затем обосновывается их научная значимость или научная но- визна.
Выводы по результатам исследования можно делать в конце каждой главы, но они необходимы в специальном разделе исследования - ЗАКЛЮЧЕНИИ.
Ценность научного исследования существенно повышается, если на завершающей стадии иссле- дования автор формулирует проблемы, не решенные наукой в данной области исследования.
Научное исследование считается завершенным, если сформулированные исходные научные пред- положения или гипотезы доказаны, а полученные в результате теоретические выводы верифици- рованы. Чаще всего верификация осуществляется апробацией на практике, что подтверждается справками о внедрении результатов исследования.
Формы организации самостоятельной работы аспирантов
Программой предусмотрены следующие формы организации самостоятельной работы обучаю- щихся, ориентированные на формирование универсальных и профессиональных компетенций:
• написание реферата на заданную тему;
• выполнение учебных заданий;
• составление аналитических обзоров и справок с созданием публичной презентации по одной из изучаемых в курсе проблем. Тема презентации выбирается и аргументируется обучающимся самостоятельно, но согласовывается с преподавателем.
5. Образовательные технологии
В рамках изучения дисциплины «История и философия науки» предусматривается широкое ис- пользование активных и интерактивных форм занятий, а именно:
Проблемная лекция — на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания аспирантов в сотрудничестве и диалоге с преподавате- лем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Лекция-консультация — может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществля- ется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы ас- пирантов по всему разделу или курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «во- просы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации,
постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».
Лекция-беседа
В названном виде занятий осуществляется диалог с аудиторией, это наиболее простой способ индивидуального общения, построенный на непосредственном контакте преподавателя и аспиранта,
который позволяет:
• привлекать к двухстороннему обмену мнениями по наиболее важным вопросам темы занятия;
• менять темп изложения с учетом особенности аудитории.
Продумывая ответ, аспиранты получают возможность самостоятельно прийти к выводам и обоб- щениям, которые хочет сообщить преподаватель в качестве новых знаний.
Лекция с эвристическими элементами
В процессе изложения учебного материала перед аспирантами ставится задача и они, опираясь на имеющиеся знания, должны:
• найти собственное (индивидуальное, коллективное) решение;
• сделать самостоятельное открытие;
• принять самостоятельное, логически обоснованное решение.
Лекция с элементами обратной связи
В данном случае подразумевается изложение учебного материала и использование знаний по смежным предметам (межпредметные связи) или по изученному ранее учебному материалу. Об- ратная связь устанавливается посредством ответов аспирантов на вопросы преподавателя по ходу лекции. Чтобы определить осведомленность аспирантов по излагаемой проблеме, в начале какого- либо раздела лекции задаются необходимые вопросы.
Если аспиранты правильно отвечают на вводный вопрос, преподаватель может ограничиться кратким тезисом или выводом и перейти к следующему вопросу.
35


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
36
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Если же ответы не удовлетворяют уровню желаемых знаний, преподаватель сам излагает по- дробный ответ, и в конце объяснения снова задает вопрос, определяя степень усвоения учебного материала.
Если ответы вновь демонстрируют низкий уровень знаний аспирантов – следует изменить мето- дику подачи учебного материала.
Лекция с решением конкретных ситуаций
Организация активной учебно-познавательной деятельности построена на анализе конкретных ситуаций (микроситуации и ситуации-проблемы).
Микроситуация выражает суть конфликта, или проблемы с весьма схематичным обозначением обстоятельств. Требует от аспирантов новых самостоятельных выводов, обобщений, заостряет вни- мание на изучаемом материале.
Ситуации-проблемы, или ситуации, в которых аспирантам предлагается не только дать анализ сложившейся обстановки, но и принять логически обоснованное решение, т.е. решить ситуационную задачу.
Лекция с коллективным исследованием
По ходу излагаемого материала аспирантам предлагается совместно вывести то или иное правило,
комплекс требований, определить закономерность на основе имеющихся знаний.
Семинар-дискуссия (диспут) — целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровож- дающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.
Семинар-деловая игра — это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям.
Разбор ситуационных задач (кейс-метод) — усовершенствованный метод анализа конкретных си- туаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Групповая и индивидуальная презентация — эффективный способ донесения информации, на- глядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.
Коллоквиум — 1) одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выясне- ние и повышение знаний. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учеб- ных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся. 2) Научные собрания, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады.
2) мастер-классы зарубежных специалистов и преподавателей, профессоров университетов США,
Великобритании, Финляндии;
3) встречи с представителями российских и зарубежных научных школ, государственных и об- щественных организаций для обеспечения связи теории с практикой.
60% – интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
36