Файл: Учебника Л. Н. Боголюбов) Технологическая карта уроков 12 Тема что такое общество (2 ч) Тип уроков Изучение нового материала комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
равила и нормы поведения. Г. общественное порицание.
Б. обычаи и нравы общества. Д. уголовное преследование.
В. нормы государственного принуждения. Е. сложившиеся в обществе традиции.
Ключ к тесту:
1. 1) – Д; 2) – А; 3) – Г; 4) – Б; 5) –В. 2. 1). 3. Б. 4. Д. 5. 1) – В; 2) – А; 3) – Г; 4) – Д. 6. А, Г, Д.
7. начальное образование; в стране мусульман; среднее образование для женщин; полноправные граждане.
8. 3). 9. А – 2), 5), 10), 13), 18); Б – 3), 7), 9), 14), 16); В – 1), 6), 12), 15), 17), 19); Г – 4), 8), 11), 20). 10. А.
Технологическая карта уроков 18–19
Приложение
Притчи
Притча о пользе наук (притча от Власа Дорошевича)
Был в Китае богдыхан Цзан-Ли-О – да сохранится его имя в памяти людей до тех пор, пока существует наше отечество. Он очень интересовался науками, хотя сам едва умел читать и поручал всегда подписывать своё имя другому, чем очень пользовались ближайшие мандарины. Но так как, несмотря на это, он очень интересовался науками, то однажды Цзан-Ли-О и задал себе вопрос: «Для какого дьявола они существуют на свете?» И он приказал в определённый день созвать всех учёных для всенародного допроса.
Желание сына неба – закон для земли. У ворот всех университетов забили огромные барабаны, и глашатаи закричали:
– Эй, вы! Учёный народ! Бросайте-ка книги, идите в Пекин отвечать радости вселенной, нашему милостивому богдыхану, какую такую пользу приносят ваши науки.
В назначенный день на большой площади перед дворцом собрались все учёные люди Китая. Были тут такие старики, что их несли на носилках, но были и молодые учёные, которые казались старше самых старых стариков. Были учёные, так высоко задиравшие голову, что у них спинной хребет выгнулся назад, и они не могли бы с почтением поклониться при встрече даже самому богу. Были тут и люди, у которых спинной хребет сломался в угол от сидения за книгами. Были люди, награждённые за свою учёность. Были учёные с тремя, четырьмя, попадались и с пятью шариками на шапке. Были такие, которые носили трёхглазое павлинье перо. Были учёные и в зелёных куртках, и было даже несколько жёлтых кофт!
И все были, конечно, в очках, потому что очки, как известно, первый признак учёности. Учёные всегда близоруки.
Когда солнце вышло из-за облаков и засверкало на этих очках, богдыхан даже зажмурился. «Как горят у них глаза! – подумал он. – Словно ждут прибавки жалованья».
И богдыхан, оглядев толпу и увидав, что всё в порядке, сказал:
– В никогда не прекращающихся заботах о благе наших детей-китайцев решили мы выяснить вопрос: зачем это на свете существуют науки? Давно уже они существуют, и вот хотим мы узнать, для чего? А потому отвечайте нам прямо и откровенно, без утайки и безо всякой хитрости: зачем науки и какой от них толк? Начнём хоть с тебя! – указал он на знаменитейшего астронома. – Сам сын неба, с неба я желаю и начинать. Так будет мне приличнее.
Твоя наука самая высокая, ты первый и говори!
Знаменитый астроном вышел вперёд, отдал сколько полагалось по этикету поклонов и ласково сказал:
– Когда невежде приходится вечером выйти за чем-нибудь из дома, он, как свинья, смотрит только себе под ноги, а если и случится ему взглянуть на небо, он увидит только, что небо, словно оспой, покрыто звёздами. Другое дело, учёный астроном! Для него рисунки из звёзд – это слова, и он читает небо, как книгу: надо ли ждать наводнений, велики ли будут приливы и отливы вод, как будет светить солнце, сильно или не очень. Вообще, мы узнаём будущее.
– Будущее! Это любопытно! – сказал богдыхан. – А ответь мне, что делается теперь, в эту самую минуту, в Нанкине?
– Откуда же я могу знать это, светило вселенной! – униженно кланяясь, ответил астроном.
– Недурно! – воскликнул богдыхан. – Будущее-то вы знаете, а вот настоящего-то – нет! Лучше бы вы настоящее знали, чем будущее! Полезнее бы! А то будущее! Будущее! Самая, по-моему, твоя бесполезная и глупая наука! Следующий!
За астрономом стоял знаменитый историк. Такой, говорят, историк, что знал по именам всех китайцев, которые когда-либо жили на свете! Он распростёрся перед богдыханом и сказал:
– Образец добродетелей, великий правитель, равного которому даже я не знаю во всей истории Китая! Моя наука не возбудит, конечно, твоего мудрого гнева, как наука моего предшественника. Мы занимаемся прошлым. Изучаем его, отмечаем все промахи, ошибки, даже глупости.
– Наука, очень удобная для дураков! – воскликнул богдыхан. – Всякий дурак может сколько угодно безнаказанно делать глупости. Стоит ему сослаться на вашу науку, ведь глупости и ошибки, скажет он, делались всегда. Дурацкая наука! Убирайся!.. Ты чем занимаешься и какой толк от твоей науки?
Дрожащий учёный, к которому был обращён этот вопрос, поборол кое-как своё волнение и сказал:
– Мы изучаем вопросы государственного устройства. Как должно управляться государство, какие должны быть законы, какие права должны иметь мандарины, какие – простой народ.
– Должны! Должны! – крикнул богдыхан. – Как будто на свете всё делается, как должно. На свете никогда не делается всё, как должно. Поневоле, благодаря вашей науке, всякий будет сравнивать то, что есть, с тем, как должно быть, и всегда останется недоволен. Самая вредная наука! Прочь с глаз моих! Вон!.. Ты что нам расскажешь?
На этот раз вопрос был обращён к доктору.
– Нашу науку, – отвечал он с поклонами, – все признают полезной. Мы изучаем свойства трав и что из какой можно сделать – из какой вытяжку, из какой порошок, из какой бальзам. Мы собираем корни женьшеня и учим, что из них надо отбирать – которые больше всего похожи на человеческую фигуру. Мы сушим молодые, ещё мягкие рога оленя, толчём их и делаем из них навар, густой, как клей, и целебный, как воздух весны: он как рукой снимает все недуги. Конечно, когда человек здоров, ему не нужна наша наука, но если он не убережётся и заболеет, мы ему помогаем.
– Не убережётся! Пускай бережётся! – мягче, чем перед этим, но всё же с гневом, сказал богдыхан. – Только поощряете людей к легкомыслию. Решительно не понимаю, какой толк от всех ваших наук!
И, обратившись к знаменитейшему и величайшему поэту Му-Си, который жил как раз в это самое время, богдыхан приказал:
– Ты отвечай о пользе науки!
Му-Си вышел, поклонился, улыбнулся и сказал:
– Был у одного из твоих предков, сын неба, такой чудный сад, в котором росли такие чудные, душистые цветы, что не только пчёлы слетались со всей округи, но даже люди за милю и более останавливались, нюхали воздух и говорили: «Вероятно, сегодня дверь рая оставлена открытой». И забралась однажды в этот сад корова. Увидав, что из земли много кой-чего растёт диковинного, она начала есть цветы. Пожевала розу, но бросила, потому что наколола язык. Пожевала лилий, пощипала резеды, левкоев, взяла в рот жасмину и выплюнула. «Совсем никакого вкуса! – сказала корова. – Решительно не понимаю, зачем это люди разводят цветы!» По-моему, сын неба, корове лучше бы и не задавать себе этого вопроса.
Богдыхан рассердился и сказал:
– А отрубите-ка ему голову!
Палачи сейчас же здесь же отрубили Му-Си голову.
И, глядя на обезглавленное тело Му-Си, богдыхан задумался. Довольно долго думал, наконец, вздохнул и сказал:
– Один был умный человек во всём Китае, да и тот теперь помер!
Притча об образовании
Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.
Б. обычаи и нравы общества. Д. уголовное преследование.
В. нормы государственного принуждения. Е. сложившиеся в обществе традиции.
Ключ к тесту:
1. 1) – Д; 2) – А; 3) – Г; 4) – Б; 5) –В. 2. 1). 3. Б. 4. Д. 5. 1) – В; 2) – А; 3) – Г; 4) – Д. 6. А, Г, Д.
7. начальное образование; в стране мусульман; среднее образование для женщин; полноправные граждане.
8. 3). 9. А – 2), 5), 10), 13), 18); Б – 3), 7), 9), 14), 16); В – 1), 6), 12), 15), 17), 19); Г – 4), 8), 11), 20). 10. А.
Технологическая карта уроков 18–19
Тема | НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ (2 ч) |
Тип уроков | Изучение нового материала; комбинированный |
Дата проведения | |
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011. Презентация «Наука и образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm |
План | 1. Роль науки в современном обществе. 2. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. 3. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. 4. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. 5. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. 6. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования |
Цель уроков | Создать условия для формирования представления о роли науки в современном обществе |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: частично-поисковый |
Основные понятия | Наука, образование; государственное и частное образование |
Планируемые образовательные результаты | |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Коммуникативная компетенция Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Наука. Образова- ние» | Вопросы: – Почему количество научных дисциплин в XX веке значительно возросло? – В чем состоит сущность, значение треугольника: наука – техника – технология? – Что означает фраза А. С. Пушкина «… в просвещении быть с веком наравне»? – как общество способствует развитию науки? | Высказывают свое мнение, используя информацию, полученную ранее | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют поиск и выделение информации | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация «Наука и образование». 2. Работа с текстом учебника, с. 90–97. | 1. Показывает и комментирует слайды презентации. 2. Формулирует задание: – ознакомиться с новым материалом; – составить тезисный план-конспект. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетради. 2. Составляют тезисный план-конспект. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная работа. | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради. |
| | 3. Знакомство с притчами (см. Приложение на с. 44–46). 4. Работа с документом, с. 98 | 3. Делит учащихся на группы: 1-я группа – анализирует притчу «О пользе наук»; 2-я группа – анализируют притчу об образовании. 4. Нацеливает учащихся на анализ новой информации, обсуждение сложных вопросов, с. 88 | 3. Знакомятся с притчами, анализируют их, аргументированно отстаивают собственную точку зрения. 4. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 3. Групповая работа. 4. Фронтальная работа | Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала. Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу | 3. Записи в тетради, устные ответы. 4. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 89 | Создает условия для свободного выражения собственного мнения по практическим вопросам, организует дискуссионную беседу | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели? – Каковы основные черты большой науки? – Почему наука является «локомотивом» технического прогресса | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VI. Домашнее задание | 2 | § 9, задания 1–4, с. 99 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 27
Приложение
Притчи
Притча о пользе наук (притча от Власа Дорошевича)
Был в Китае богдыхан Цзан-Ли-О – да сохранится его имя в памяти людей до тех пор, пока существует наше отечество. Он очень интересовался науками, хотя сам едва умел читать и поручал всегда подписывать своё имя другому, чем очень пользовались ближайшие мандарины. Но так как, несмотря на это, он очень интересовался науками, то однажды Цзан-Ли-О и задал себе вопрос: «Для какого дьявола они существуют на свете?» И он приказал в определённый день созвать всех учёных для всенародного допроса.
Желание сына неба – закон для земли. У ворот всех университетов забили огромные барабаны, и глашатаи закричали:
– Эй, вы! Учёный народ! Бросайте-ка книги, идите в Пекин отвечать радости вселенной, нашему милостивому богдыхану, какую такую пользу приносят ваши науки.
В назначенный день на большой площади перед дворцом собрались все учёные люди Китая. Были тут такие старики, что их несли на носилках, но были и молодые учёные, которые казались старше самых старых стариков. Были учёные, так высоко задиравшие голову, что у них спинной хребет выгнулся назад, и они не могли бы с почтением поклониться при встрече даже самому богу. Были тут и люди, у которых спинной хребет сломался в угол от сидения за книгами. Были люди, награждённые за свою учёность. Были учёные с тремя, четырьмя, попадались и с пятью шариками на шапке. Были такие, которые носили трёхглазое павлинье перо. Были учёные и в зелёных куртках, и было даже несколько жёлтых кофт!
И все были, конечно, в очках, потому что очки, как известно, первый признак учёности. Учёные всегда близоруки.
Когда солнце вышло из-за облаков и засверкало на этих очках, богдыхан даже зажмурился. «Как горят у них глаза! – подумал он. – Словно ждут прибавки жалованья».
И богдыхан, оглядев толпу и увидав, что всё в порядке, сказал:
– В никогда не прекращающихся заботах о благе наших детей-китайцев решили мы выяснить вопрос: зачем это на свете существуют науки? Давно уже они существуют, и вот хотим мы узнать, для чего? А потому отвечайте нам прямо и откровенно, без утайки и безо всякой хитрости: зачем науки и какой от них толк? Начнём хоть с тебя! – указал он на знаменитейшего астронома. – Сам сын неба, с неба я желаю и начинать. Так будет мне приличнее.
Твоя наука самая высокая, ты первый и говори!
Знаменитый астроном вышел вперёд, отдал сколько полагалось по этикету поклонов и ласково сказал:
– Когда невежде приходится вечером выйти за чем-нибудь из дома, он, как свинья, смотрит только себе под ноги, а если и случится ему взглянуть на небо, он увидит только, что небо, словно оспой, покрыто звёздами. Другое дело, учёный астроном! Для него рисунки из звёзд – это слова, и он читает небо, как книгу: надо ли ждать наводнений, велики ли будут приливы и отливы вод, как будет светить солнце, сильно или не очень. Вообще, мы узнаём будущее.
– Будущее! Это любопытно! – сказал богдыхан. – А ответь мне, что делается теперь, в эту самую минуту, в Нанкине?
– Откуда же я могу знать это, светило вселенной! – униженно кланяясь, ответил астроном.
– Недурно! – воскликнул богдыхан. – Будущее-то вы знаете, а вот настоящего-то – нет! Лучше бы вы настоящее знали, чем будущее! Полезнее бы! А то будущее! Будущее! Самая, по-моему, твоя бесполезная и глупая наука! Следующий!
За астрономом стоял знаменитый историк. Такой, говорят, историк, что знал по именам всех китайцев, которые когда-либо жили на свете! Он распростёрся перед богдыханом и сказал:
– Образец добродетелей, великий правитель, равного которому даже я не знаю во всей истории Китая! Моя наука не возбудит, конечно, твоего мудрого гнева, как наука моего предшественника. Мы занимаемся прошлым. Изучаем его, отмечаем все промахи, ошибки, даже глупости.
– Наука, очень удобная для дураков! – воскликнул богдыхан. – Всякий дурак может сколько угодно безнаказанно делать глупости. Стоит ему сослаться на вашу науку, ведь глупости и ошибки, скажет он, делались всегда. Дурацкая наука! Убирайся!.. Ты чем занимаешься и какой толк от твоей науки?
Дрожащий учёный, к которому был обращён этот вопрос, поборол кое-как своё волнение и сказал:
– Мы изучаем вопросы государственного устройства. Как должно управляться государство, какие должны быть законы, какие права должны иметь мандарины, какие – простой народ.
– Должны! Должны! – крикнул богдыхан. – Как будто на свете всё делается, как должно. На свете никогда не делается всё, как должно. Поневоле, благодаря вашей науке, всякий будет сравнивать то, что есть, с тем, как должно быть, и всегда останется недоволен. Самая вредная наука! Прочь с глаз моих! Вон!.. Ты что нам расскажешь?
На этот раз вопрос был обращён к доктору.
– Нашу науку, – отвечал он с поклонами, – все признают полезной. Мы изучаем свойства трав и что из какой можно сделать – из какой вытяжку, из какой порошок, из какой бальзам. Мы собираем корни женьшеня и учим, что из них надо отбирать – которые больше всего похожи на человеческую фигуру. Мы сушим молодые, ещё мягкие рога оленя, толчём их и делаем из них навар, густой, как клей, и целебный, как воздух весны: он как рукой снимает все недуги. Конечно, когда человек здоров, ему не нужна наша наука, но если он не убережётся и заболеет, мы ему помогаем.
– Не убережётся! Пускай бережётся! – мягче, чем перед этим, но всё же с гневом, сказал богдыхан. – Только поощряете людей к легкомыслию. Решительно не понимаю, какой толк от всех ваших наук!
И, обратившись к знаменитейшему и величайшему поэту Му-Си, который жил как раз в это самое время, богдыхан приказал:
– Ты отвечай о пользе науки!
Му-Си вышел, поклонился, улыбнулся и сказал:
– Был у одного из твоих предков, сын неба, такой чудный сад, в котором росли такие чудные, душистые цветы, что не только пчёлы слетались со всей округи, но даже люди за милю и более останавливались, нюхали воздух и говорили: «Вероятно, сегодня дверь рая оставлена открытой». И забралась однажды в этот сад корова. Увидав, что из земли много кой-чего растёт диковинного, она начала есть цветы. Пожевала розу, но бросила, потому что наколола язык. Пожевала лилий, пощипала резеды, левкоев, взяла в рот жасмину и выплюнула. «Совсем никакого вкуса! – сказала корова. – Решительно не понимаю, зачем это люди разводят цветы!» По-моему, сын неба, корове лучше бы и не задавать себе этого вопроса.
Богдыхан рассердился и сказал:
– А отрубите-ка ему голову!
Палачи сейчас же здесь же отрубили Му-Си голову.
И, глядя на обезглавленное тело Му-Си, богдыхан задумался. Довольно долго думал, наконец, вздохнул и сказал:
– Один был умный человек во всём Китае, да и тот теперь помер!
Притча об образовании
Однажды звери в лесу собрались и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь, и они сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег. Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание. Рыба настаивала, чтобы в программу входило плавание, а белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям. Они объединили все эти вещи и составили расписание занятий. Потом они стали настаивать, чтобы все животные изучали все предметы.