Файл: Билет 1 Правила установки техники на месте пожара (вызова), прокладки рукавных линий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании квартальных норм эксплуатации устанавливаются нормы пробегов на календарный месяц.

Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин. Находящиеся в расчете и резерве пожарные машины должны быть в состоянии полной боевой готовности.

Боевая готовность пожарных машин определяется:

  • их исправным техническим состоянием;

  • заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;

  • укомплектованностью исправным пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил техники безопасности;

  • соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ Р50574-93.

Исправной считается пожарная машина, техническое состояние которой соответствует всем требованиям нормативно-технической документации (для пожарных судов и вертолетов - требованиям соответствующих нормативных актов).

Неисправной считается пожарная машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации и ее эксплуатация запрещается.

Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.

Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.

Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями заводов-изготовителей, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации.

Учет пожарных автомобилей и их работы

Учетными документами пожарных автомобилей являются:

  • свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;

  • формуляр;

  • журнал учета наличия, работы и перемещения автотехники;

  • эксплуатационная карта;

  • путевка основного (специального) пожарного автомобиля;

  • карточка учета работы автомобильной шины;

  • карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;

  • журнал учета технического обслуживания;

  • путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;

  • журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.


Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в пожарную часть.

Ведение формуляра осуществляет старший водитель, а при его отсутствии - начальник караула.

Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать: постоянную техническую готовность к использованию; надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы; безопасность движения; устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей; установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов; уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов; техническое обслуживание на пожаре (учении); техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения); техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО).

Технические обслуживания пожарных автомобилей (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.

Годовой план-график ТО-2 составляется отделом (отделением) пожарной техники, согласовывается с отделом (отделением) организации службы и пожаротушения и утверждается начальником УГПС, ОГПС.

Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 15 дней до начала года.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается начальником ТС гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения и утверждается начальником УГПС, ОГПС. Годовой план-график ТО-1 составляется по форме, аналогичной плану-графику ТО-2.

При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда

, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.

Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала года.

Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1.

Для проведения первого и второго технических обслуживавший пожарный автомобиль снимается с боевого дежурства и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого расчета на ТО пожарных автомобилей и замены их резервными определяется с учетом местных условий начальником гарнизона Государственной противопожарной службы.

Время пребывания пожарного автомобиля на техническом обслуживании не должно превышать:

  • ТО-1 - двух дней;

  • ТО-2 - трех дней.

Для каждого типа и модели пожарного автомобиля отделом (отделением) пожарной техники УГПС, ОГПС разрабатывается и утверждается дополнительный перечень работ по ТО на основании инструкций заводов-изготовителей.

Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы.

Он может выполняться по потребности или после определенного пробега.

Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как правило, по результатам предварительного диагностирования.

В соответствии с назначением, характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

  • для автомобилей: текущий; средний; капитальный;

  • для агрегатов: текущий; капитальный.

Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды в зависимости от климатических зон определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями и личным составом организуются занятия, на которых изучаются: особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей; способы и средства повышения их проходимости; особенности вождения; эксплуатационные материалы и нормы их расходования.

4. Порядок обкатки насоса ПН – 40У. Схема и основные параметры. ТО после обкатки и оформление документации

ТО насоса при работе в зонах чрезвычайной ситуаций

1. При работе насоса через каждый час смазывать сальники поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках.


2. Периодически проверять утечку воды через соединения и сальники насоса, вентили.

3. По окончании работы в зонах чрезвычайных ситуаций или учениив случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя, открыть краники и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краники закрыть.

При отрицательных температурах возджуха напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

Техническое обслуживание №1 насосов (ТО-1).

Проводят через 1000 км общего пробега, но не реже 1 раза в месяц.

1. Выполнить полный объем работ ЕТО.

2. Проверить работу вакуумного затвора, состояние пружин, клапанов и их по­садочных мест.

3. Проверить исправность краников, патрубков, задвижек, мановакуумметров, тахометра, счетчика наработки моточасов пожарного насоса, надежность крепления рабочего колеса на валу.

4. Проверить отсутствие посторонних предметов в полости насоса, состояние переднего подшипника и червячной пары привода тахометра.

5. Разобрать и прочистить пеносмеситель, проверить состояние его трубопроводов, кранов, обратного клапана.

6. Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени.

7. Проверить включение насоса и пеносмесителя.

Обкатка насосов должна заканчиваться их испытанием на напор и подачу при номинальной частоте вращения вала насоса. Испытание удобно выполнять на специальных стендах станции технической диагностики ПА в отрядах (частях) технической службы. Если таких стендов в гарнизоне пожарной охраны нет, то испытание производят в пожарной части. В соответствии с ОСТ 22-929-76 уменьшение напора насосов при номинальной подаче и частоте вращения рабочего колеса не должно быть более 5% номинального значения для новых насосов. Результаты обкатки насоса и его испытаний записывают в формуляр пожарного автомобиля.

После обкатки и испытаний пожарного насоса следует провести техническое обслуживание № 1 насоса. Особое внимание необходимо уделить работам по замене масла в корпусе насоса и проверке крепления рабочего колеса. Ежедневно при смене караула водитель должен проверить: -чистоту, исправность и комплектность узлов и агрегатов насоса и его коммуникаций внешним осмотром, отсутствие посторонних предметов во всасывающем и напорных патрубках насоса; -работу задвижек на напорном коллекторе и водопенных коммуникациях; -наличие смазки в сальниковой масленке и масла в корпусе насоса; - отсутствие воды в насосе; - исправность контрольных приборов на насосе; -подсветку в вакуумном кране,
лампу в плафоне освещения насосного отсека; - насос и водопенные коммуникации на “сухой вакуум”.

5. Заправка цистерны водой при установке автомобиля на водоисточник через насос (задвижка из насоса в цистерну)

Автоцистернами можно подавать воду на тушение пожара из цистерны, от водопроводной сети и из от­крытых водоемов, а также с помощью гидроэлеватора. Автоцистерны приспособлены подавать пену в очаги по­жара, а также перекачивать воду на большие расстоя­ния.

Установка ПА на водоисточник

На месте пожара ПА устанавливают на ровной площадке. Место установ­ки должно выбираться с таким расчетом, чтобы обеспе­чить удобную подачу огнетушащих веществ, не мешать движению транспорта и, в случае надобности, быстро отвести ПА на новое место.

Способ использования ПА определяется обстановкой на пожаре. ПА могут подавать воду или воздушно-ме­ханическую пену из цистерны, водопроводной сети или открытых водоемов, В последнем случае, если глубина всасывания больше 7 м, применяют гидроэлеваторы. ПА могут также использоваться для перекачки вода на большие расстояния.

При работе на ПА запрещается без команды пода­вать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора ПА.

Работа ПА с неисправными контрольно-измеритель­ными приборами не допускается. В ночное время долж­ны быть включены освещение в насосном отделении, кабине и сигнальные фонари

На автоцистернах, как правило, используют воду из цистерн. В этом случае ПА устанавливают так, чтобы тепловой поток от пожара не оказал воздействия на ПА.

При установке ПА на водоисточник, особенно от­крытый, необходимо выбирать удобное и безопасное место для подъезда. Оно должно быть таким, чтобы высота всасывания не превышала 7 м и были исключе­ны резкие перегибы всасывающих рукавов.

Установив ПА, необходимо при работающем двига­теле поставить его на ручной тормоз и подготовить по­жарный насос к забору воды. Для этого следует выклю­чить сцепление, включить коробку отбора мощности, а затем плавно включить сцепление. При этом крутя­щий момент будет передаваться на вал насоса. Для по­дачи воды устанавливают частоту вращения вала дви­гателя не более 800...1000 мин-1 и выключают сцепление рычагом в насосном отделении.