Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1252

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды

1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ

Заключение

Список литературы



Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам).

В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок,  работу как можно лучше.

Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Эффективным в развитии творческого воображения является обращение к интеграции различных видов художественной деятельности, поскольку дети наиболее результативно и прочно усваивают информацию, которая проходит через все анализаторы: зрительный, тактильный, слуховой.

Однако на практике возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения используется не в полной мере, недостаточно разработано содержание педагогической работы.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элемента опыта, схематизации и детализации образов.

Развитию воображения способствуют:

- ситуации незавершенности;

- разрешение и даже поощрение множества вопросов;

- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

- билингвистический опыт;

- позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

- конформность;

- неодобрение воображения;

- жесткие полоролевые стереотипы;

- разделение игры и обучения
;

- готовность к изменению точки зрения;

- преклонение перед авторитетами.

Воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта школьника.

Список литературы


  1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.

  2. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. – 112 с.

  3. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская - М.: Теревинф, 2014. - 49 c.

  4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

  5. Егиазарян, А.Д. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.Д. Егиазарян // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 87-88

  6. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.

  7. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших школьников. – М., 1980.

  8. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176 с.

  9. Крутецкий, В. А. Психология / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 1974.– 335с.

  10. Курочкина, М.Т. Методы развития творческих способностей младших школьников / М.Т. Курочкина // Воспитание школьников. – 2016. – №4. – С.48-50.

  11. Люблинская А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.

  12. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

  13. Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I.

  14. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2000.

  16. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. - 356с.

  17. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055.

  18. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

  19. Воображение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/48787/1/Волкова%20-%2023_учебные%20материалы_2020.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

  20. Методические приемы развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях объединения декоративно - прикладного искусства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/268160-metodicheskie-priemy-razvitija-tvorcheskogo-v (дата обращения: 22.01.2023)

  21. Младший школьный возраст. Общая характеристика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psihogrammatika.ru/?p=728 (дата обращения: 22.01.2023)

  22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lektsii.org/14-57623.html (дата обращения: 22.01.2023)

  23. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfile.net/preview/5248452/ (дата обращения: 22.01.2023)

  24. Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.ru/3_34556_ponyatie-voobrazheniya-funktsii-svoystva-i-vidi-voobrazheniya.html (дата обращения: 22.01.2023)

  25. Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studbooks.net/1278113/pedagogika/priyomy_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_zanyatiyah_dekorativno_prikladnym_tvorchestvom (дата обращения: 22.01.2023)

  26. ПСИХОЛОГИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://shporgaloshka.ucoz.ru/psikhologija-konspekt_lekcij.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

  27. Психологическая характеристика младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.ru/12_92866_psihologicheskaya-harakteristika-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 22.01.2023)

  28. Тема 3.4. Воображение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/48787/1/Волкова%20-%2023_учебные%20материалы_2020.pdf (дата обращения: 22.01.2023)





1 Тема 3.4. Воображение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/48787/1/Волкова%20-%2023_учебные%20материалы_2020.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

2 Воображение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/48787/1/Волкова%20-%2023_учебные%20материалы_2020.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

3 ПСИХОЛОГИЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://shporgaloshka.ucoz.ru/psikhologija-konspekt_lekcij.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

4 Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.ru/3_34556_ponyatie-voobrazheniya-funktsii-svoystva-i-vidi-voobrazheniya.html (дата обращения: 22.01.2023)

5 Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfile.net/preview/5248452/ (дата обращения: 22.01.2023)

6 Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lektsii.org/14-57623.html (дата обращения: 22.01.2023)

8 Крутецкий, В. А. Психология / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 1974.– 335с.

9 Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.

10 Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. – 112 с.

11 Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I.

12 Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055.

13 Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. - 356с.

14 Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055.

15 Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская - М.: Теревинф, 2014. - 49 c.

16 Курочкина, М.Т. Методы развития творческих способностей младших школьников / М.Т. Курочкина // Воспитание школьников. – 2016. – №4. – С.48-50.


17 Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

18 Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

19 Младший школьный возраст. Общая характеристика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psihogrammatika.ru/?p=728 (дата обращения: 22.01.2023)

20 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ И. С. Гессен — М.: «Школа-Пресс», 1995. — 376 с.

21 Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.

22 Люблинская А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.

23 Психологическая характеристика младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.ru/12_92866_psihologicheskaya-harakteristika-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 22.01.2023)

24 Психологическая характеристика младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studopedia.ru/12_92866_psihologicheskaya-harakteristika-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 22.01.2023)

25 Приёмы развития творческих способностей у младших школьников на занятиях декоративно-прикладным творчеством [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studbooks.net/1278113/pedagogika/priyomy_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_zanyatiyah_dekorativno_prikladnym_tvorchestvom (дата обращения: 22.01.2023)

26 Методические приемы развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях объединения декоративно - прикладного искусства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/268160-metodicheskie-priemy-razvitija-tvorcheskogo-v (дата обращения: 22.01.2023)

27 Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших школьников. – М., 1980.

28 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2000.

29 Егиазарян, А.Д. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.Д. Егиазарян // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 87-88