Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1243

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды

1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ

Заключение

Список литературы

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников


Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. 

Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.19

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность.

В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность.20

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию.

Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности.

Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей.
21

Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия.

Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока.22

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта.

Интеллект еще не знает самого себя.

2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.23

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют:

- группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане;

- "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия;

- "художников", с ярким, образным мышлением.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий.

Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. 

Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие "бросающиеся в глаза" свойства - в основном цвет, форма и величина.

Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.



Память – приобретает выраженный познавательный характер, ребенок начинает осознавать мнемическую задачу (задача запомнить), но память носит непроизвольный характер.

Эмоции влияют на долговременность запоминаний.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.

Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями.

Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный.

С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью.

Многие из них, на протяжении всего обучения в начальной школе, механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму.

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания (деление текста на части).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. 

Без достаточной сформированности этой психической функции, процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут.

Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость.

Способность к произвольному вниманию 10-15 минут.24

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству


Декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества.

Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности.

Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.

На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем.

Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства.

Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.25

Способность к созданию нового, потребность в творческой деятельности в настоящее время признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими исключительными, а включенными в жизнь человека феноменами.

Одной из актуальных проблем начального обучения является развитие творческих способностей детей.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

К сожалению, с течением времени они необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

В психолого-педагогической литературе творческое воображение рассматривается как самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

Таким образом, воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
26

Принципы обучения детей декоративному рисованию

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства.

Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2 Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края.

В младшем школьном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой.

В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, о ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности.

3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства.

Н. П. Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант — это применение подлинных предметов-образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров.

Это действительно трудно сделать в массовой практике, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для обучения детей не создаются.

Однако данное высказывание важно, поскольку подчеркивает приоритетность, главенство одних методов обучения и подчиненность других.

В частности, первичность применения метода рассматривания (обследования) подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи.

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия в форме собственной изобразительной деятельности.

Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.27

В сущности, занятия декоративно-прикладным искусством это одновременно знакомство народными произведениями искусства и создание на этой основе собственных творческих продуктов.

Существуют занятия, где ребенок свободно