Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1241
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение.
Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.
В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком.
В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями.
Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание
Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию.
Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей.
В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.
Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение.
Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.
Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.
При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
Особой формой воображения является мечта.
Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. 6
Рис. 2 Виды воображения
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.7
1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников
Внимание к проблеме творческого развития личности в трудах психологов и педагогов появилось сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад.
Поэтому проблема развития воображения хотя и привлекает к себе огромный интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания.
Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.
Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ.
Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.8
Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.
Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов.
В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению.
Н. А. Шинкарева, А. А. Иванова, творческое воображение необходимо развивать с самого раннего возраста создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать.9
А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием.
По мнению Р. Ассаджиоли: «функция воображения — построение и создание образов — была признана важнейшей человеческой способностью».
С. Ариети; С. Парнс изучали роль воображения, они указывали, что «роль воображения в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения».
Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что «качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта».10
Р. С. Немов подчеркивает то, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.11
Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны».
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей.
Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Как отмечает Запорожец А. В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение.
А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.
Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. 12
В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы.
Но этого недостаточно
, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане.
Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения.
Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно.13
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными.
Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.14
Формированию творческого воображения и развитию личности ребенка способствует игра.
Именно эта особая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром развивает творческое воображение, что позволяет параллельно развиваться и остальным психическим процессам.
Необходимо отметить, что человек не рождается со сформированным воображением.
Развитие воображения осуществляется в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в последующем будут служить материалом для создания образов воображения.
Воображение формируется в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, развития его высших психических функций.
Творческое воображение есть вид воображения, которое основывается на самостоятельном создании образов, не существующих доселе, либо это модификация знакомого образа, наделение его новыми свойствами.15
Творческое воображение развивается при целенаправленной деятельности.
В образовательной организации это достигается на уроках труда и изобразительного искусства, и реализуется путем осуществления двух аспектов обучения: работа по приобретению технических приемов (репродуктивные методы); развитие творческих способностей (различные творческое методы).