Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1253
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, творческое воображение представляет собой процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения) не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте.16
1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству
Развитие творческих способностей у детей — это задача не на один день. Сколько угодно можно призывать человека быть творческой личностью, творчески работать, но все это будет бесполезно.
Тут важно соблюдать несколько приёмов:
Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству нами используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли — конструктора, художника, гримера, которые способствуют развитию творческих способностей.
При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д.
Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Далее могут быть задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур).
На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом.
Творческие занятия должны быть систематичными. Если ребенок будет посещать занятия не регулярно, от случая к случаю, то лучше не браться за это вовсе. У детей должно быть
много разнообразной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.
Творчество подразумевает наличие материалов. Нельзя создать «что-то» из «ничего». Из «плохого» материала не получится «хорошего» продукта. Декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.
На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться.
Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца. Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия — удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции.
Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд — от этой неумолимой зависимости никуда не деться (Т.Н. Дмитриенко, педагог ЦРТДиЮ). Творчеством ребенка надо интересоваться.
Необходимо радоваться успехам сына или дочери, хвалить их! Родители, которые не жалеют времени и сил на развитие творческих способностей ребенка — это любящие и заботливые родители. Они интересуются внутренним миром ребенка и делают все, чтобы ребенок научился раскрыть свои таланты и отточить умения «до блеска».
17
Выводы по первой главе.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художественно-эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубокую древность и в течение многих веков развивалось в народных художественных промыслах.
В настоящее время приобрела актуальность такая задача, как развитие творческой личности младших школьников. Данную задачу подтверждает ряд государственных документов Российской федерации, таких как Закон Российской Федерации «Об Образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Содержание данных документов подчеркивает значимость образования обучающихся, у которых формируется мотивация к учебной и творческой деятельности, развиваются творческие умения и творческий потенциал в различных видах учебной деятельности. Данные документы ставят перед педагогами необходимую задачу, в ходе которой через данный процесс ребенок развивает творческие способности, у него пробуждается инициатива и самостоятельность принимаемых решений. Именно поэтому в образовательной сфере на сегодняшний день особое внимание уделяется проблеме формирования интереса художественнотворческого развития у младших школьников.
Исследование творческого мышления наиболее активно началось во второй половине ХХ века. Тогда были составлены первые диагностические задания, показывающие уровень развития творческого мышления, путем эксперимента начали изучаться процессы творчества детей и подростков. В это же время разрабатывались первые учебные программы, способствующие формированию и развитию творческих способностей. Именно тогда были выявлены некоторые психологические качества творческого мышления: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого.
Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.18
Таким образом, творчески мыслящий человек нуждается в самовыражении, передаче собственных чувств и мировосприятия не оглядываясь на мнение большинства, потому что новшества всегда вызывают недоверие. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.