Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1245

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды

1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ

Заключение

Список литературы

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ


Тема занятия: «Её величество линия».

Цель занятия: Дать представление об использовании выразительных возможностях линии в рисунке, через знакомство с литературным произведением.

Задачи:

Образовательные:

-  Совершенствовать композиционные навыки;

- Учить видеть линии в окружающем мире, использовать выразительные возможности линии, формы, цвета;

Развивающие:

-  Формировать духовно-нравственную и эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в искусстве и в жизни;

-   Укреплять межпредметные связи (ИЗО, литература).

Воспитательные.

-  Воспитывать в детях доброту и человечность, коммуникабельность, креативность.

-  Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Здоровьесберегающие.

-  Формировать навыки ЗОЖ через использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование кабинета:

Различные художественные материалы, рисунки педагога, классная доска, бумага, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, гелевые  ручки и т.д.

Ход занятия.

Организационный момент.

Актуализация имеющихся знаний.

Дорогие мои дети,  Много есть чудес на свете

Три приятеля больших –

Точка, линия и штрих!

Штрих – от линии кусочек,

Точка – маленький кружочек,

Ну а линия большая,

И прямая, и кривая, Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться.

Может сеточки плести, Ведь она всегда в пути.

Педагог читает стихотворение, одновременно на листе бумаги рисует линии кистью, фломастером, пастелью, маркером.

Педагог: Угадали, кто герой нашего занятия? Правильно – Её величество линия. Вспомните, какие бывают линии? Назовите. Где мы в жизни можем увидеть различные линии? (Ответы детей)  

Рассказ педагога.

Язык линии понятен людям всей земли. Линии окружают нас повсюду.

Вопрос детям: Какие линии вы можете перечислить? (Ответы детей)

Правильно, это линия горизонта, дороги, стволов деревьев, мостика, берега реки, облаков... Овладев выразительными возможностями линии, вы сможете на рисунке показать практически всё. Блеск молнии, ветер, чудеса сказки и мечту человека. В этом смысле изобразительное искусство близко литературе, которая рассказывает, но не показывает. А рисунок может показать!


Подумаешь какие-то линии, чёрточки, закорючки, скажете вы. Ан нет. Я вам расскажу сказку. О чём? Сейчас услышите.

Сказка о деревьях-характерах.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, непохожую на других форму, свою особенность.

На одном дереве ветвь Отношения к людям была  пряма и устремлена вверх, потому, что несла черту Правдивости, а на другом была скрючена кольцом Лжи.

Где-то ветвь, Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то, где-то прогибалась до земли от своей приниженностью, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства.

Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими.

А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие Характеры настолько податливы, что их стволы можно запросто мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры... Иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.



Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно только, изучая самого себя и свои поступки.

Выполнение творческого задания.

Педагог. Ребята, вам понравилась сказка? О чём она? Почему она называется «Сказка о Деревьях-Характерах»? (Ответы детей) Двух одинаковых деревьев в мире нет, у каждого есть свои особенности. Так же и люди – все разные...

Педагог. Я предлагаю вам создать свой Волшебный лес. Хотите? Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить свой характер в виде дерева. Сами выбирайте художественный материал (краски, фломастеры, маркеры и т.д.). В конце занятия все рисунки соединим. Помните, что от каждого из вас будет зависеть, каким будет Волшебный лес.

Итог урока.

Педагог. Обратите внимание: в нашем лесу нет ни одного некрасивого дерева. Все по-своему хороши. А это значит, что вы все замечательно справились с заданием. Молодцы!

Подводится опрос детей. Как помогла линия выразить свой характер? Какая работа кажется наиболее выразительной, удачной? Почему? Дети с помощью педагога учатся анализировать цвет и форму деревьев, технику выполнения задания, аккуратность выполнения работы и т.д.

Выставка работ. Педагог и учащиеся совместно решают, кто активно работал на занятии, кто более точно выразил суть своего характера, кто был особенно трудолюбив и кропотливо выполнял свою работу.

Выводы по второй главе.

Критериями сформированности интереса младших школьников к художественно-творческой деятельности средствами декоративно - прикладного искусства, а именно художественно-творческой деятельности являются:

  • владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками,

  • развитие художественно-образного восприятия окружающего мира, художественно-творческая активность ребенка.

Выявленные критерии и показатели позволили проследить положительную динамику формирования интереса и могут быть использованы учителями начальных классов.

Эффективность работы обеспечивается соблюдением следующих условий:

‒ наличие развивающей художественно-эстетической среды в роли движущей силы в целостном процессе становления детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности;


‒ партнерское взаимодействие с педагогом на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования интереса;

‒ поэтапная реализация уроков, с применением разнообразных форм и методов обучения, с учетом возрастных и психологических особенностей;

‒ индивидуальный подход в процессе обучения.


Заключение


Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. 

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции.

Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент.

Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве.

Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.

Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти.

Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия.

Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной.

Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.