Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1248

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды

1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ

Заключение

Список литературы

выбирает тему для творчества и показывает, чему он научился по декоративно-прикладному искусству.

Таким образом, в работе по освоению младшими школьниками декоративно-прикладного искусства мы выделяем следующие этапы:

  • ознакомительный (знакомятся с произведениями народного искусства, историей возникновения ремесла, предметами народного промысла);

  • содержательный (определяют знаковые элементы орнамента, изучают элементы росписи и лепки);

  • творческий (проявляют творчество в расстановке элементов, выборе фона и т.д.).

На первоначальном (ознакомительном этапе) эффективно использовать информационно-перцептивный метод, который направлен на организацию и обеспечение восприятия, ознакомления и запоминания новой готовой информации.

Этот метод может использоваться при ознакомлении с произведениями народного искусства, их особенностями.

Эффективным способом ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод творческих заданий.

В нем сочетается и восприятие народных образов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве.

В основе методики творческих заданий находится принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки.

Таким образом, ребенок может приступить к более сложной задаче только тогда, когда осилит предыдущую.

В процессе творческих заданий дети знакомятся с работой мастеров на выставках, в музеях, рассматривают иллюстрации, таблицы с орнаментами.

Все это способствует расширению художественно-эстетического опыта ребенка, является стимулом развития его творческого воображения.

На содержательном этапе используется репродуктивный метод, который направлен на закрепление у младших школьников способов деятельности, суть и образец которых уже известны. Например, закрепление на практике основных элементов росписи филимоновской игрушки. Здесь уместно использовать прием показа способов изображения, он может быть частичный, полный, индивидуальный.

На таких занятиях ребенок, повторяя за учителем, закрепляет навыки лепки и росписи, создает «платформу» для творчества.


Педагог помогает ребенку приобрести опыт, чтобы потом синтезировать, разделять, и на основе старого создавать новое, то есть быть свободным в своем творчестве.

Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющий запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения.

На творческом этапе используется эвристический метод, который направлен на поиск орнаментов, элементов росписи, необходимых для воплощения замысла. Здесь может быть применен метод творческих заданий.

Например, в изучении гжельской росписи детям предлагается создать эскиз росписи чайного сервиза.

Для одаренного ребенка особо ценным является его самостоятельная деятельность, в которой он проходит все этапы творческого процесса от вынашивания замысла до воплощения его в конечном творческом продукте.

При реализации данных этапов на уроках технологии нами используется метод творческих тематических заданий.

Начиная с ознакомления и освоения самого элементарного, ребенок в конечном итоге может выполнять уже более сложные задачи и вместе с тем его интерес поддерживается в течение нескольких уроков.

Кроме этого младший школьник получает базу знаний, опираясь на которую в дальнейшем, он сможет творить сам.28

Творческое воображение обучающихся в декоративно-прикладной деятельности развивается в разных направлениях:

  • предварительное создание эскизов на бумаге;

  • продумывание элементов узора и их расположении;

  • создание продуктов декоративно-прикладной деятельности;

  • умение подобрать способ оформления предмета;

  • способность перенести задуманный декоративного узора на изделие.

При создании комплекса занятий по развитию у обучающихся творческого воображения были реализованы следующие принципы:

  • развивающего и воспитывающего характера обучения;

  • научности содержания и методов учебного процесса;

  • принцип наглядности;

  • принцип сознательности и творческой активности;

  • систематичности и последовательности от простого к сложному;

  • принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера и объема занятий уровню развития, подготовленности детей;

  • принцип научности предполагает разработку занятий на основе теоретических исследований развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста;

  • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности.


Развитию творческого воображения обучающихся младших классов будут способствовать такие условия, как личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и обучающимся, стимуляция мотивации обучающегося, формирование потребности в декоративно-прикладной деятельности.

Для развития творческого воображения в декоративно-прикладной деятельности важны следующие методы:

  • метод практического развития (своевременная помощь со стороны педагога, чтобы получить качественный продукт деятельности и формировать самооценку и веру в себя);

  • поисково-конструктивный метод (получение необходимых УУД своевременно и в достаточном объеме);

  • метод творческо-активной деятельности (используя приобретенный опыт и знания, у обучающегося возникает желание самостоятельного выполнения творческих заданий и создания нового продукта);

  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости.

К педагогическим методам, которые используются на занятиях по развитию эстетических представлений, относятся:

  • словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

  • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые объекты, явления, наглядные пособия);

  • практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Применение этих принципов и методов в ходе реализации комплекса занятий должны обеспечить эстетическое и художественное развитие обучающихся, и способствовать развитию их творческого воображения и личности в целом.29

Представленные ниже игры и упражнения позволят тренировать процесс воображения младших школьников.

Упражнение «Три краски»

Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).

Игра «Отгадывание теней»

Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения
, которые должен отгадать ребенок и рассказать, что ему увиделось.

Игра «Использование предметов»

Ребёнку предлагается придумать, как ещё можно использовать окружающие его предметы. Пофантазировать, найти новое, необычное применение.

Упражнение «Три слова»

Предложите ребёнку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

Слова для работы: Дворец бабушка клоун; Разбойник зеркало щенок; Торт озеро кровать.

Чем больше фраз предложит ребёнок, тем в большей степени развито у него воображение.

Игра «Круги на воде»

Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребёнка и словарного запаса. Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть ребёнка на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Предложите ребёнку любое слово, например «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связано со словами на букву «л».

- Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву

- Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на слог «ли».

- Расставьте буквы слова в столбик и предложите написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы: Л-лето; И – иней; М-молоко; О – облако; Н-няня и т. д. Предложите ребенку из всех наработанных слов придумать рассказ.

Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность школьника. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Например: 

ЗАДАЧА - простая, сложная, трудная, непонятная; 

СТИХОТВОРЕНИЕ - красивое, любимое, большое, трудное и т. д.

Упражнение «Выведение следствий»

Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим условием для успешной учёбы. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт.. .». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:

«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»

Чем более подробно и оригинально отвечает ребёнок, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения.


Упражнение «Рифмоплёт»

Ребёнку предлагается такая игра: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (например, мост - хвост). Взрослый может называть первое слово, а ребёнок рифмует его с другими словами.

Заданные рифмы: Сад - виноград. ; Рад – акробат; Лето – котлета; Шутка – жутко; Мишка – книжка; Врач – грач и т. д.

Упражнение «Дорисуй облака»

Ребенку необходимо определить, на что похожи рисунки-облака и дорисовать их. Бланк с рисунками - облаками предлагается в произвольном варианте.

Упражнение «Составление изображений из объектов»

Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур. Предлагаются наборы геометрических фигур (круг, треугольник, трапеция, и др.) Каждую фигуру можно использовать многократно. Ребёнку предлагается поразмышлять, пофантазировать, какие объекты из этих фигур могут получиться. Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, радость, дождь, клоун.