Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
такая система научного знания, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII–XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора.

3. Существенный признак постнекласстеской науки (вторая половина XX в.) – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Для постнеклассической науки в целом характерна ситуация единения (но без потери “лица”) физики, химии, биологии. 

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовско-го) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности. Периодизация наук– это развертывание по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов).


Существует два основных вида периодизации:

1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа);

2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.


  1. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

До VII века до н. э. Греция была периферией ближневосточной цивилизации. Греки учились у Востока: они позаимствовали у финикийцев алфавит и конструкцию кораблей, у египтян – искусство скульптуры и начала математических знаний. Знаменитый философ Пифагор долго жил в Египте, пытаясь познакомиться с жрецами и проникнуть в их тайны; он привез из Египта теорему Пифагора и магию чисел.

. Существуют две дополняющие друг друга концепции, которые объясняют причину культурного переворота в древней Греции, разработанные М. Петровым и А. Зайцевым.

М. Петров рассматривает переход от традиционного общества, где господствовало земледелие, к нетрадиционному обществу, в котором стало возможным создание науки, философии, развитие искусства. для традиционного общества характерна жесткая специализация людей (каждый человек, семья — носители определенной профессии). В этот период на земле должно было работать не менее 80% населения.

Причиной разрушения традиционного общества и жесткой специализации стал пиратский корабль. Греки подвергались постоянным набегам пиратов, и поэтому гончары, скорняки, земледельцы вынуждены были становиться мореплавателями и защищаться от пиратов.
В концепции А. Зайцева причины греческого чуда» объясняются психологическими факторами. Выделяются особенности общественной психологии древних греков. Оказывается, что хозяйственная и политическая жизнь греческих городов-полисов пронизана соревновательным духом — духом конкуренции.
Выдающийся древнегреческий ученый и изобретатель Архимед вычислил площадь круга, сформулировал объемы поверхности цилиндра и шара, ввёл понятие центр тяжести», сформулировал ((закон рычага» и т.д.

Значительный вклад в развитие теоретического мышления внесли древнегреческие философы. Возникает, в частности, атомистика, крупнейшим представителем которой является демокрит. Все сущее состоит из атомов и пустоты. Атомы — это пределы делимости, неделимые далее первоначала бытия.



Вершиной древнегреческой философии, а также науки является учение Аристотеля. Аристотель внес вклад не только в философию, но и в науку. Он считается основоположником биологии, политологии, формальной логики — логики доказательств. Пример силлогизма:

1) Все люди смертны

2) Сократ человек

3) Сократ смертен

достижением античной науки является геоцентрическая система Птолемея. Он математически строго представил, что Солнце, Луна, другие небесные светила движутся вокруг неподвижной Земли. В результате впервые стали возможными вычисления движения планет. На основе учения Птолемея были составлены астрономические таблицы, каталоги звёзд, которые использовались в мореплавании. Система Птолемея (ибо он римлянин) господствовала в астрономии 1500 лет.

Таким образом, для античного мышления характерно обращение к теоретическим научным построениям. Предпринята попытка создания «верхнего этажа» науки — теории.


  1. Средневековая наука.

Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Поэтому в этот период и наука, и философия были подчинены теологии.
Также этот период характеризовался становлением образования и появлением
СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ – одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов:
1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы?

2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания?
В зависимости от ответа сложились три направления:
1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей;

2) номинализм – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей;

3) концептуализм – сформировал учение о трояком существовании универсалий:
а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (БЛАЖЕННЫЙ) – видный представитель периода средневековья, который в своем труде «О граде божьем» разработал идею творения мира Богом по своей воле из ничего, рассматривая Бога как высшее благо.
Созданный Богом мир иерархично организован и представляет собой лестницу существ, восходящую к создателю мира. На вершине этой лестницы стоит человек, созданный Богом по своему образу и подобию. Живой мир отделен от человека непроходимой стеной (в нем нет души). Жизнь человека божественно предопределена. Человек – двойственное существо, в нем соединяются природное материальное тело и разумную душу. Душа человека бессмертна. Сущность духовной жизни – воля. Воля выше разума, высший акт воли – вера, поэтому вера выше разума (сначала человек должен уверовать в Бога, а потом познавать его). Имея душу, человек действует свободно, ибо обладает свободой воли, но все, что делает человек, делает через него Бог.
РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (1175-1253) – основатель средневекового натурализма, создал основы опытного экспериментального естествознания и сформулировал правила включения опытных данных в научное исследование:
1) изучение явлений начинается с опыта;

2) на основе анализа опытных данных формируется гипотеза;

3) из гипотезы выводятся дедуктивные следствия;

4) в заключении осуществляется опытная проверка следствий.
УИЛЬЯМ ОККАМ (1300-1349) – представитель номинализма, проклятый церковью за идею разграничения власти церкви и государства. Утверждал, что светская и духовная власть должны действовать раздельно. Материальная субстанция не имеет ни начала, ни конца, она вечна и не нуждается в идеальных формах.
Учение Оккама называется «терминизм», поскольку объектом знания признаются не сами вещи, а их заместители – знаки вещей. Термин состоит из знака и слова, замещающего содержание понятия. Он различает первичные термины, относящиеся к самим вещам, и вторичные, которые представляют собой знак знака.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБСКАЯ НАУКА – наука стран арабского Востока (VII по XIII вв.), воспринявшая достижения античного мира, которая формируется в период правления Мухаммеда, объединившего территории Аравийского полуострова, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки. Багдадские халифы покровительствовали наукам. На арабский язык были переведены сочинения Аристотеля, Птолемея, Архимеда. Активно развивались земледелие и торговля, геодезия и географии, математика и военное дело астрономия и философия.

Известным арабским астрономом и математиком был Ал-Батани, который в своей «Книге по астрономии» развивает учение Птолемея и вводит понятие «синус» и «косинус».
Арабы создали, вернее заимствовали у индусов особую цифровую систему (отсюда «цифра» по-арабски означало «нуль»).
Крупным математиком, известным поэтом был Омар Хайям, который в своих математических сочинениях изложил решения алгебраических уравнений до 3-й степени включительно, расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа.
Развивалась медицина и алхимия. Арабы пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир молодости, описывали свойства ряда химических соединений, необходимых для медицины (производили спирт как антисептик).
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА – наука периода от заката античной культуры до эпохи Возрождения включительно, который называют «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской империи под нашествием варваров и проникновение религии во все сферы духовной культуры, что значительно замедлило развитие Западной Европы. С утверждением христианства радикально изменилась система ценностей. Сформировалась новая картина, новое мировоззрение и новый строй мышления.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) – видный представитель схоластики. На основании идеи Аристотеля о материи и форме он разработал концепцию утверждающую, что каждая природная вещь есть сочетание материи и формы. Высшей формой является Бог, который есть также первоначало и движущая сила мира. Бог первичен и действителен по отношению к миру, материальный мир – возможность по отношению к Богу.
Ему принадлежат пять рациональных доказательств бытия Бога:
1) доказательство от движения – всякое движение нуждается в толчке, следовательно, должен существовать «первотолчок», приводящий в движение мир в целом (им может быть только Бог);
2) доказательство от причины – в мире реализуются цепи причин и следствий, следовательно, должна существовать первопричина – Бог;
3) доказательство от необходимости – любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе, следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер (это и есть Бог);
4) доказательство от совершенства – все существующее может быть представлено как «лестница совершенств», она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог;