Файл: Методы и формы научного познания. Диалектика истины. Научное познание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вместе с тем в историзме присутствует внутреннее противоречие, которое состоит в том, что «вне истории» не может находиться не только объект познания, но и субъект. Самому исследователю следует понимать и осознавать свою историчность, принадлежность к определенной эпохе, традициям, культуре, школе.

Выдающаяся роль в развитии идеи историзма принадлежит Г. Геге- лю — автору «трех законов диалектики». В его учении исторический процесс выступал как процесс саморазвития духа и абсолютной идеи. Материалистическое понимание истории, вошедшее в обществознание под названием «исторический материализм», было ясно и последовательно выражено в доктрине К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Исторический прогресс объяснялся ими как процесс, в ходе которого происходит разрешение противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Разрешение это выглядит как социальная революция.

После К. Маркса историзм утратил свое сугубо материалистическое толкование, вера в законы исторической необходимости была поколеблена. «Историзм предстал как установка на изучение духа культуры, континуальность исторического опыта, человеческого переживания жизни. Когда универсальность западноевропейского линеарного прогресса провозглашалась эталонной и доминирующей, историзм превращался в европоцентризм, который игнорировал историческое многообразие различных культур» 

Социально-гуманитарное познание имеет дело с исторически изменяющейся действительностью, уникальными историческими событиями. Постоянная текучесть жизненных обстоятельств, динамика социальных и культурных перемен предполагает наличие элементов такого явления, как релятивизм.


Релятивизм предполагает, что в мире все относительно, все условно и нет никаких абсолютов. Противоположностью релятивизма является догматизм (от лат. dogma — непререкаемая истина), абсолютизирующий устойчивость и неизменность выводов, полученных в ходе познавательной деятельности».

Историзм — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.

Психологизм — это философский подход, утверждающий роль и значение в познавательной деятельности реальных психологических механизмов и особенностей человеческого мышления. Установки психологизма являются достаточно весомыми в теоретико-познавательной деятельности в силу того, что объект, включенный в познавательную деятельность, не может не зависеть от восприятия субъекта.
Плюрализм, релятивизм, психологизм, историзм в социальногуманитарных науках поднимают вопрос о критериях истинности — правилах оценки результатов познания на основании их соответствия стандартам науки. Они задаются набором предписаний, императивов, запретов, совокупностью экспертных установок.

Для социально-гуманитарного знания весьма популярным критерием истинности выступает общезначимость. Истинно то, что принято и признано всеми или большинством ученых. Однако если исходить из этого критерия, то истинность может быть приписана и заблуждениям: утопическим проектам, идеологическим догмам, а также живущим в массовой психологии многочисленным суевериям по поводу леших, домовых, русалок и т.п.



  1. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных направлениях и аспектах.
Во-первых, как передача информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию.
Во-вторых, коммуникативность исследуется как профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также «невидимые колледжи» — неформальные объединения, личное общение конкретных ученых.


В последнее время в рамках социологии складываются новые парадигмы для социального познания, опирающиеся на «социологию человека и среды» и теорию социальной коммуникации как универсального социокультурного механизма.
В методологии и философии науки разрабатывается идея о коллективном субъекте как носителе познавательного процесса — одного из видов коммуникативной деятельности.
Индивидуальный субъект включен одновременно в различные системы познавательной деятельности, с их стандартами и нормами, которые интегрируются в нем в некоторую целостность, являющуюся необходимым условием его единства.
Межчеловеческие коммуникации относятся к «глубинной структуре» познающего субъекта, затрагивают его сущность. В науке коммуникации предстают как диалог и рациональная критика. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой оба они изменяются.
Коммуникативный аспект познания наряду с культурно-историческим, социально-психологическим и лингвистическим аспектами в полной мере выражает социокультурную природу познания. Коммуникации складываются в целостную систему различных интерсубъективных, межличностных, массовых формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений и тем самым предстают как феномен, чутко улавливающий и фиксирующий изменения ценностных ориентации научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, отражающих, в конечном счете, изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом.



  1. Вера и знание в социально-гуманитарных науках.


Знание воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, исключает заблуждения и ложную информацию, опирается на факты и практическую деятельность людей.

В социально-гуманитарных науках знание всегда сочетается с верой и сомнением, т.к. вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем.

Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира.


Вера бывает:

· религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),

· теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).

Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего, в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании.

Вера в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках:

· она придает уверенность в возможности познания истины,

· объединяет людей в определенные школы,

· дает людям надежду на лучшее будущее.

Недостатки веры в социально-гуманитарных науках:

· основанность веры преимущественно на чувствах,

· преувеличение в ней доли абсолютного в истине,

· ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифов.

Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.

Главные цели социально-гуманитарных наук: минимизировать влияние веры и сомнения при постижении истины за счет разработки утонченных процедур и методик социально-гуманитарного познания и использовать их положительные стороны для совершенствования социального познания.



  1. Проблема интерпретации в социогуманитарном познании.

Исслед-е понимания, его рационализация происходит через такую категорию как интерпретация. Являясь неким необх условием для понимания, интерпретация составляет фундамент понимания. Для гум наук проблема интерпретации заним особое место. Гум науки сущ-ют в усл-ях принципиальной множественности интерпретаций одних и тех же объектов. Гум науки сохр внутр возм-ти для разных интерпретаций. Множественность интерпретаций предполагает опред выбор между разл версиями. Есть опред проблема выбора теории и интерпретации для одного и того же феномена. В процессе разв-я гум наук выделились опред критерии:
· Соответствие интерпретации авторскому замыслу, историч и культ контексту, той соц-культ ситуации, в кот данное явление возникло, существует или существовало. Этот критерий обязывает ученого исследовать все возможные историч культурные контексты. Изучение того массива инф-ии, кот позвол представить предмет как явление. Чем меньше в исследовании замыслов ученого, тем теория оказывается более истинной (антиквализм)

· Наиб продуктивной явл та интерпретация, кот открывает какие-то новые смыслы (презентизм). Выбираются те интерпретации, кот делают то или иное явление достоянием всего человечества.
Эти критерии предполагают рацион выбор между различными интерпретациями. В совр методолог лит-ре возникла и 3-я позиция, кот диктует принципиальное отсутствие критериев выбора (постмодернизм). Эта позиция основывается на том, что никаких фактов, достоверных событий, явлений не существует, говорить о реальности как таковой не имеет смысла.
Ницше: «Нет никаких фактов, есть только интерпретация».
Любая интерпретация может существовать. Любой выбор может быть осуществлен только в силу опред внешнего воздействия (санкций). В связи с этим в классич фил-ии и гумм науках была принята опред иерархия разл интерпретаций. Постмодернизм разрушает все эти иерархии.
Сущ-ют интерпретации, кот в большей или меньшей степени помогают пониманию. Значение интерпретации для гумм познания состоит в том, что она включает в себя эл-ты объяснения, поскольку так или иначе мы вынуждены истолковывать тот или иной предмет в широком контексте. Кроме того, интерпретация включает в себя элемент перевода, т.е. попытки осущ-ть разъяснение тех или иных смыслов для той или иной аудитории соотнося предмет с теми установками, кот существуют в научн сообществе на настоящ момент.

  1. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.

Наука, как своеобразная форма познания –возникла в Европе в 16-17 вв., в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и сама воздействует практическую деятельность, материализуется в ней.

Аристотель создал целостную систему формальной логики, «первую философию» и диалектический метод. Мы можем обнаружить у него зачатки почти всех наших конкретных наук

Предпосылки науки создавались в древне-восточных цивилизациях – Египте, Индии, Китае, Др. Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных эл-тов и др.

Т. образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, науки, но не сама наука, которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии. В конце 16 – нач 17 в. происходят буржуазные революции и буржуазии понадобилась «полнокровная» наука, т. е.