Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Непоследовательность в воспитании со стороны отца в большей степени оценили мальчики из неполных и полных семей (соответственно). Следующим по убыванию является показатель девушек из неполных семей и самое низкое значение по шкале «непоследовательность отца» у девушек из полных семей. Опять же, высокий показатель непоследовательности в поведении по отношению к подростку выделили юноши (из полных и неполных семья), т.к. они наиболее чувствительны к взаимоотношениям с отцом в данный возрастной период своей жизни. Отцы, несмотря на всю свою занятость, пытаются «воспитывать» ребенка, уделять ему время, предъявляют ему свои требования, но порой сами противоречат себе. Данный неустойчивый стиль воспитания (воспитание «время от времени»), возможно, и дает повод подростку оценивать воспитание отца как непоследовательное. Для девушек картина более определенна - в полных семьях отец последовательно равнодушен, а в неполных отец видится подростком последовательно враждебным.
Кроме вышеуказанных параметров - позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности, методика позволяет вычислить фактор близости и фактор критики. Данные факторы несут вспомогательную информацию и конкретизируют уже вышеперечисленные шкалы.
Фактор близости по всей выборке меньше средних значений, что свидетельствует преимущественно об отвержении подростка отцом.
Фактор критики так же ниже средних значений, это свидетельствует об отсутствии заинтересованности в сочетании с безнадзорностью в отношении отца к подростку.
Таким образом, при оценке подростком воспитательного воздействия отца высокие значения имели показатели враждебности, непоследовательности и автономности.
Если конкретизировать результаты, то можно сказать следующее. В оценке отца юноши из полных и неполных семей и девушки из неполных семей оценили высоким баллом шкалы враждебности и непоследовательности по отношению к ним со стороны отца. Это, в свою очередь, свидетельствует о негативных высказываниях, недоверии к достижениям подростка, что в дальнейшем может привести к отчуждению ребенка от отца и к нарушениям социальной и психической адаптации. В оценке взаимоотношений и психологических проблем с отцом девушки из полных семей более всего подчеркнули автономность своего родителя, что свидетельствует о том, что он самоустранился от воспитания ребенка.
По мнению авторов методики «Подростки о родителях» такие отношения родитель - подросток классифицируются как враждебно-подавляющие и непоследовательные.
С помощью методики РОД (Опросник родительского отношения к детям - «зеркало для АСВ) мы исследовали следующие аспекты детско-родительских отношений и психологических проблем в восприятии подростка: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований и обязанностей недостаточность требований и обязанностей, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов, строгость санкций за нарушение требований, минимальность санкций, сочетание различных стилей в воспитании, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
В основном значения по всем показателям в исследуемой выборке находятся в зоне средних. Отличаются от средних значений лишь следующие показатели по отдельным группам выборки. У юношей из полных семей показатели выше средних последующим шкалам - расширение сферы родительских чувств (т.е. разнообразие репертуара родительского поведения по отношению к подростку), воспитательная неуверенность отца.
Девушки из полных семей одновременно высоко оценивают «чрезмерность требований-обязанностей» и «недостаточность требований-обязанностей со стороны родителей», что характеризует воспитательное воздействие отца как непоследовательное и, поэтому не всегда конструктивное. Кроме этого, показатели «Неразвитость родительских чувств» и «Проекция на подростка собственных нежелательных качеств» демонстрируют значения выше среднего.
Эти данные в некоторой степени объясняют враждебное отношение отца к подростку - взрослый проецирует на подростка свои негативные черты, с которыми у него не хватило сил и психологической зрелости справится. И, следовательно, становится враждебным не столько к подростку сколько к себе самому, т.е. переносит свой внутренний конфликт вовне. Более того, будучи психологически незрелым человеком, отец не может стать зрелым отцом и демонстрировать развитые родительские чувства.
У юношей из неполных семей имеет значения выше среднего показатель по шкале «чрезмерность требований-запретов». У девушек из неполных семей высоки показатели по шкалам «потворство» и «фобия утраты ребенка». В данном случае, отметим, что подростки из неполных семей оценивали в большей степени, отношение к себе матери, чем отца.
Таким образом, подростки оценивают ситуацию воспитательного воздействия со стороны отца как непоследовательную, неуверенную, одни его требования противоречат другим, ситуация воспитательного воздействия осложняется внутриличностными и внутрисемейными конфликтами родителя, которые выносятся им в сферу воспитания подростка.
Проследим, имеются ли значимые различия в оценке отцовского воспитательного воздействия на подростка в полных и неполных семьях.
Значимые различия у юношей из полной и неполной семьи существуют по показателю «расширение родительских чувств», данный показатель значимо выше у юношей из полной семьи. Это объясняется, тем, что значимо частые контакты с ребенком поневоле расширяют репертуар отношений и психологических проблем.
Значимых различий в оценке отцовского отношения со стороны девушек выявлено не было.
Также наше исследование было дополнено результатами методики «Детско-родительские отношения подростков».
Методика позволяет оценить взаимоотношения по следующим параметрам: принятие, эмпатия, эмоциональная дистанция, сотрудничество, принятие решений, конфликтность, поощрение автономности, требовательность, мониторинг, контроль, авторитарность, особенности поощрений, особенности наказаний, непоследовательность родителя, неуверенность родителя, удовлетворение потребностей ребёнка, неадекватность образа ребенка, враждебность по отношению к супругу, доброжелательность к супругу, общая удовлетворенность отношениями (см. таблицу 12).
Таблица 12
Методика «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской (ДРОП) Отец
Шкала/выборка | Мальчики из полной семьи | Мальчики из неполной семьи | Девочки из полной семьи | Девочки из неполной семьи | Стандартные значения по выборке |
Принятие | 24,27 ± 5,12 | 22,27 ± 5,11 | 22,83 ± 5,28 | 22,75 ± 5,16 | 22-27 |
Эмпатия | 25,51 ± 5,32 | 20,82 ± 5,28 | 20,00 ± 5,34 | 20,20 ± 5,39 | 19-24 |
Эмоцион. Дистанция | 21,27 ± 4,66 | 20,27 ± 4,63 | 19,53 ± 4,69 | 20,41 ± 4,72 | 18-22 |
Сотрудничество | 19,93 ± 5,28 | 21,48 ± 5,21 | 20,16 ± 5,36 | 20,75 ± 5,28 | 21-26 |
Принятие решений | 19,21 ± 3,51 | 17,89 ± 3,50 | 18,66 ± 3,52 | 18,27 ± 3,56 | 16-21 |
Конфликтность | 8,45 ± 3,22 | 9,41 ± 3,23 | 9,63 ± 3,22 | 9,65 ± 3,26 | 6-10 |
Поощрение Автономн. | 22,24 ± 3,89 | 21,27 ± 3,87 | 22,30 ± 3,72 | 21,79 ± 3,94 | 21-26 |
Требовательность | 21,96 ± 3,91 | 20,41 ± 3,92 | 20,30 ± 3,77 | 20,51 ± 3,95 | 17-22 |
Мониторинг | 22,06 ± 4,97 | 20,45 ± 4,96 | 19,26 ± 4,86 | 20,03 ± 5,00 | 15-21 |
Контроль | 21,27 ± 4,63 | 19,17 ± 4,62 | 19,00 ± 4,64 | 18,89 ± 4,66 | 12-19 |
Авторитарность | 19,60 ± 4,71 | 18,13 ± 4,71 | 17,23 ± 4,76 | 17,34 ± 4,70 | 11-18 |
Продолжение таблицы 12
Особенности Поощрен. | 12,03 ± 2,80 | 11,24 ± 2,80 | 10,56 ± 2,81 | 11,41 ± 2,82 | 9-12 | ||||||||||
Особенности Наказан. | 10,06 ± 2,86 | 8,96 ± 2,85 | 8,73 ± 2,74 | 9,13 ± 2,73 | 4-9 | ||||||||||
Непослед-сть Родит. | 19,45 ± 4,63 | 18,13 ± 4,66 | 17,80 ± 4,61 | 16,72 ± 4,56 | 13-19 | ||||||||||
Неуверенность родителя | 19,03 ± 4,45 | 16,58 ± | 16,76 ± | 16,17 ± | 11-19 | ||||||||||
| | | | | | ||||||||||
Удовл. Потреби. Ребёнка | 22,27 ± 4,62 | 21,51 ± 4,63 | 21,30 ± 4,61 | 21,24 ± 4,53 | 19-23 | ||||||||||
Неад-сть образа реб. | 18,39 ± 4,40 | 16,48 ± 4,61 | 17,00 ± 4,23 | 17,51 ± 4,27 | 14-19 | ||||||||||
Враждебность к супр. | 9,24 ± 2,97 | 9,13 ± 2,99 | 9,23 ± 2,93 | 8,24 ± 2,94 | 6-11 | ||||||||||
Доброжелательность к супр. | 11,66 ± 3,00 | 10,89 ± 3,00 | 10,23 ± 2,57 | 10,93 ± 2,59 | 9-13 | ||||||||||
Общ. Удовл. Отнош. | 22,60 ± 4,85 | 20,44 ± 4,87 | 17,66 ± 4,73 | 20,75 ± 4,91 | 18-26 |
Теперь посмотрим, существуют ли значимые различия в оценке отца подростков из полных и неполных семей. Значимых различий в оценке отца по методике ДРОП у девушек из полных и неполных семей не было выявлено. При анализе статистически значимых различий в оценке отца у мальчиков из полной и неполной семьи выявлено, что отличия существуют по следующим исследуемым параметрам: контроль, требовательность и в то же время воспитательная неуверенность родителя. Причем показатели выше в оценке взаимоотношений и психологических проблем с отцом у юношей из полных семей (что логически объяснимо, ведь тут происходит непосредственное общение с родителем, а не дистантное).
Получается, что отец занимается воспитанием ребенка, реализует это воспитание непосредственно через контроль, чрезмерную требовательность, но, в то же время, в оценке подростка, делает это неуверенно и непоследовательно, что и дает повод говорить подростку о воспитательной практике отца - как неуверенной и непоследовательной. Практические рекомендации подростку о пути преодоления психологических проблем см. в Приложении 7.