Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последнее время одной из целей образования стало воспитание выпускника как семьянина и толерантной личности. Проблемы демографии, потеря социальной сущности брака, искажение духовных ценностей под влиянием средств массовой информации, алкоголизация семей и подрастающего поколения – факторы, которые не позволяют подростку получить знания, умения и навыки нормальных взаимоотношений и психологических проблем между людьми.

В то же время, общество встает на новый путь переосмысления ценностей: вновь становятся важными понятия патриотизма, гуманизма, гармонизации отношений и психологических проблем между мужчиной и женщиной в семье.

Нравственно-этическое просвещение выполняет несколько воспитательных функций:

  • дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры;

  • влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждений, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;

  • способствует осмыслению и обогащению собственного нравственно-этического опыта подростков;

  • корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;

  • способствует нравственному самовоспитанию личности.

Знания современных подростков в некоторых случаях опережает развитие высших моральных чувств и опыта нравственно-этического поведения, прежде всего во взаимоотношениях со сверстниками и с окружающими людьми.

Одной из задач предмета этика и является нравственно-этическое развитие подростка.

Воспитание осуществляется на уроках через:

  • средства учебного содержания,

  • диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом,

  • творческую деятельность - выполнение учащимися творческих заданий.

Урок-беседа – учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию материала или проверяет усвоение уже изученного.

Преимущество такого урока заключается в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности, эмоциональности. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание нравственно-этических тем присваивалось подростками, как своеобразный жизненный опыт. Шло формирование твёрдых нравственных установок в мировоззрении учащегося.

Урок-беседа с элементами дискуссии – основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников. Ценность в том, что такая беседа способствует более глубокому пониманию проблемы, учит отстаивать свою позицию, считаясь при этом с мнением других. Ученики приобретают способность сопоставлять различные высказывания, понимать важность уяснения точки зрения другого человека и аргументированное отстаивание собственной позиции [7, 61].


Важно не подвергать убеждения учеников сомнению, а подводить их к позитивным итогам обсуждаемой темы с помощью альтернативных идей и примеров. В беседе с элементами дискуссии может принять участие каждый, но это не означает, что каждый ученик обязан это делать. Некоторые учащиеся с нарушением интеллекта больше познают, когда слушают, чем когда говорят сами. Они мысленно вовлечены в диалог, хотя и не вступают в него.

Чтобы урок прошел успешно, важно не оставлять без внимания реплики и замечания учащихся. Все они уточняются и развиваются по ходу дискуссии через вопросы учителя: «почему именно ты с этим не согласен или согласен?» Иногда необходима помощь учителя, когда подросток не может четко высказать свою мысль. «Ты говорил, что….» или «Если я правильно поняла, ты хотел сказать…»

Помогает импровизация учителя или провокационный вопрос, но не задевающая при этом личности ученика. «Ты считаешь, что твоя точка зрения верна? Но некоторые люди считают, что…».

Практические занятия - проводятся в форме тестов, тренингов, сюжетно-ролевых игр. Они предназначены для освоения умений решать этические задачи, связанные с навыками общения в среде сверстников, нравственным поведением девушки и юноши, с семейными отношениями, отношениями родителей и подростков для полного проявления личности каждого учащегося и его саморазвития.

У подростков пробуждается чувство взрослости. Они начинает видеть себя в мире взрослых. У них возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростков.

Таким образом, проживая в стенах класса различные жизненные ситуации, подростки формируют стереотип поведения, учатся с помощью учителя моделировать и анализировать различные жизненные ситуации и находить верные, правильные решения, то есть приобретают реальный жизненный опыт.

Конечная цель курса:

  • сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм в сфере взаимоотношений и психологических проблем полов;

  • воспитать стремление иметь прочную, здоровую семью;

  • сформировать готовность к вступлению в брак и воспитанию будущих подростков;

  • воспитать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;

  • выработать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей;


В программе предмета «Этика» практически все разделы связаны с нравственным воспитанием.

В разделе «Семья» раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. Нравственный климат семьи. Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи [26, 86].

В разделе «Основные ценности семьи» характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей, роль семьи в воспитании подростков.

Знания по этому разделу призваны:

- воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, равноправие отца и матери в семье;

- выработать сознательное и ответственное отношение к подросткам и их воспитанию как к своему долгу перед обществом, перед своими родителями и перед самими детьми;

- воспитать способность понимания других людей и чувство уважения к ним не только как к людям вообще, но как к представителям мужского или женского пола, способность учитывать эти особенности в процессе совместной деятельности;

- выработать правильное понимание взрослости - ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств.

Вопреки массовой пропаганде «сексуальной свободы», в душе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко запрятаны, «вытеснены» из сознания мнением большинства. Задачей учителя является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату.

В разделе «Особенности межличностных отношений и психологических проблем юношества» раскрываются понятия о нравственных основах взаимоотношений и психологических проблем между юношами и девушками, о дружбе и любви, о культуре их поведения. Понятие о мужественности и о женственности

Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели подростков, хранители семейного очага. Предложение о вступлении в брак. Гражданский и официальный брак. Обручение, венчание, благословение, нерасторжимость брака.

В разделе «Любовь как высшее человеческое чувство». Проводятся занятия по таким темам, как духовная природа любви, потребность быть любимым, способность любви к бескорыстной самоотдаче. Способность любить как выражение высшего уровня развития личности.


Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми [41, 3].

При изучении раздела «Что такое готовность к браку». Учащиеся должны понять, что это не только достижение брачного возраста, но и осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих подростков. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать подростков как ведущие мотивы заключения брака.

А также психологическая готовность к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

В 11 классе изучаются этические правила поведения во время семейных конфликтов, при разводе, а также новые социальные роли супругов – мать и отец, их образ жизни в период ожидания своего первенца.

Пути совершенствования социально-педагогической работы:

1) углубленная комплексная диагностика подростков;

2) проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по проблеме нравственно-этической;

3) личный пример воспитателя в реализации нравственно-этических ценностей.

3.2 Результаты второго этапа исследования



Восприятие подростком отношений и психологических проблем с отцом мы исследовали, используя методики: опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер); опросник РОД (родителей оценивают подростки); детско-родительские отношения подростков (ДРОП).

Выбор данного инструментария был связан с тем, что детско-родительские отношения, как правило, описываются следующими параметрами:

- эмоциональная связь (ее характер): со стороны родителя - эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка

- привязанность и эмоциональное отношение к родителю.

Особенностью данных отношений и психологических проблем по сравнению с другими видами межличностных отношений и психологических проблем является их высокая значимость для обеих сторон (диадная значимость):

  • мотивы воспитания и родительства;

  • степень вовлеченности родителя, с так же и ребенка в детско- родительские отношения;

  • удовлетворение потребностей ребенка, забота, внимание к нему со стороны родителя;

  • стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства и распределения власти в семье;

  • способ разрешения проблемных (конфликтных) ситуаций; поддержка автономии ребенка;

  • социальный контроль, проявляющийся в совокупности требований и запретов, их содержание, количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

  • степень устойчивости и последовательности семейного воспитания.

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) включает в себя следующие переменные: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность и непоследовательность (см. таблицу 11).

Таблица 11

Средние значения методики «Подростки о родителях» оценка отца

Шкала/ выборка

Мальчики из полной семьи

Мальчики

из

неполной

семьи

Девочки из полной семьи

Девочки из неполной семьи

Средние значения показате лей теста

позитивный интерес

3,90

3,75

2,63

2,31

3,24

директивность

3,57

2,58

3,36

3,20

3,29

враждебность

4,27

4,27

4,03

4,96

2,53

автономность

3,57

3,20

3,93

3,20

3,01

непоследовательность

4,36

4,72

3,03

3,93

2,89