Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3 Выводы по результатам исследования



Итак:

1. Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности должна обязательно быть многоэтапной.

2. Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки подростку в период работы с психологом. Необходимо обсудить следующие вопросы: как создать для ребенка ситуацию успеха, как дозировать эмоциональные нагрузки, как оптимально организовать режим дня.

3. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости).

4. Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков -консультирование), при необходимости).

5. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.

6. Итоговая диагностика (диагностика результатов). Итоговые консультации с родителями и учителями.

Заключение
Таким образом, психологические особенности подростков отличаются неправильным формированием авторитетов, а, следовательно, целей и жизненных установок. Они начинают приобретать так называемые признаки взрослости, проявляющиеся курением, употреблением алкоголя, наркоманией и использованием ненормативной лексики.

Они пытаются самоутвердиться в среде более старших сверстников. Зачастую они уходят от близких отношений и психологических проблем в семье, закрываются, что в дальнейшем во взрослой жизни проявляется неспособностью строить адекватные отношения с противоположным полом и строить семейные отношения. Желание подростка стать взрослым нормальное, очень яркое и естественное желание. Возрастные особенности подростков вызывают проблемы тогда, когда подросток не имеет тесных и уважительных отношений и психологических проблем с родителями.

Необходимо отметить, что специалисты выделяют младший подростковый возраст, который имеет свои особенности и является первым сигналом для родителей, что их ребенок находится на рубеже своего созревания. В этот период основные трудности наблюдаются в отношении школьника к учебе и к сверстникам.


Психологи рекомендуют взрослым более внимательно относиться к своим детям-подросткам, учитывать психологические особенности подростков, как дома, так и в социальных группах. Это касается школьных учителей, родственников и других взрослых, работающих в школьных коллективах.

Необходимо развивать у подростков правильные мотивации, поддерживать их в постановке жизненных целей и утверждении собственного «Я», как отдельной личности, способной на взрослые обдуманные поступки и новые достижения.

Юноши из полных семей характеризуют свои отношения с отцом как отношения с высоким уровнем эмпатии, принятия и удовлетворения потребностей подростка со стороны отца, в то же время, с высоким уровнем мониторинга, авторитарности, контроля и автономности по отношению к подростку и низким уровнем сотрудничества. Кроме этого, подросток отмечает неуверенность и непоследовательность воспитательного воздействия со стороны отца, что в свою очередь, подтверждается одновременно высоким уровнем поощрений и наказаний, а также непоследовательность в отношении отца к матери. Юноши, считают, что их образ воспринимается отцом неадекватно. Тем не менее, эта группа подростков наиболее удовлетворена отношениям с отцом. Мы видим, что отец, по мнению подростка, относится к нему как к маленькому и подростка это удовлетворяет, т.к. он признает авторитет отца.

Юноши из неполных семей, несмотря на то, что не живут вместе, но поддерживают отношения с отцом, описывают воспитательное воздействие отца, как наделенное излишней авторитарностью по отношению к сыну и повышенным уровнем контроля. Скорее всего, подросток считает, что отец, ушедший из семьи, в принципе не имеет права указывать что-либо сыну и контролировать его.

Но, несмотря на это, в отличие от юношей из полных семей стиль взаимоотношений и психологических проблем отца и сына в данном случае оценивается ближе к сотрудничеству. Исходя из того, что отец занимается воспитанием сына на расстоянии, сотрудничество - двух «мужчин» выглядит как наиболее продуктивная форма взаимодействия и, наверное, единственно приемлемая для сына. Возможно, по этой причине подростки считают

, что отец их воспринимает адекватно. В данной группе ниже, чем в других, показатели по шкалам принятия и поощрения автономии сына отцом.

Скорее всего, пространственная удаленность отца порождает его эмоциональную отдаленность от сына, а боязнь того, что взрослый сын отвернется от него, влечет за собой желание нарушить психологическую автономию сына.

В нашем исследовании была выдвинута гипотеза о том, что существуют значимые различия между образами отца родного (биологического) и не родного отца (отчима) в восприятии подростка. В результате, она подтвердилась. Образ отца у мальчиков носит больше положительных характеристик: открытость, доброта, справедливость, общительность, честность, самостоятельность. У мальчиков отчимы, в отличие от отцов, враждебно и отстраненно относятся к подросткам-мальчикам. Но образы схожи характеристиками: разговорчивость, обаяние, уверенность, решительность. А у девочек, отчимы, в отличие от отцов, более доброжелательны к девочкам-подросткам. У девочек образ отчима не носит ярко выраженных характеристик, а образ отца достаточно выражен. Отчима принимают в качестве члена своей семьи немного больше половины респондентов и некоторые из них даже считают его отцом. Биологического отца практически никто не считает членом своей семьи.

Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что подростки довольно противоречиво описывают отношения со своим отцом. Общим для всех является указание на авторитарность, контроль и непоследовательность отца, что можно, отчасти отнести к особенностям подросткового возраста: юношескому максимализму, стремлению к эмансипации и самоидентификации (что часто приводит к непоследовательному поведению самого подростка). В большей степени благополучными свои отношения с отцом оценивают юноши из полных и неполных семей.

Разница в том, что юноша из неполной семьи воспринимает отношения с отцом как партнерские между старшим мужчиной и младшим мужчиной, а юноши из полных семей как взаимоотношения отца и ребенка, тем не менее, юноши довольны такой системой взаимоотношений и психологических проблем.

В меньшей степени удовлетворены своими отношениями с отцом девушки. Девушки из полных семей отмечают равнодушие отца к ним, а девушки из неполных - враждебность по отношению к ним. У девушек велика потребность в эмоциональной близости с отцом, которая остается неудовлетворенной. Это в последующем может сказаться негативным образом в их отношениях с противоположным полом. Также отметим, что во многих случаях при сравнении выборок по основным показателям
исследования решающим оказался не состав семьи, а пол подростка.

Литература





  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 2013. 704с.

  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование -М,: независимая фирма «Класс», 2012. 208с.

  3. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М.: Издательство МГУ, 2013. 64с.

  4. Алмазов Б. Н. Психологическая совместимость с детьми. Екатеринбург: МКП Урал-Граф, 2012. 76с.

  5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Спб.: Питер, 2012. 688с.

  6. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - Симферополь: Изд-во Реноме, 2012. 496 с.

  7. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе. // Вопросы психологии, 2014, №3. 122- 130с.

  8. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей, пер. с англ. В.В.Старовойтова, М,: Академический проект, 2013, 232 с.

  9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике - СПб.: Изд-во Питер, 2013. 528 с.

  10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. – СПб: Речь, 2012. 144 с.

  11. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Методика «Подростки о родителях»: Основные этапы апробации русскоязычной версии.// Психологический журнал, 2012, том 21,№5. с. 86-94.

  12. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике.- СПб: Изд-во Речь. 2013.- 256 с.

  13. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде.-М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. 224 с.

  14. Винникотт Д.В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. - М.: Независимая фирма «Класс», 2013. 112 с.

  15. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / пер. с англ. А.З. Шапиро - М., независимая фирма «Класс», 2014. 172 с.

  16. Волков Б.С. Психология подростка.- М.: Педагогическое общество России, 2012. 160 с.

  17. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 2012. 800 с.

  18. Евсеенкова Ю.В. Система отношений и психологических проблем в диаде «отец-ребенок», как фактор развития личности. // Семейная психология и семейная терапия. 2011, №4, с. 30-47.

  19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и психологических проблем и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2013. 320 с.

  20. Ковалев С.В. Психология современной семьи -М., Просвещение, 2012. 208 с.

  21. Кон И.С. Ребенок и общество. -М.: Издательский центр «Академия», 2011. 336 с.

  22. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье. //Семейная психология и семейная терапия. 2011,№4, с. 48-54.

  23. Крайг Г. Психология развития-СПб.: Изд-во Питер, 2011. 992 с.

  24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.-384 с.

  25. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители.- Спб.: Питер, Пресс, 2014. 320 с.

  26. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/ пер. с англ. А. Д. Иорданского ,М., независимая фирма «Класс», 2012. 304с.

  27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М., издательство Института Психотерапии, 2011. 319с.

  28. Овчарова Р.В. Психология родительства.- М.: Издательский центр «Академия», 2014. 368 с.

  29. Потемкин О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета.- М., Институт психологии РАН, 2011. 28 с.

  30. Психологический словарь //http://psychology.net.ru

  31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.- Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 2012. 672 с.

  32. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2013. 416 с.

  33. Рождественская Н.А. Как понять подростка. М.: Роспедагенство, 2014. 74 с.

  34. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства, - М.: Академический проект, 2013. 496с.

  35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2012. 350 с.

  36. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию, том 2, -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2012, 381 с.

  37. Словарь практического психолога // Сост. С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 2012. 800 с.

  38. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2012, №3, с. 3-14.

  39. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире - М., Просвещение , 2012. 223 с.

  40. Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е,П. Медицинская психология с элементами общей психологии -СПб.: СпецЛит, 2014. 447 с.

  41. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой, (психоаналитическое исследование)- М.: Наука, 2014. 376 с.

  42. Фримен Д. Техники семейной психотерапии - СПб: Питер, 2012. 384 с.

  43. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2011. 224 с.

  44. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2012. 208 с.

  45. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений и психологических проблем.- М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО - Пресс, 2012, 512 с.

  46. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2014. 768 с.

  47. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия. СПб: Питер, 2012, 512 с.

  48. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2013, 416 с.

  49. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб: Речь, 2011. - 336 с.

  50. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 2014. 235с.