Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
2.2 Методы исследования
В нашем исследовании мы изучали образ отчима и биологического отца в представлении подростков.
1. Анкетный опрос респондентов.
Основные блоки анкеты, указывающие на характеристики образа отца были продублированы нами с помощью других методик и результаты совпадают с ними. Анкета помогла нам понять семейную ситуацию ребенка, определить принадлежность к нашей выборке респондента, определить характеристики общения между подростком и биологическим отцом, изучить представление подростком своих отношений и психологических проблем с отцом, выявить образ родного отца, общее отношение к нему, определить характеристики общения между подростком и отчимом, изучить представление подростком своих отношений и психологических проблем с отчимом, выявить образ отчима, общее отношение к нему, определить образ идеального отца и идеального отчима, их отношений и психологических проблем с ребенком, дала представление о конкретном респонденте. Также, данные анкеты позволили определить гендерные различия в восприятии образов отчима, биологического отца и идеальных образов.
В первой части анкетного опроса, которая носила вводный характер, мы выяснили, что практически все респонденты считают, что счастье семьи зависит от наличия в ней мужчины. Лишь некоторые считают наоборот. Эти данные говорят о том, что подростки понимают значимость мужской роли в семейном благополучии и это практически не зависит от пола и семейной ситуации. Значимость мужской роли снижают те подростки, у которых ярко выражен конфликт с тем, кто выполняет роль отца (отчим, биологический отец) [32, 3].
Нужно также отметить, что все подростки, которые воспитываются в браке с биологическим отцом, принимают его как члена своей семьи, вне зависимости от характера взаимоотношений и психологических проблем с ним. Иная картина складывается у подростков, которые воспитываются в повторном браке с отчимом. Отчима принимают в качестве члена своей семьи немного больше половины респондентов и некоторые из них даже считают его отцом. Биологического отца практически никто не считает членом своей семьи. На это могут влиять множество факторов: установка, поставленная матерью; внутренняя обида и разочарование в конкретных людях; частота общения с отцом, либо отчимом и многое другое. Исходя из данных анкетирования ясно, что после развода родителей и заключения повторного брака для ребенка значительно снижается роль биологического отца, его авторитет.
Редкие встречи, отсутствие должного внимания к подростку со стороны отца уменьшает интерес к его личности, степень его влияния на подростка. Однако отсутствие отца, его отстраненность от ребенка не устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Часто роль отца берет на себя отчим и многие подростки принимают это. Менее болезненна для ребенка потеря биологического отца и замена его отчимом в тех случаях, когда развод родителей и заключение повторного брака произошло в раннем детстве. Чем старше подросток, тем тяжелее ему принять отчима. Этот результат подтверждается и в теоретической части. Присутствие отца, либо отчима и участие их в жизни подростка необходимы для нормального развития ребенка. Подросток чувствует внутреннюю потребность в «отце».
В образе биологического отца превалируют положительные характеристики: добрый, внимательный, умный, хороший, ответственный, справедливый, надежный, смелый. При этом отец строгий. В единичных случаях назывались отрицательные стороны личности: равнодушный, грубый, слабый (чаще всего, когда во взаимоотношениях выраженный конфликт). Для подростков, воспитывающихся с родителями, отец чаще смелый, строгий, надежный, чем для подростков с отчимом. Это одно из последствий ухода отца из семьи (в случае повторного брака), снижения его авторитета. Для мальчиков, которые воспитываются с отцом биологическим, он более надежен и отважен, чем для девочек. Девочки , воспитывающиеся с отцом, чаще указывали негативные стороны его личности: грубый, жестокий [50, 56].
Для мальчиков из семей с повторным браком в характеристиках больше позитивных высказываний об отцовском образе (внимательный, надежный, смелый, умный, ответственный). Девочки больше идентифицируют себя с матерью и возможно транслируют в своих высказываниях именно отношения своей матери к покинувшему семью мужчине. В подростковый период у мальчика возникает чувство потребности в отце, так как половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями своего пола. Редки случаи конфликтных взаимоотношений и психологических проблем с отцом. В характеристиках подростков в большей степени высказывания носят эмоциональный характер о биологическом отце.
При этом подростки с биологическим отцом чаще указывают на близкие, теплые взаимоотношения. Подростки с отчимом в большинстве своем тоже, но не редки и обратные случаи. Это может свидетельствовать, что между отцом и ребенком в таких семьях достаточно часто существует реальная эмоциональная связь. Эмоциональная связь разрушается при отсутствии общения, интереса к подростку, внимания со стороны отца.
В ситуации повторного брака, когда подросток воспитывается с отчимом, роль биологического отца несколько иная. Отец - это друг и кормилец (все покупает, приносит деньги, смотрит, чтобы у всех все было, то есть обеспечивает материально), психотерапевт, защитник. При этом, девочки отмечают биологические роли отца: кормилец, «нет дома» (не во что не вмешивается, дает свободу выбора) и друг.
А мальчики: друг, кормилец, защитник и воспитатель. То есть, для девочек отец выполняет функции источника материального благополучия, помощника, с ним комфортно. Это еще раз указывает на стереотипное восприятие роли отца, который обеспечивает семью всем необходимым, но не вмешивается во внутреннюю жизнь. Возможно, эту установку дали девочкам сами матери. При этом, влияет и то, что девочки в этом возрасте больше тянуться к матери, чем к отцу. В восприятии мальчиков, отец выполняет функции авторитета, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека. Также, отец выполняет функции удовлетворения потребности в безопасности, стабильности и надежности существования, дает чувство опоры, надежности и уверенности у других членов семьи. При этом, выполняет функции источника материального благополучия, помощника, с ним комфортно. Что указывает на большую эмоциональную близость у мальчиков с отцами, чем у девочек [21, 1].
У подростков с отчимом прекращение брака родителей произошло по средствам развода (27% мальчиков; 28% девочек). И лишь у некоторых из-за смерти отца (6% мальчиков; 4% девочек). Остальные респонденты затруднялись с ответом. У половины респондентов это произошло больше 10 лет назад (20% мальчиков; 26% девочек). У некоторых от 5 до 9 лет назад (10% мальчиков; 2% девочек), либо от 3 до 4 лет назад (2% мальчиков). И у единиц 1-2 года назад (2% мальчиков).
В большинстве случаев, подростки либо не общаются с биологическими отцами вообще (19% мальчики; 11% девочки). Общаются реже (1% мальчики; 13% девочки). Общаются раз в месяц (3% мальчиков; 6% девочек). Каждую неделю (12% мальчиков; 6% девочек). Каждый день (1% мальчиков; 9% девочек).
Повторный брак, по мнению подростков, помогает справляться с трудностями и одиночеством. Некоторые считают, что он способствует полноценному воспитанию подростков (в случае развода родителей). Лишь единицы указали на улучшение материального положения и увеличение конфликтов. Повторный брак, в большинстве случаев, был заключен около 5 лет назад: 1-2 года назад (7% мальчиков; 11% девочек), до 5 лет назад (13% мальчиков; 16% девочек), от 5 до 10 лет (1% мальчиков; 11% девочек), больше 10 лет назад (9% мальчиков; 10% девочек).
2. Методика «Подростки о родителях». Обращаясь к методике «Подростки о родителях», мы можем провести анализ особенностей в восприятии образов во взаимосвязи гендерных различий и семейной ситуации подростков (см. Приложение 1).
В семьях с повторным браком, есть статистически значимые различия в восприятии образа отчима, в зависимости от пола. У мальчиков отчим предъявляет достаточно жесткие требования, которые в силу их непоследовательности могут привести к дезориентации и понижению самооценки ребенка. Мальчики указывают на то, что отчим безразличен к подростку, негативно высказывается, не верит в его достижения в любой сфере деятельности, что может привести к отчуждению подростка по отношению к отчиму, а также к нарушениям социальной и психической адаптации. Присутствует отвержение и пониженный родительский контроль (см. рис. 1 в Приложении 2).
Мальчики воспринимают воспитательную практику отчима одинаково, вне зависимости от того какова причина прекращения брака родителей, то есть положительная корреляция. Девочки воспринимают воспитательную практику отчима по-разному, в зависимости от того какова причина прекращения брака родителей. Когда причина прекращения брака родителей – это смерть отца девочки, то отчим более агрессивно, враждебно, холодно относиться к подростку¸ больше контролирует.
Присутствует положительная корреляция между воспитательной практикой отчима у подростков с разным опытом общения с отчимом. У девочек полное сходство в образах, при этом образ усреднен. Мальчики сходятся во мнении, что отчим достаточно непоследователен в воспитательной практике. Мальчики, которые живут с отчимом не больше 5 лет, считают, что отчим враждебно и отстраненно к ним относиться. А мальчики, которые живут с отчимом уже больше 5 лет, считают, что отчим холодно к ним относиться и практически не контролирует их.
Биологический отец воспринимается подростка с с отчимом по-разному, в зависимости гендерных различий. Эти различия статистически значимы. Мальчики с отчимом считают, что их отец, также как и отчим, проявляет в тенденцию к сниженному контролю над подростком и при этом, непоследователен в применяемых воспитательных мерах по отношению к сыновьям-подросткам (см. рис. 2 в Приложении).
Подростки с отчимом воспринимают воспитательную практику отца одинаково, вне зависимости от того какова причина прекращения брака родителей, то есть положительная корреляция. В семьях с повторным браком, отличие отца от отчима заключается в том, что отчимы, чаще всего, враждебно и отстраненно относятся к подросткам-мальчикам. Враждебность, как уже говорилось выше, может являться следствием защитного механизма подростка-проекции, либо ревности к матери. При этом есть вероятность того, что отчим действительно враждебно и отстраненно относится к подростку из-за его внутреннего ощущения, что этот подросток не родной. Присутствует сильная положительная корреляция между образами биологического отца у мальчиков и девочек из первого брака, то есть образы очень похожи. Подростки, из семей с первым браком, склонны приписывать отцу безусловно положительное отношение к ним, вне зависимости от исходных ожиданий (см. рис. 3 в Приложении 2).
Нет корреляции между воспитательной практикой отца у подростков с разным опытом общения с отчимом. Чем больше подросток общается с отчимом, тем хуже у него отношения с отцом. Появляется холодность, враждебность. Мальчики, которые живут с отчимом уже больше 5 лет, также отмечают, что отец их не контролирует, отстранен от них.
Существуют статистически значимые различия в восприятии образа отца у девочек и мальчиков из разных семейных ситуаций. Основные различия заключаются в том, что подростки из семей с первым браком воспринимают отца более позитивно. Это можно объяснить тем, что он не уходил из семьи и живет вместе с матерью и детьми.
Мальчики, из семей с повторным браком, указали на непоследовательность отца, отсутствие контроля над ребенком и их данные по шкале «Позитивного интереса» средние, в отличие от мальчиков из семей с первым браком (см. рис. 4 в Приложении 2).
Девушки, из семей с повторным браком, чувствуют душевное тепло и близость с отцом, в отличие от девушек из семей с первым браком, которым этого не хватает (см. рис. 5 в Приложении 2).
Если сравнить реальные образы с идеальными, то присутствуют значимые различия [36, 13].
Присутствует сильная положительная корреляция между идеальным и реальным образами отчима у мальчиков с отчимом, то есть они очень похожи. Но есть и незначительные различия. Мальчики, которые воспитываются с отчимом, представляют идеальный образ отчима более позитивно, чем реальный, так как вкладывают в идеальный образ желательные для них характеристики. Идеальному же образу они приписывают, в большинстве случаев, средние стандартные баллы по всем критериям, кроме шкалы «Директивность» и фактору «Критика». Идеальный отчим, по их мнению, не должен жестко контролировать ребенка и даже наоборот, должна присутствовать некоторая безнадзорность. Вступление в повторный брак родителя, воспитывающего подростка, часто пробуждает в ребенке чрезмерную тягу к независимости и это приводит к нарушению взаимоотношений и психологических проблем в семье (см. рис. 6 в Приложении 2).
У девочек с отчимом, идеальный и реальный образ отчима имеет статистически значимые различия. Идеальный образ еще более положительно относиться к подростку, вне зависимости от исходных ожиданий (см. рис. 7 в Приложении 2).