Файл: Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения психологических закономерностей развития подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Причины психологических проблем у подростков
1.3 Пути преодоления психологических проблем у подростков
2. Организационно-методические основы исследования психологических проблем подростков
3. Экспериментальное исследование психологических проблем подростков
3.1 Результаты первого этапа исследования
3.2 Результаты второго этапа исследования
Подростки же, из семей с первым браком, и мальчики и девочки представляют идеальный образ отчима иначе. Идеальный отчим должен безусловно положительно относиться к подростку, вне зависимости от исходных ожиданий. Не смотря на это, должно иметь место некоторое устранение от воспитания ребенка в сочетании с непоследовательностью требований (см. рис. 8 в Приложении 2).
В зависимости от семейной ситуации, есть различия между образами идеального биологического отца. Мальчики с отчимом представляют этот образ менее положительно. Подростки из первого брака выделили большую значимость таким качествам идеального отца как: безусловно, положительное отношение к подростку, любовь и теплота отношений и психологических проблем, принятие ребенка, при низком родительском контроле. Подростки с отчимом тоже отметили, что не хотят давления и повышенного родительского контроля над собой, при этом стиль воспитания четко не определен, то есть, подростки хотят, чтобы их отцы любили и заботились о них, но при этом давали им свободу действия.
Идеальный отец, у мальчиков из первого брака должен, безусловно, положительно относиться к подростку, быть достаточно автономным. Тем самым, подростки показывают, что хотят отца любящего и заботливого, но не навязчивого, а дающего им свободу выбора [14, 22].
У девочек из повторного брака идеальный образ биологического отца различен с реальным тем, что реальный образ отца показывает душевное тепло и близость с ребенком. Присутствуют статистические значимые различия. Идеальный же образ носит более яркие положительные характеристики: внимание к подростку, теплота и открытость отношений и психологических проблем между отцом и дочерью-подростком. В идеальном образе отца психологическое принятие дочери характеризуется доминированием теплых дружеских отношений и психологических проблем. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви. Не смотря на это, здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым (см. рис. 9 в Приложении 2).
Нет корреляции между представлением об идеальной практике отца у подростков с разным опытом общения с ним. Девочки, с опытом общения с отчимом более 5 лет, хотят видеть от отца повышенный контроль по отношению к ним. А мальчики, с опытом общения с отчимом больше 5 лет, считают, что отец должен мало их контролировать.
У мальчиков с отчимом и мальчиков с биологическим отцом образы идеального биологического отца разные. Есть статистические значимые различия. Образы идеального биологического отца у девочек во многом схожи, вне зависимости от семейной ситуации.
Различия лишь в том, что подростки с отчимом ярче выделили фактор близости, по которому отец должен проявлять теплые чувства по отношению к подростку и принимать его, возможно из-за того, что они лишены этого в жизни (см. рис. 10 в Приложении 2).
У девочек из первого брака, образ идеального отца и реального, во многом схожи. Различия лишь в том, что реальный образ в некоторой степени отвергает ребенка, а идеальный тепло относиться к подростку и принимает его. И в том, что идеальный образ не имеет четкого стиля воспитания, непоследователен (см. рис. 11 в Приложении 2).
Присутствует сильная положительная корреляция в образах отца и отчима у подростков, воспитывающихся в повторном, то есть они похожи. У мальчиков эти сходства проявляются в том, что отчим и отец предъявляют достаточно жесткие требования, которые в силу их непоследовательности могут привести к дезориентации и понижению самооценки ребенка. Различия у мальчиков в образах в том, что отчим, в отличие от отца, безразличен к подростку, отвергает его, негативно высказывается, не верит в его достижения в любой сфере деятельности, что может привести к отчуждению подростка по отношению к отчиму, а также к нарушениям социальной и психической адаптации. То есть, отчимы, чаще всего, враждебно и отстраненно относиться к подростка-мальчикам.
У девочек сходства образов в том, что отчим и отец показывают душевное тепло и близость с ребенком. Но отчимы, в отличие от отцов, более доброжелательны к девочкам-подросткам.
3. Методика «Личностный дифференциал».
Анализ результатов исследования показывает, что при оценке личностных качеств отчима, биологического отца, идеального отчима и идеального биологического отца есть статистически значимые различия, в зависимости от семейной ситуации и гендерных различий (см. Приложение 3).
Анализ результатов исследования подростков, воспитывающихся отчимом, показывает, что при оценке личностных качеств отчима они отмечают положительные характеристики. Образ отчима наделен социально желательными чертами, высоким уровнем привлекательности, симпатии, которым обладает отчим в восприятии подростков. Различия образа отчима у мальчиков и девочек статистически значимы. Мальчики склонны приписывать отчиму больше социально-желательных характеристик, чем девочки.
Отчим оценивается как авторитарная фигура, что говорит о сильной волевой стороне оцениваемой личности. Мальчики указывают на высокую активность отчима. В результатах опроса мальчиков, такое качество отчима как разговорчивость, выделяется ярче, чем у девочек. Подростки -мальчики, ярче девочек, склонны приписывать отчиму обаяние, уверенность, решительность. Образ отчима у девочек усреднен, не носит ярко выраженных характеристик (см. Приложение 3, 5).
Образ идеального отчима обладает положительными характеристиками в большей степени, чем реальный, так как ему подростки приписывают те черты, которые хотели бы видеть в реальном отчиме. Различия идеального и реального образа отчима статистически значимы. Подростки хотят видеть в отчиме больше привлекательных, сильных, активных сторон личности. Девочки особенно желали бы независимого отчима. При этом реальный образ совпадает с идеальным своей решительностью, уверенностью. Это говорит о том, что подростки, в некоторой степени, идеализируют образ отчима и ищут опеки от отчима, которого чувствуют психологически более сильным. Таким образом, они спасаются от тревоги, стремятся быть под влиянием авторитета
Качества идеального отчима, получившие наибольшее количество баллов у подростков с отчимом: обаяние, сила, разговорчивость, доброта, справедливость, деятельность, решительность. Гендерные различия в восприятии идеального отчима статистически значимы. У мальчиков, к вышеперечисленному, качество честность, уверенность. А у девочек: добросовестность, открытость, независимость, отзывчивость, спокойствие, дружелюбие. То есть, мальчики хотят видеть в отчиме мужской образец для подражания, а девочки опору и друга.
Необходимо отметить, что подростки, которые воспитываются с родителями (биологическим отцом), у которых нет отчима, представляют его тоже с положительными качествами, но ярче выраженными. У них этот образ более энергичный, сильный, решительный, отзывчивый, справедливый, честный. Присутствуют статистически значимые различия мальчиков и девочек, воспитывающихся с родителями, в понимании ими идеального образа. Мальчики акцентируют внимание на качествах: разговорчивость, несамостоятельность идеального отчима. А девочки: сила, деятельность, отзывчивость, энергичность, расслабленность, дружелюбие, самостоятельность, общительность [5, 66].
Присутствуют статистически значимые различия образов у подростков с разными семейными ситуациями. У мальчиков с биологическими отцами идеальный образ отчима несамостоятельный, а у мальчиков с отчимами наоборот.
У мальчиков с отчимами чаще упоминаются качества идеального отчима: обаятельный, сильный, активный. Эти положительные качества чаще упоминаются потому, что подростки с отчимом могут сравнить идеальный образ с реальным и у них уже нет негативных стереотипов по поводу отчима. Девочки с биологическим отцом акцентируют больше внимания на такие качества как дружелюбный, уверенный, общительный, честный, самостоятельный, энергичный, при этом расслабленный. Девочки с отчимом больше внимания акцентируют на обаяние и независимость идеального отчима. При этом, у девочек с отчимом он спокойный, а у девочек с биологическим отцом суетливый (слабо выражено).
Образ идеального отчима: У мальчиков с отчимом, образ носит такие качества как: честность, уверенность, обаяние, сила, разговорчивость, доброта, справедливость, деятельность, решительность.
А у девочек с отчимом: добросовестность, открытость, независимость, отзывчивость, спокойствие, дружелюбие, обаяние, сила, разговорчивость, доброта, справедливость, деятельность, решительность.
Мальчики с отцом акцентируют внимание на качествах: разговорчивость, доброта, решительность, справедливость, уверенность, честность, но несамостоятельность идеального отчима. А девочки с отцом: сила, доброта, деятельность, решительность, отзывчивость, энергичность, справедливость, расслабленность, дружелюбие, уверенность, честность, самостоятельность, общительность (см. Приложение 3).
При анализе результатов методики «Личностный дифференциал» мы видим статистически значимые различия и сходства в ответах подростков с разной семейной ситуацией про образ биологического отца. Образ биологического отца, в обоих случаях, положительный. Подростки наделяют образ биологического отца социально желательными характеристиками, высоким уровнем привлекательности, симпатии. У подростков, которые воспитываются отчимом, это наиболее выражено в положительную сторону. Он оценивается как авторитарная фигура, что говорит о сильной волевой стороне оцениваемой личности.
Указывают на высокую активность. В отличие от мальчиков, которые воспитываются с биологическим отцом, мальчики с отчимом приписывают такие качества биологическому отцу: обаяние, добросовестность, дружелюбие, сила, расслабленность, самостоятельность, общительность, деятельность, энергичность. И чаще выделяют такие качества: уступчивость, открытость, разговорчивость.
Мальчики, воспитывающиеся с родителями (биологическим отцом), в отличие от мальчиков с отчимом, чаще выделяют у биологического отца качества: честность, доброта, справедливость, решительность, уверенность.
Девочки с отчимом, в отличие от девочек с биологическим отцом, указывают на качества биологического отца: расслабленность и спокойствие.
Ярче выделяют качества: дружелюбие, обаяние, справедливость, отзывчивость и открытость, общительность, деятельность. При этом, они считают отца уступчивым и энергичным, а девочки с биологическим отцом, наоборот, упрямым и вялым. Девочки, которые живут с отчимом, реже видятся с биологическим отцом, чем живущие с обоими родителями. Поэтому, возможно, биологические отцы их балуют и многое позволяют, тем самым уступая их прихотям. А когда отец живет рядом с дочерью, то он более требователен к ней и упрям, требователен [36, 113].
Различия девочек-подростков с разной семейной ситуацией еще и в том, что девочки с отцом, ярче девочек с отчимом, выделяют качества биологического отца: добросовестность, доброта и уверенность, сила, зависимость.
Гендерные различия подростков, которые воспитываются с отчимом, статистически значимы. Девочки отмечают такие качества биологического отца, которые не отмечают мальчики: спокойствие, невозмутимость и отзывчивость. В ответах, более выражены качества: обаяние, доброта, дружелюбие, разговорчивость, открытость, деятельность, энергичность и уступчивость. У мальчиков в ответах более выражены качества: решительность и уверенность. То есть, девочки выделяют мягкие, дружелюбные черты, которые выражают заботу и опору. А мальчики - мужественные. Это показывает различие потребностей подростков. У мальчиков-подростков, вне зависимости от семейной ситуации, есть потребность в образе мужчины, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями своего пола.
Статистически значимые различия в ответах подростков, которые воспитываются с родителями, то есть с биологическим отцом. Девочки выделяют такие качества, которые не выделили мальчики: обаяние, добросовестность, отзывчивость, дружелюбие, сила, упрямство, зависимость, самостоятельность, открытость, деятельность, общительность, вялость, невозмутимость. У мальчиков более выражены качества биологического отца: честность, доброта, справедливость, решительность, уверенность.
Образ биологического отца: девочки с отчимом обозначили у биологического отца такие качества: обаяние, разговорчивость, уступчивость, открытость, доброта, деятельность, отзывчивость, энергичность, справедливость, дружелюбие, общительность, честность, самостоятельность.
Мальчики с отчимом: обаяние, разговорчивость, открытость, доброта, решительность, справедливость, уверенность, общительность, честность, самостоятельность.
Девочки с биологическим отцом считают биологического отца: обаятельным, сильным, разговорчивым, добросовестным, открытым, добрым, деятельным, отзывчивым, вялым, дружелюбным, уверенным, общительным, честным, самостоятельным. Мальчики с биологическим отцом считают его: разговорчивым, добрым, решительным, справедливым, уверенным, честным (см. Приложение 3, 4, 5).