ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и значение управленческих решений
1.2 Характеристика системы принятия управленческих решений на производственном предприятии
1.3 Исследование основных направлений совершенствования системы принятия управленческих решений
АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «БОГОТОЛМОЛОКО+»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «БоготолМолоко+»
2.2 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «БоготолМолоко+»
2.4 Анализ системы принятия управленческих решений в ООО «БоготолМолоко+»
3.2 Разработка комплекса мероприятий и программы их реализации
Любое управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение, а подчиненные (рядовые) сотрудники обязаны его исполнять. Такой механизм взаимодействия воли субъекта управления с обязанностью объектов управления подчиняться этой воле обеспечивается системой норм действующего права и этическими требованиями с использованием различных материальных и моральных стимулов.
Таким образом, управленческое решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели.
Это осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт, подготовленный на основе диагностики и ранжирования по иерархии важности существующих неотложных социальных проблем, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий социальных субъектов, прогнозирования и выбора вариантов их решения, а также содержащий подлежащие реализации социально значимые цели (целеполагание) и средства их достижения (целедостижения).
1.2 Характеристика системы принятия управленческих решений на производственном предприятии
Процесс принятия решений – это формализованный процесс, который обязательно включает в себя следующие элементы:
-
субъект решения (лицо, ответственное за принятие решения); -
объект решения (подчинённый, конкретное лицо или отдел, ответственное за выполнение решения); -
предмет решения (решаемая проблема); - цель решения; - альтернативы вариантов решения проблемы; -
состояние внешней и внутренней среды (основной источник информации, необходимой для принятия решений).
Процесс принятия управленческих решений проходит через несколько этапов.
Между авторами и специалистами в области науки управления существует различие в количестве этих этапов, но все они согласны с основными этапами этого процесса.
Рассмотрим стадии принятия управленческих решений, по мнению ряда авторов.
Прохорова Ю.К. выделяет 3 основных этапа процесса принятия решений, каждый из которых включает в себя набор задач:
-
постановки задачи: выявление и описание проблемной ситуации, определение располагаемого времени, определение имеющихся ресурсов; -
формирования решений: анализ проблемной ситуации, формирование гипотез, формирование целей, определение ограничений, генерация решений, измерение предпочтений решений; -
выбор решения: определение допустимых решений, формирование критериев выбора, определение эффективных решений, выбор единственного решения [10].
Negulescu O. H., приводит схему принятия рационального управленческого решения, состоящую из семи этапов:
-
определение проблемы, -
выявление и ограничение факта; -
разработка потенциальных решений; -
анализ альтернатив; -
выбор альтернативы; -
реализация решения; -
создание системы контроля и оценки [11].
По мнению Doyle, J., процесс принятия решений включает пять этапов, используется в управленческой практике и подразумевает:
-
определение проблемы; которую нужно решить; -
определение и анализ доступных вариантов в зависимости от метода мозгового штурма; -
сбор информации; -
принятие решения; -
реализация решения [12].
Meskon M.X., Albert, M., Hedouri F., указали на 5 этапов процесса принятия управленческих решений, за которыми сразу следует непосредственно реализация решения:
-
диагностирование проблемы; -
формулировка ограничений и критериев принятия решения; -
определение альтернатив; -
оценка альтернатив; -
окончательный выбор [13].
На наш взгляд, процесс принятия управленческих решений проходит восемь этапов, представлены на рисунке 1.
Процесс принятия управленческих решений начинается с определения проблемы путем анализа и диагностики ситуации, а затем формулирования проблемы и определения ее характера, причин и важности. Этот этап является основой, на которой основан процесс принятия управленческих решений, поскольку неправильная идентификация проблемы и ее причин приведет к принятию неправильного решения и, следовательно, к неудаче этого процесса.
После определения проблемы составляется список целей, которые должны быть достигнуты, в соответствии с приоритетом, отмечая, что эти цели должны содержать количественные характеристики, чтобы судить о степени их достижения.
На третьем этапе собирается необходимая информация для поиска решения проблемы с необходимостью обеспечения адекватности, надежности и достоверности информации.
На следующем этапе определяются критерии принятия решений. эти критерии отражают цели, которые должны быть достигнуты. Также на этом этапе определяются внутренние и внешние ограничения, сужающих возможности в принятии решений, такие как финансовые, временные, технологические человеческие, юридические...и т. д.
На пятом этапе определяются все альтернативы решениям проблем, а затем анализируются эти альтернативы с использованием методов исследования операции и других математических и статистических методов, чтобы найти оптимальную альтернативу.
После выбора оптимальной альтернативы принимается решение и принимаются необходимые меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей с определением их обязанностей и предоставлением им необходимых полномочий для реализации решения.
На заключительном этапе происходит процесс контроля и оценки реализации решения, где фактические результаты во время и после реализации сравниваются с установленными целями и критериями.
Процесс принятия управленческих решений является сложным многоэтапным процессом, который происходит под воздействием многих факторов и условия окружающей среды.
Анализ внешней среды представляет собой анализ совокупности активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [10].
Анализ внешней среды – это оценка состояния и перспектив развития субъектов и факторов окружающей среды [1].
Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят потребителей, поставщиков ресурсов, трудовые ресурсы, конкурентов, акционеров, государство, профсоюзы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации.
К факторам косвенного влияния относят факторы, которые непосредственно не влияют на организацию, такие как политические, экономические, социальные и технологические факторы. Анализ внутренней среды представляет собой анализ факторов внутри организации, которые могут редактироваться и изменяться менеджером в зависимости от изменения факторов внешней среды организации.
Анализ внутренней среды предоставляет менеджеру информацию о внутренних возможностях организации, её потенциалах, целях и задачах.
К факторам внутренней среды относятся следующие:
-
производство: структура, темпы производства, объем, оборудования и степень их использования, обеспеченность материалами, уровень запасов, местонахождение производства, издержки, контроль качества, экология производства, торговые марки и т. п. -
маркетинг: доля рынка, продвижение товаров, маркетинговый бюджет, каналы распределения и сбыта, маркетинговые планы, ценообразование, имидж, репутация, и т. п. -
персонал: квалификация, структура, потенциал, производительность труда, интересы работников, стоимость рабочей силы.
Финансы и учёт: система учёта, финансовая устойчивость, рентабельность, платёжеспособность, собственные и заёмные средства, планирования прибыли, формирования бюджета и т. п.
-
организация управления: система управления, уровень менеджмента, организационная структура, способности высшего руководства, организация системы коммуникаций и т. п. [2].
Методы анализа и решения проблем (методы принятия решений) могут быть различными в зависимости от типа решаемых задач или проблем.
Проблемы могут быть классифицированы следующим образом:
-
стандартные проблемы, имеющие чёткую структуру, причинно-следственные связи, аналоги; -
хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на подпроблемы, блоки вопросов, для каждого из которых обычно имеется набор решений; -
слабоструктурированные проблемы, в которых далеко не всегда просматриваются направления решения, причинно-следственные связи, сами проблемы не формулируются достаточно чётко; -
неструктурированные проблемы, которые обычно не имеют аналогов, причинно-следственные связи не полностью ясны, способы решения не определены.
Для разрешения стандартных и некоторых хорошо структурированных проблем существует набор стандартных, стереотипных решений в конкретных ситуациях, изложенных в нормативных документах: инструкциях, правилах, стандартах, руководствах и т.п. В них чётко и определённо регламентируется последовательность анализа ситуаций и решения проблем. Однако большинство управленческих проблем весьма далеки от стереотипа. Для их разрешения могут применяться различные методы, используемые на разных этапах и процедурах процесса принятия решения.
Все методы принятия решений можно разделить на две группы: формализованные (математические) и неформализованные (эвристические).
Формализованные методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются при разрешении хорошо структурированных и, частично, слабоструктурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта.
Неформализованные методы используются при разрешении сложных слабоструктурированных и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения.
Формализованные методы, используемые для обоснования и выбора оптимальных решений, включают:
-
экономико-математические модели и методы (ЭММ), формализующие взаимосвязи процессов и явлений; -
системный анализ, позволяющий выявить взаимодействия составных частей систем, стратегию их развития; -
экспертные оценки и суждения, позволяющие квалифицированным специалистам оценить значимость событий, явлений, факторов, прогнозы развития систем и подсистем, соотношение детерминированных и вероятностных факторов.