Файл: Я. Е. Богатова подпись инициалы и фамилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Сущность и значение управленческих решений

1.2 Характеристика системы принятия управленческих решений на производственном предприятии

1.3 Исследование основных направлений совершенствования системы принятия управленческих решений

АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «БОГОТОЛМОЛОКО+»

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «БоготолМолоко+»

2.2 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.3 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «БоготолМолоко+»

2.4 Анализ системы принятия управленческих решений в ООО «БоготолМолоко+»

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «БОГОТОЛМОЛОКО+»

3.1 Формирование стратегических альтернатив совершенствования системы принятия управленческих решений

3.2 Разработка комплекса мероприятий и программы их реализации

3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



Любое управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение, а подчиненные (рядовые) сотрудники обязаны его исполнять. Такой механизм взаимодействия воли субъекта управления с обязанностью объектов управления подчиняться этой воле обеспечивается системой норм действующего права и этическими требованиями с использованием различных материальных и моральных стимулов.

Таким образом, управленческое решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели.

Это осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт, подготовленный на основе диагностики и ранжирования по иерархии важности существующих неотложных социальных проблем, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий социальных субъектов, прогнозирования и выбора вариантов их решения, а также содержащий подлежащие реализации социально значимые цели (целеполагание) и средства их достижения (целедостижения).


1.2 Характеристика системы принятия управленческих решений на производственном предприятии



Процесс принятия решений – это формализованный процесс, который обязательно включает в себя следующие элементы:

  • субъект решения (лицо, ответственное за принятие решения);

  • объект решения (подчинённый, конкретное лицо или отдел, ответственное за выполнение решения);

  • предмет решения (решаемая проблема); - цель решения; - альтернативы вариантов решения проблемы;

  • состояние внешней и внутренней среды (основной источник информации, необходимой для принятия решений).

Процесс принятия управленческих решений проходит через несколько этапов.

Между авторами и специалистами в области науки управления существует различие в количестве этих этапов, но все они согласны с основными этапами этого процесса.

Рассмотрим стадии принятия управленческих решений, по мнению ряда авторов.

Прохорова Ю.К. выделяет 3 основных этапа процесса принятия решений, каждый из которых включает в себя набор задач:

  • постановки задачи: выявление и описание проблемной ситуации, определение располагаемого времени, определение имеющихся ресурсов;

  • формирования решений: анализ проблемной ситуации, формирование гипотез, формирование целей, определение ограничений, генерация решений, измерение предпочтений решений;

  • выбор решения: определение допустимых решений, формирование критериев выбора, определение эффективных решений, выбор единственного решения [10].

Negulescu O. H., приводит схему принятия рационального управленческого решения, состоящую из семи этапов:

  • определение проблемы,

  • выявление и ограничение факта;

  • разработка потенциальных решений;

  • анализ альтернатив;

  • выбор альтернативы;

  • реализация решения;

  • создание системы контроля и оценки [11].

По мнению Doyle, J., процесс принятия решений включает пять этапов, используется в управленческой практике и подразумевает:

  • определение проблемы; которую нужно решить;

  • определение и анализ доступных вариантов в зависимости от метода мозгового штурма;

  • сбор информации;

  • принятие решения;

  • реализация решения [12].


Meskon M.X., Albert, M., Hedouri F., указали на 5 этапов процесса принятия управленческих решений, за которыми сразу следует непосредственно реализация решения:

  • диагностирование проблемы;

  • формулировка ограничений и критериев принятия решения;

  • определение альтернатив;

  • оценка альтернатив;

  • окончательный выбор [13].

На наш взгляд, процесс принятия управленческих решений проходит восемь этапов, представлены на рисунке 1.



Процесс принятия управленческих решений начинается с определения проблемы путем анализа и диагностики ситуации, а затем формулирования проблемы и определения ее характера, причин и важности. Этот этап является основой, на которой основан процесс принятия управленческих решений, поскольку неправильная идентификация проблемы и ее причин приведет к принятию неправильного решения и, следовательно, к неудаче этого процесса.

После определения проблемы составляется список целей, которые должны быть достигнуты, в соответствии с приоритетом, отмечая, что эти цели должны содержать количественные характеристики, чтобы судить о степени их достижения.

На третьем этапе собирается необходимая информация для поиска решения проблемы с необходимостью обеспечения адекватности, надежности и достоверности информации.

На следующем этапе определяются критерии принятия решений. эти критерии отражают цели, которые должны быть достигнуты. Также на этом этапе определяются внутренние и внешние ограничения, сужающих возможности в принятии решений, такие как финансовые, временные, технологические человеческие, юридические...и т. д.

На пятом этапе определяются все альтернативы решениям проблем, а затем анализируются эти альтернативы с использованием методов исследования операции и других математических и статистических методов, чтобы найти оптимальную альтернативу.

После выбора оптимальной альтернативы принимается решение и принимаются необходимые меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей с определением их обязанностей и предоставлением им необходимых полномочий для реализации решения.

На заключительном этапе происходит процесс контроля и оценки реализации решения, где фактические результаты во время и после реализации сравниваются с установленными целями и критериями.


Процесс принятия управленческих решений является сложным многоэтапным процессом, который происходит под воздействием многих факторов и условия окружающей среды.



Анализ внешней среды представляет собой анализ совокупности активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [10].

Анализ внешней среды – это оценка состояния и перспектив развития субъектов и факторов окружающей среды [1].

Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят потребителей, поставщиков ресурсов, трудовые ресурсы, конкурентов, акционеров, государство, профсоюзы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации.

К факторам косвенного влияния относят факторы, которые непосредственно не влияют на организацию, такие как политические, экономические, социальные и технологические факторы. Анализ внутренней среды представляет собой анализ факторов внутри организации, которые могут редактироваться и изменяться менеджером в зависимости от изменения факторов внешней среды организации.

Анализ внутренней среды предоставляет менеджеру информацию о внутренних возможностях организации, её потенциалах, целях и задачах.

К факторам внутренней среды относятся следующие:

  • производство: структура, темпы производства, объем, оборудования и степень их использования, обеспеченность материалами, уровень запасов, местонахождение производства, издержки, контроль качества, экология производства, торговые марки и т. п.

  • маркетинг: доля рынка, продвижение товаров, маркетинговый бюджет, каналы распределения и сбыта, маркетинговые планы, ценообразование, имидж, репутация, и т. п.

  • персонал: квалификация, структура, потенциал, производительность труда, интересы работников, стоимость рабочей силы.

Финансы и учёт: система учёта, финансовая устойчивость, рентабельность, платёжеспособность, собственные и заёмные средства, планирования прибыли, формирования бюджета и т. п.


  • организация управления: система управления, уровень менеджмента, организационная структура, способности высшего руководства, организация системы коммуникаций и т. п. [2].

Методы анализа и решения проблем (методы принятия решений) могут быть различными в зависимости от типа решаемых задач или проблем.

Проблемы могут быть классифицированы следующим образом:

  • стандартные проблемы, имеющие чёткую структуру, причинно-следственные связи, аналоги;

  • хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на подпроблемы, блоки вопросов, для каждого из которых обычно имеется набор решений;

  • слабоструктурированные проблемы, в которых далеко не всегда просматриваются направления решения, причинно-следственные связи, сами проблемы не формулируются достаточно чётко;

  • неструктурированные проблемы, которые обычно не имеют аналогов, причинно-следственные связи не полностью ясны, способы решения не определены.

Для разрешения стандартных и некоторых хорошо структурированных проблем существует набор стандартных, стереотипных решений в конкретных ситуациях, изложенных в нормативных документах: инструкциях, правилах, стандартах, руководствах и т.п. В них чётко и определённо регламентируется последовательность анализа ситуаций и решения проблем. Однако большинство управленческих проблем весьма далеки от стереотипа. Для их разрешения могут применяться различные методы, используемые на разных этапах и процедурах процесса принятия решения.

Все методы принятия решений можно разделить на две группы: формализованные (математические) и неформализованные (эвристические).

Формализованные методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются при разрешении хорошо структурированных и, частично, слабоструктурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта.

Неформализованные методы используются при разрешении сложных слабоструктурированных и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения.

Формализованные методы, используемые для обоснования и выбора оптимальных решений, включают:

  • экономико-математические модели и методы (ЭММ), формализующие взаимосвязи процессов и явлений;

  • системный анализ, позволяющий выявить взаимодействия составных частей систем, стратегию их развития;

  • экспертные оценки и суждения, позволяющие квалифицированным специалистам оценить значимость событий, явлений, факторов, прогнозы развития систем и подсистем, соотношение детерминированных и вероятностных факторов.