Файл: "Разработка информационной системы менеджера по продажам салона сотовой связи".docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ПО); -
Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой); -
Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.); -
Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему); -
Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Но также имеются и вспомогательные, то есть те, что обеспечивают нормальную работу системы на протяжении всего жизненного цикла. К ним относятся:
-
Документирование (формализованное описание информации, созданной течение жизненного цикла информационной системы); -
Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении жизненного цикла информационной системы для определения состояния компонентов ПО, управления его модификациями); -
Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее жизненного цикла соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам); -
Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями); -
Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению); -
Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами); -
Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора); -
Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов).
Все эти процессы необходимы, так как зачастую основываются на законодательных актах. Но необходимы еще и организационные процессы. К ним относятся:
-
Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами); -
Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения информационной системы); -
Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов жизненного цикла информационной системы); -
Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)
Перед тем, как приступить к проектированию информационной системы, необходимо создать ее модель, чтобы понимать, как система будет реагировать на внешние и внутренние раздражители и действовать в тех или иных ситуациях. Модель жизненного цикла информационной системы — структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач на протяжении жизненного цикла. Модель жизненного цикла зависит от специфики, масштаба и сложности проекта и специфики условий, в которых система создается и функционирует [4].
Существует несколько моделей жизненного цикла информационной системы. Самые распространенные из них это: каскадная модель, спиральная модель, итерационная модель.
Каскадная модель жизненного цикла была предложена в 1970 г. Уинстоном Ройсом. Она предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. Требования, определенные на стадии формирования требований, строго документируются в виде технического задания и фиксируются на все время разработки проекта. Каждая стадия завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Согласно этой модели, существует несколько этапов моделирования: формирование требований, проектирование, реализация, тестирование, внедрение, а также эксплуатация и сопровождение.
Спиральная модель жизненного цикла была разработана в середине 1980-х годов Барри Боэмом. Она основана на циклическом процессе принятия решений. При использовании этой модели информационная система создается в несколько повторений.
Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии информационной системы, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации.
На каждой итерации оцениваются:
– риск превышения сроков и стоимости проекта;
– необходимость выполнения ещё одной итерации;
– степень полноты и точности понимания требований к системе;
– целесообразность прекращения проекта.
Итерационная модель основана на соединении каскадной и спиральной моделей, что привело к их сближению и появлению современного итерационного подхода, который представляет рациональное сочетание этих моделей. Различные варианты итерационного подхода реализованы в большинстве современных технологий и методов [7].
1.2.3. Выбор базовой стратегии информационной системы
Существует несколько концептуальных основ для определения базовых стратегических свойств ИС, наиболее полезные описаны ниже, и ввиду того, что они являются базовыми, они могут помочь и разработке собственной концепции.
Главная цель плана разработки состоит в осознании того, что потребности фирмы в информации определяют структуру ее информационной системы, а также управления ими. G.Parsons в 1983 г предложил 6 основных стратегий:
Центральное планирование
В этом случае имеется центральный отдел, координирующий стратегию и бизнес-стратегию, а начальник информационной системы – отдела должен быть частью управленческого аппарата, занятого принятием решений.
Первенство
Фирмы с такой стратегией обычно пытаются связать потребности фирмы с развитием информационных технологий и вкладывают в исследования крупные суммы. Необходима сильная поддержка высшего руководства.
Свободный рынок
В этом случае избегается бюрократия центрального планирования, менеджеры-пользователи решают, какие у них потребности в информации и как их удовлетворить, высшее управление не вовлекается в этот процесс.
Монополия
Здесь отдел ИС является монопольным распространителем информационных технологий.
Скудные ресурсы
Когда менеджмент рассматривает информационные технологии как скудный ресурс, он пытается ограничить его использование. Главный вопрос здесь: сколько ресурсов займет проект и через какое время он окупится?
Необходимое зло
В этом случае фирма рассматривает информационные технологии как необходимое зло, Которое нужно для достижения целей, и проект будет осуществляться лишь в случае, когда станет абсолютно необходим для достижения деловой цели.
В любое время фирма может применять одну из шести стратегий или смешивать их, при смене обстоятельств менять их, но это всегда глубоко интеллектуальный труд.
Стратегическая матрица McFarlan—McKenney
Выделяются 4 класса фирм, на которые информационная система будет иметь различное влияние: стратегический класс, оборотни, фабричный класс, класс поддержки.
Стратегический класс. Сюда попадают фирмы, настоящее и будущее которых зависит от использования информационной системы для ежедневной деятельности: банки, страховые компании и т.д. Фирмы этой категории должны придерживаться стратегии центрального планирования или первенства ввиду высокой корреляции между успешным использованием информационных технологий и успехом фирмы.
Оборотни. Эти фирмы не сильно зависят от информационной системы, но могут в будущем планировать ее широкое применение, чтобы «подстелить соломки» своему конкурентному преимуществу. Такие фирмы должны придерживаться стратегии центрального планирования, первенства и свободного рынка.
Фабричный класс. Это те фирмы, в которых хотя и может существовать зависимость повседневных операций от информационной системы, но которые работают в отраслях, где информационные технологии не могут стать источником конкурентного преимущества. Здесь рекомендуется стратегии монополии и скудности ресурсов.
Класс поддержки. Такие фирмы обычно используют ИС для поддержки, например системы пароля. Им рекомендуется стратегия скудности ресурсов, хотя возможны случаи применения монополии и свободного рынка.
1.2.4. Автоматизированное рабочее место
С появлением персональных компьютеров стало возможным установить их прямо на рабочее место и оснастить новыми инструментальными средствами, ориентированными на пользователя-непрограммиста. Под АРМ менеджера следует понимать его рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно-технический комплекс индивидуального или коллективного пользования, который позволяет в диалоге или пакетном режиме вести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в виде экранных или печатных форм.
На номенклатуру АРМ и совокупность включаемых в них информационных технологий влияют структура управления, сложившаяся в учреждении, технологии предметных областей, схема распределения обязанностей и целей между сотрудниками. Таким образом, номенклатура АРМ зависит от управленческой структуры.
АРМ состоит из трех основных компонентов; обучающей системы, комплекса программных продуктов по обработке информации и сервисных средств.
Обучающая система включает в себя: интегрированную строку подсказок, систему закладок, указателей и справок, встроенная система примеров, гипертекстовая система документации, включающая руководство пользователя и руководство программиста, система контроля и обнаружения ошибок.
Комплекс программных продуктов для обработки информации включает в себя:
для пакетного режима: ввод информации с дискет, сканера, по каналам связи (компьютерная связь, модемная связь), автоматизированные расчеты, обработку данных, вывод данных на печать, формирование архивов за отчетный период.
для диалогового режима: ввод с клавиатуры, обработку информации в реальном времени, выписку документов с загрузкой базы, вывод данных по запросу на принтер, экран, в файл, работу с архивами.
Сервисные средства для настройки АРМ включают:
настройку значности реквизитов, эргономическое обеспечение экранных форм, настройку цвета и звука, визитную карточку предприятия, установку системы доступа к данным, настройку алгоритмов расчетов, настройку таблиц входимости, настройку устройств (принтер, модем, сканер), календарь подготовки и сдачи отчетности.