Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

121
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ
ДЕТЕРМИНАНТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ
И УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ
5.1. К проблеме успеха и успешности личности
Современное общество нуждается в особом типе личности – личности, которая способна и готова реализовать его требования не- обходимым и оптимальным образом, обеспечивая тем самым соци- альный прогресс. Вместе с тем, прогресс общества в целом невозмо- жен без прогресса и развития отдельной личности. Безусловно, бес- смысленно полагать, что достижения общества есть арифметическая сумма достижений каждого из нас. Однако очевидно и другое – без стремления и способностей конкретных людей быть достигающими общество остановилось бы в своем развитии. История давно доказа- ла, что в тех культурах (обществах), в которых социальная ориента- ция на успех поощрялась, произошли серьезные экономические и социальные позитивные преобразования. Наиболее ярким тому при- мером служит идея «успеха» в американской культуре.
В связи с этим актуальным становится вопрос о достижении успеха (социального, профессионального и т. п.), который является ценностью как для общества в целом, так и для конкретной личности.
Без преувеличения можно сказать, что каждый человек хотел бы быть успешным и, что еще более личностно значимо, переживать чувство успешности, которое является одним из важнейших показателей жиз- ни – удовлетворенности.
Нам представляется, что люди, стремящиеся и достигающие высоких результатов (успешный тип личности), составляют необхо- димый ресурс развития общества.
Несмотря на важность ценности успеха как для конкретной личности, так и для общества, в отечественной психологии до недав- него времени рассматривались лишь некоторые прикладные аспекты этой проблемы. В последнее время отношение к проблеме успеха как жизненной ценности изменилось. В передачах на телевидении, в раз-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

122 ных по содержанию и направленности журналах можно найти огром- ное количество советов, какими способами человек может достичь жизненного успеха. Также стали проводиться психологические ис- следования, направленные на выявление личностных качеств, спо- собствующих успешной предпринимательской деятельности.
Всплеск интереса к этой проблеме демонстрирует значимость, популярность и необходимость разработки понятия «успех», но еще, что более актуально, изучение механизмов, обеспечивающих дости- жение и переживание успеха.
Значимость успеха и неудачи в конкретной деятельности и жизнедеятельности для человека настолько велика, что многие авто- ры, соглашаясь с тем, что достижения являются чисто филогенетиче- ским приобретением, выделяют в нем эволюционно-психологические аспекты и рассматривают эту проблему с нескольких точек зрения – онтогенетической, актуалгенетической и эволюционно-генетической.
Исходя из такого, самого широкого понимания успеха, можно гово- рить о влиянии успеха и неудачи на все развитие личности, в каком бы ракурсе оно не рассматривалось.
В работах Х. Хекхаузена показано, что уже в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет дети обнаруживают самооценоч- ные выразительные реакции по поводу успешных (удавшихся) и не- успешных (неудавшихся) действий. При этом доказано, что успех может переживаться раньше, чем неуспех [87].
Данные западных психологов показывают роль успеха и не- удачи в эмоциональной регуляции поведения ребенка. В деятельно- сти и жизнедеятельности взрослых людей роль успеха и неудачи не- возможно переоценить.
Направленность на успех является «высокогенерализованным качеством личности» (О.И. Ефремова), так как проявляется не только в учебной или социально-профессиональной деятельности. Наличие у человека ориентации на успех находит отражение практически во всех сферах его жизнедеятельности.
Обозначая социальную и личностную ценность успеха, следует отметить, что не всякое общество ориентировано на культивирование данной ценности, особенно у отдельной личности. Общество с тен- денцией на «уравнивание», на деиндивидуализацию личности не только не поддерживает стремления людей к персональному успеху, но создает социальные механизмы, препятствующие развитию моти-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


123 вации достижения успеха. Стоит только вспомнить наше недавнее прошлое, в котором было даже неприлично быть успешным, слиш- ком выделяться. Не во всякой культуре есть условия для развития успешных личностей именно потому, что успех связан прежде всего с социальной природой человека, с его стремлением, с одной стороны, слиться с обществом, а с другой – выделиться в нем, быть замечен- ным и признанным.
Наша попытка анализа успеха в русской культуре привела к мысли о том, что успех и успешность личности достаточно долго не выступали ценностью ни для общества, ни для подавляющего боль- шинства людей. (Для нас остается вопросом ценность успеха кон- кретной личности и сегодня.)
Первоначально мы обратились к анализу пословиц и погово- рок, которые в концентрированном виде отражают представления о разных явлениях жизни. Только количественный анализ пословиц и поговорок показал нам, какое место и значение приобретает катего- рия успеха в обыденном общественном сознании. Например, посло- виц о смерти только в одном литературном источнике в 1,5 раза больше, чем пословиц об успехе. Отметим, что в классификаторе по- словиц рубрика «успех» вообще отсутствует. Однако нам удалось найти пословицы на тему «удача» и «неудача – неудачник». Каче- ственный анализ пословиц и поговорок об удаче выявил интересную картину: большинство этих пословиц связывают достижения не с ак- тивностью и деятельностью человека, а исключительно с везением.
Ярким тому примером служит пословица «Все глупому удастся; будь преумная душа, не добудешь ни гроша». Или вспомним всем извест- ное «дуракам везет». И только одна пословица устанавливает связь между удачей и работой: «Удача сама не придет, ее работа за руку на поклон приведет».
Русская классическая литература также дает богатый материал, позволяющий оценить отношение к преуспеванию, успеху, успешно- му человеку. Первое, что незамедлительно вспоминается в этой свя- зи, роман И.А. Гончарова «Обломов». Анализируя содержание дан- ного произведения в контексте проблемы успеха, важно указать, что в первом номере журнала «Современник» за 1859 г. вместе с началь- ными главами романа И.А. Гончарова было опубликовано и «Дво- рянское гнездо» И.С. Тургенева. И Гончаров, и Тургенев пытались осмыслить судьбы дворян с учетом резкого разворота, который дела-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


124 ла в 1850-х гг. русская жизнь. Ее патриархальный уклад уходил в прошлое. Новая жизнь требовала иных ценностей. Для Гончарова, который оценивал новую жизнь не только в социально-психологи- ческом плане, но и нравственном, было существенно и почти очевид- но, что новый «цикл жизни» с его буржуазными порядками может привести к неизбежным нравственным утратам. То новое в жизни
России, за что так ратовали Петры Адуевы и Андреи Штольцы, дока- зало свою жизнеспособность. Но для многих вопрос о нравственной состоятельности оставался открытым. Гончаров, используя в своем романе прием сопоставления, рассматривает Обломова и Штольца именно с точки зрения отношения к действию, движению, развитию, а следовательно, отметим, и с точки зрения достижений. Автор рома- на постоянно предостерегает читателя воспринимать Обломова как опустившегося лентяя. У Ильи Ильича ничегонеделание, лежание не только поза, но и позиция. Жизнь Обломова осмыслена автором как особое бытие. При этом феодально-патриархальный уклад рассмат- ривается через коллективную психологию людей. В основе обломов- ской жизни – традиционная нравственность – следование традициям.
Там, где есть строгое следование традиции, – нет инициативы, нет развития, движения вперед. Приоритетом становится слияние с тем, что завещано родителями, прародителями. Гончаров считает, что та- кое бытие обломовцев отличается своеобразной полнотой, близостью к природе: «Все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью». Автор и осуждает, и в то же время представляет жизнь Об- ломова как поэтичную, полную, гармоничную. Обломовский стиль жизни воспитывает не активное, а созерцательное отношение к жиз- ни, так многократно повторенное в других шедеврах русской литера- туры. Как в этой связи не вспомнить о русских сказках, которые го- ворят о жизни, развивающейся по законам чуда. Лейтмотив многих русских сказок, на которых воспитываются все поколения, вкладыва- ет в детскую память идею о том, что простому да доброму, не гордо- му, нищему духом все дается само, как Емеле. В памяти скольких поколений русских людей живут эти сказки?
Как антипод Обломова создан образ Штольца – активного, преуспевающего, воплощающего другой образ жизни. Для нас в этом анализе важно подчеркнуть, что автор романа постоянно противопо- ставляет успех и активность, с одной стороны, нравственность, ду- ховные ценности – с другой.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   20

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

125
Штольца, который начал свое дело «с нуля», выжил в Петер- бурге, достиг успеха, А.П. Чехов охарактеризовал таким образом:
«Штольц не внушал мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная». Сам же автор романа, опи- сывая достоинства Штольца, убежден, что человек, самостоятельно добивающийся результатов, несет нравственные утраты.
В своих дневниках М. Пришвин, сравнивая «штольцевщину» и
«обломовщину» с точки зрения идеала гармоничных общественных отношений, не отдает преимущества первой.
С таким же отношением к деятельным людям мы встречаемся в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад», А.Н. Островского «Бешеные деньги» и др.
Нам представляется, что в России разработка проблемы успеха и успешности нуждается в особом внимании, так как новые социаль- ные условия, требующие «рождения» нового типа личности – успеш- ной и достигающей, сами по себе не обеспечивают автоматического появления таких людей.
Понятие успеха в литературе понимается в нескольких аспек- тах. Во-первых, это достижение определенного результата, который оценивается личностью как значимый. В этом понимании успеха фиксируются как объективные показатели достижений, так и субъек- тивная его оценка. Во-вторых, под успехом может пониматься обще- ственное признание достижений человека. Данное определение фик- сирует социальный, нормативный аспект успеха. В-третьих, как было замечено выше, часто под успехом понимается удача в чем-либо.
По мнению О.И. Ефремовой, успех – это положительный ре- зультат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, которые отражают социальные ориентиры общества; успех – это форма самореализации субъекта, обеспечивающая его саморазви- тие, она предполагает оценку со стороны общества в форме одобре- ния или признания (см. об этом: [81]).
Представители экзистенциально-гуманистического направле- ния выделяют широкое и узкое значение понятия успеха. Узкое сво- дится к пониманию оценки конкретного результата, достижения, зна- чимости для личности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

126
В широком смысле под успехом понимается жизненная успеш- ность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственный потенциал.
Многие авторы указывают на субъективность понимания поня- тия «успех» и «неудача», на сложность объективно их оценить
(К. Левин, Х. Хекхаузен и др.). Одной из причин таких трудностей является наличие разных форм успеха.
Так, например, Г.Л. Тульчинский, выделяет четыре основные формы успеха.
Первая форма – это успех-популярность как широкое призна- ние результатов деятельности личности, ее дел и поступков (резуль- тативный успех).
Вторая форма – это успех как признание «значимыми други- ми». На данном уровне проявляется избирательность значимости до- стижений личности для нее самой через «значимых других».
Успех-преодоление заключается в разрешении человеком про- блем и противоречий своей жизни, что и является третьей формой.
Решение проблем, преодоление трудностей обогащают опыт челове- ка, обусловливают его самооценку и самоуважение. Данная форма успеха является важным фактором становления и развития личности.
Особое значение имеет не только преодоление внешних трудностей, но и самопреодоление. Оно выступает в качестве стремления преодо- леть самого себя, выйти за свои субъективные рамки, утвердиться на новых горизонтах и границах и при подкреплении хотя бы малым, но социально значимым признанием может служить мощным фактором и стимулом развития и воспитания личности.
Наконец, четвертая форма – это успех как реализация призва- ния. В этом случае наибольшее удовлетворение приносит не резуль- тат, а сама деятельность.
По мнению Г.Л. Тульчинского, вышеперечисленные четыре формы успеха могут выступать и как уровни самореализации. При- чем от уровня к уровню растет личностный фактор мотивации, а так- же роль индивидуализации в процессе социализации личности [86].
Несмотря на многозначность понятия «успех», следует сказать о том, что успех (или неудача) «сопровождает» любую активность человека, он «пронизывает» все виды социальной активности, так как связан с фундаментальными социальными потребностями. Успех – явление многоаспектное и полифакторное: он включает в себя и ре-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


127 сурсы личности (ее способности, возможности, творческий потенци- ал, мотивационную направленность, самооценку, притязания) и ее социальные ориентиры.
Категория успеха имеет принципиально важное значение для деятельности человека. Приступая к любой деятельности, человек ожидает достижения успеха. Д. Мак-Клелланд и Дж. Аткинсон вклю- чают понятия «успех» и «неудача» в схему целенаправленной дея- тельности. По мнению ряда отечественных психологов, анализ успеха может быть осуществлен на основе деятельностного подхода, что означает определение успеха в структуре деятельности: цель – сред- ство – результат. Для понимания успеха наиболее адекватным пред- метом анализа может выступать только целесообразная деятельность как предельный вариант ориентированности на цель. В этом случае вся активность субъекта деятельности определяется направленностью на достижение цели. Осмысление цели, удовлетворенность достигну- тым и есть основание для переживания успеха. Таким образом, в ито- ге успех выступает регулятором деятельности и предполагает нали- чие ее качественной характеристики с максимальным приближением к намеченному результату.
В школе К. Левина проблема успеха, изученная в контексте проблемы целеполагания личности, раскрыта во многих аспектах. В экспериментальных исследованиях его учеников (Ф. Хоппе, М. Юк- нат) исследовались роль успеха и неудачи в конкретной деятельно- сти, зависимость динамики деятельности от наличия – отсутствия успеха, связь успеха с притязанием, трудностью задач, самооценкой
(уровнем «Я») личности.
Исследуя успех или неудачу в конкретной деятельности,
Ф. Хоппе связывал их с достижением – недостижением результата, к которому стремился человек. Успех является важнейшим условием стимулирования и динамики деятельности. По мнению этого иссле- дователя, деятельность прекращается после ряда неудач, если поте- ряна малейшая возможность прийти к успеху. Ф. Хоппе обнаружил связь успеха с тенденцией поддерживать свою самооценку как можно более высоко, отсутствие успеха наносит урон уровню «Я».
Еще более явно проблема успеха в связи с притязаниями лич- ности была поставлена в работах М. Юкнат. Автор показала, что наличие постоянного успеха в деятельности стимулирует (побуждает)
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»