Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 954
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29. Ролевая (деловая) игра: «Викторина».
Данное задание предполагает два этапа. На первом этапе студентам предлагается принять участие в мини-викторине, ответив на вопросы преподавателя.
Примерные вопросы викторины по проблеме табакокурения:
-
Объясните выражение: табачный дым по сердцу «бьет».
Возможные варианты ответов:
а) Никотин стимулирует выделение в кровь адреналина, что вызывает тахикардию и повышение АД (сердце курящего за сутки делает на 12-15 тысяч сокращений больше), такой режим приводит к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы.
б) Коронарные сосуды постоянно спазмированы, сужены, - ухудшается питание сердечной мышцы.
в) Более 10% гемоглобина связаны угарным газом, что приводит к гипоксии, снижается выработка АТО – источника энергии для работы сердца.
-
Французский посол в Португалии Жак Нико подарил французской королеве Екатерине Медичи, страдавшей мигренью табачный порошок, который приносил ей временное облегчение. Можно ли считать табак лекарством от мигрени? И почему королева чувствовала облегчение?
Вариант ответа: никотин в первой фазе вызывает расширение сосудов, в том числе и сосудов головного мозга, и действует возбуждающе на ЦНС, этим и объясняется облегчение. Но затем наступает вторая фаза с обратным эффектом.
-
Некоторые из команды курили натощак, глотая дым до рвоты, а потом пили воду, крепко настоянную на табаке. Это продолжалось изо дня в день, целые недели. Когда такой человек являлся в судовой лазарет, то у него, как у паралитика, тряслись руки и ноги, а лицо выглядело мертвенно-зеленым, с блуждающими, мутными глазами… Иногда это кончалось смертью. Какое явление описал Новиков-Прибой в романе «Цусима».
Вариант ответа: острое отравление никотином (прием очень большой дозы).
-
Одна из легенд гласит: Много-много лет назад, когда табак был завезен в Армению из дальних стран, у подножия горы Арарат сидели торговцы табаком и кричали, зазывая: «Божественные листья! Божественные листья! В них лекарство от всех болезней». К ним подошел мудрый старик и сказал: «Этот «божественный» лист приносит и другую пользу. В доме курильщика не бывать грабителю, курильщика никогда не кусают собаки, и он никогда не состарится!». Объясни нам твои мысли, о мудрейший из мудрых! – попросили они его. Вопрос: что им ответил мудрый старик?
Вариант ответа: вор никогда не заберется в дом курильщика потому, что тот всю ночь кашляет и не спит. За годы курения курильщик так ослабевает, что вынужден ходить с посохом. Какая же собака укусит человека, если у него в руке палка? И, наконец, курильщик никогда не состарится, потому что он умрет молодым!
-
В настоящее время возрождается старый забытый, весьма эффективный метод лечения – гирудотерапия, т.е. лечение пиявками. Почему, применительно к курильщикам, это средство малоэффективно?
Вариант ответа: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.
-
При выкуривании 1 пачки сигарет человек получает дозу радиации в семь раз большую предельно допустимой. А если учесть, что в организм попадают радиоактивные частицы в результате распада табачных изотопов свинца – 210 и висмута – 210, то общая доза полученной радиации почти в 30 раз превышает установленные нормы. К каким последствиям это может привести?
Возможные варианты ответов:
а) радиация табачного происхождения – главная причина возникновения раковых заболеваний;
б) генетические мутации;
в) атеросклероз.
На втором этапе – студентам предлагается по примеру услышанных вопросов разработать варианты вопросов для викторины по проблемам: наркомании, преступности, токсикомании, интернет-зависимости и др.
30. Практическое задание:«Эссе: о видах девиантного поведения»
Предлагаются следующие темы эссе в рамках задания:
1. Гениальность –это социально одобряемое девиантное поведение?»
2. Мои прогнозы о формах девиантного поведения через 30 лет.
3. Сталин И.В. - девиантная личность в истории?
4. Шерлок Хомс – девиантная личность в художественной литературе?
5. Девиантное поведение молодежи в произведениях Ф.М. Достоевского.
5. Гении, таланты, герои.
6. О суициде надо знать!
7. Виды и формы социальных отклонений современного российского села.
31. Ролевая (деловая) игра: «Кинолектория»
Название этого задания выбрано схематично. Смысл его заключается в совместном просмотре фильма «Транспотинг. На игле», 1996, режиссёр: Дэнни Бойл и обсуждения вопроса «Кому смотреть фильм?».
Обсуждение может быть выстроено в форме дискуссии или ролевой игры. Важно обсудить вопрос «Надо ли этот фильм показывать подросткам?».
Если «Да», то почему и если «Нет», то почему.
32. Исследовательское задание: «Изучение отношения к гомосексуализму».
Проведение исследования общественного мнения относительно проблемы гомосексуализма.
Студентам предлагается, посредством формализованного интервью выяснить отношение в обществе к явлению гомосексуализма.
Для проведения исследования необходимо:
1. Составить план интервью (не более 6 вопросов).
2. Опросить не менее 10 людей (отбор респондентов методом случайной выборки)
3. Обработать результаты интервью и интерпретировать полученные данные.
4. Представить результаты на занятиях
По итогам проведенного исследования преподаватель резюмирует полученные результаты и совместно со студентами обобщают полученные всеми студентами данные и формулируют выводы.
33. Практическое задание: «Решение кейса: в поисках клада или как увеличить доходы»
Введение в проблему. Несмотря на то, что семья Комаровых стала вести семейный бюджет, оптимизировала свои расходы, у них получается ежемесячно откладывать некоторую сумму финансовых средств, вопрос с увеличением семейного капитала не решен окончательно. Все еще остаются нереализованными мечты о комфортабельном семейном отдыхе, о получении Ириной хорошего образования после окончания школы и многое другое. На семейном совете, пришли к выводу, что есть только один вариант – больше зарабатывать. Но как? Илья, романтическая натура, предложила отправиться на поиски клада.
Описание развития проблемы. Отец и мать Ильи работают целыми днями, Илья учиться и еще подрабатывает. Ни у кого из них нет возможности найти время для других подработок. Следовательно, увеличение заработка семьи за счет основной работы мамы, папы и Ильи невозможно. И все чаще Илья склонялся к мечтам о поиске клада. Ирина как-то пошутила над братом, сравнив его с Буратино, и предложила ему закопать несколько монет на поле чудес.
Но вместо этого, вдруг Илья стал приносить в семейный бюджет свои личные доходы. Каждую неделю по три тысячи он вкладывал в семейный бюджет.
На вопросы родителей и сестры – он говорил, что нашел подработку, которая не мешает его учебе.
Родители стали пристально наблюдать за поведением своего сына. Но ничего подозрительного они не замечали. Поведение мальчика не изменилось. На улице с друзьями особо не задерживался, после школы иногда приходил позже чем обычно, но ведь он мог и с друзьями просто общаться.
Однажды к маме Ильи на работу пришел участковый и сообщил о том, что есть подозрения, что Илья торгует наркотиками, вернее не торгует, а доставляет наркотики от продавца до покупателя, выполняет курьерские услуги.
Данные к ситуации.
Семья Комаровых состоит из 4 человек. Петр Петрович – глава семьи (работает менеджером по продажам строительных материалов. Зарабатывает около 100 000 в месяц), Ольга Борисовна – его жена (домохозяйка, необходим уход за дочерью иногда берет работу на дом на компьютере, зарабатывает в среднем 25 000 в месяц) и двое из детей: Илья (14 лет) и Ирина (8 лет). Семье необходимы деньги для оплаты дорогой операции дочери, которая страдает пороком сердца.
Ежемесячно на расходы в семье тратиться около 80 000 рублей (коммунальные платежи, питание, проезд, лекарства, они не позволяют себе покупать дорогих вещей).
На данный момент удалось накопить 300 000 рублей, еще требуется 250 тысяч рублей.
Петр Петрович и Ольга Борисовна никогда не поддерживали сына в поиске вариантов дополнительного заработка.
Ирина, напротив верит обещаниям брата и надеется, что он поможет родителям в накоплении необходимой суммы.
Постановка задачи:
1. Вы являетесь родителями Ильи. Разработайте алгоритм действий по решению проблемной ситуации
2. Вы являетесь участковым – разработайте алгоритм действия участкового
1.4. Аддиктивное (зависимое) поведение как вид отклоняющегося поведения.
34. Ролевая (деловая) игра: «Мозговой штурм: почему люди употребляют наркотики».
Студентам предлагается провести мозговой штурм на тему «Почему люди употребляют и не употребляют наркотики?»
Составляется отдельно два списка:
1. Список причин употребления наркотиков
2. Список причин не употребления наркотиков.
Комментарий: как всегда, выясняется, что причин, чтобы употреблять наркотики гораздо больше, чем причин для неупотребления.
Затем сравниваются по количественному признаку причин какого поведения больше.
В заключении делается вывод о качественных характеристиках причин и последствий употребления наркотиков.
35. Ролевая (деловая) игра: «Вампиры».
Цель игры: профилактика наркомании, знакомство с интерактивными формами профилактики наркомании в молодежной среде.
Суть игры: из участников выбирается 3 человека – «вампиры», задача которых инициировать остальных участников в свое число.
Вампиры для инициации каждому человеку приводят доводы в пользу стать такими же как они (зависимыми вампирами от ПАВ). Если у участника не находится контраргументов – он становится тоже вампиром. (допускается защита людей другими участниками не вампирами – они могут помогать человеку искать аргументы.
Анализ Какие чувства испытывали «вампиры» и люди? Как менялись чувства человека, когда он становился «вампиром»? Какие чувства у тех, кто до конца остался человеком
36. Тренинговое упражнение:«Круг проблем» .
Цель игры: профилактика наркомании, знакомство с интерактивными формами профилактики наркомании в молодежной среде.
Суть проведения упражнения: из числа участников выбирается главный герой /главная героиня (далее Герой).
Герою присваивается имя (возможно он сам выбирает имя, возможно другие участники дают ему имя) и размещают его на стул в центре круга.
Стул символизирует – употребление всего лишь одной дозы наркотиков, то есть как только Герой садиться на стул в центре круга, считается, что он получил дозу наркотиков.
Далее Герою предлагается передвигаться с одним стулом по комнате, что символизирует наличие у него одной проблемы. Герой двигается свободно по комнате с одной проблемой (с одним уколом) как и человек с одной проблемой двигается по жизни легко (Подумаешь, один раз укололся…).
Затем Герою дают в руки еще один стул и другой– потому что у него появляются другие проблемы. Оказывается, что уколовшись всего один раз он подцепил гепатит В, а затем нашли еще и ВИЧ-инфекцию.
Затем Герою подкидывают еще несколько стульев, и с ними гулять по комнате уже как-то невесело.
Далее объявляется, что герой от большого числа проблем начинает употреблять наркотики постоянно.
Герою подкидываются еще проблемы (физически они выражаются в стульях) – это проблема наркозависимости