Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 953
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, поиск денег, воровство, проблемы с милицией и т.д. С появлением наркозависимости каждая проблема усложняется, поэтому на каждый из стульев Героя садиться по человеку.
В конце концов герой остается в окружении стульев, символизирующих его проблемы, с сидящими на них людьми.
Герою предоставляется шанс вырваться, но люди, сидящие на стульях – не должны дать вырваться ему.
Далее организуется обсуждение упражнения. Преподаватель указывает на то, что жизнь повернуть вспять невозможно.
В данном упражнении все что происходило можно как кинопленку отмотать назад: убираются со стульев люди, и постоянно подчеркивается, что их еще нет, а потом и сами стулья. «Пленка» отматывается до момента, когда герою предлагается первая доза наркотика. Теперь перед героем ставится выбор: сказать «да» или «нет».
Анализ упражнения проводится преподавателем. Каждому участнику представляется возможность высказаться о чувствах и эмоциях, которые были пережиты во время упражнения. В итоге преподаватель подводит всех участников к выводу о том, что в конечном счете такой выбор есть у каждого человека и каждый делая его определяет свое будущее.
37. Ролевая (деловая) игра: «50 способов сказать «НЕТ».
Игра проводиться с целью обучения навыкам говорить «Нет» в ответ на предложения ПАВ. Кроме того, как будущим специалистам данное упражнение может стать методическим инструментом в дальнейшей профессиональной работе.
Для проведения игры желательно разместить всех участников в круг (но это требование не обязательное).
Выбирается один из участников (может этим участником быть и сам преподаватель), который будет выполнять роль продавца, предлагающего наркотики.
Задача продавца подойти по очереди к каждому участнику и сделать свое предложение.
Задача каждого из участников – сказать ему «Нет» разными способами.
Важным условием является запрет на повторение вариантов «Нет», озвученных ранее.
Каждый высказанный вариант «НЕТ» фиксируется на доске/ бумаге /флипчарте и т.д. для визуального представления о том, какие варианты «НЕТ» уже прозвучали.
Когда каждый из участников высказался, продавец ПАВ подходит повторно (по очереди) к каждому участнику. Если участник не находит варианта ответить «НЕТ» - он выбывает из круга. Побеждает тот участник, который остался последним в круге.
Далее преподаватель с участниками анализируют названные способы отказа и приводит примеры своих вариантов (если какие-то из них не прозвучали в аудитории).
Примерные варианты способов сказать «нет» человеку, предлагающему наркотики
38. Ролевая (деловая) игра: «Проблема наркомании: меня тоже касается»
Цель: Повысить уровень информированности студентов по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
Это упражнение требует особого внимания преподавателя к эмоциональному фону в аудитории. Вопросы, которые будут обсуждаться имеет отношение непосредственно к участникам занятий, поэтому заранее следует продумать и проговорить с участниками правила конфиденциальности.
Для обсуждения темы преподаватель предлагает построить разговор по следующим вопросам:
Преподаватель обязательно должен стремиться к тому, чтобы в обсуждении каждого вопроса приняли участие все студенты. С этой целью преподаватель должен модерировать процесс инициируя активность участников. По каждому вопросу, обязательно должно быть обобщающее высказывание со стороны преподавателя.
39. Тренинговое упражнение: «Спорные утверждения».
Задание «Спорные утверждения» выполняется в парах. Все участники разбиваются по парам и определяются кто из пары будет сторонником утверждения, а кто - его оппонентом.
После того, как роли в парах распределены каждой паре выдается одно утверждение.
Примеры спорных утверждений:
1. Легкие наркотики безвредны.
2. Наркомания - это преступление.
3. Наркотики повышают творческий потенциал.
4. Наркомания - это болезнь.
5. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков.
6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
7. Наркомания излечима.
8. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
10. Наркоман может умереть от СПИДа.
11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
12.По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
13.Наркоман может умереть от передозировки.
14.Продажа наркотиков не преследуется законом.
15.Наркомания неизлечима.
После этого происходит индивидуальная работа каждого участника, он в соответствии со своей ролью придумывает, вспоминает аргументы.
Первичный подсчет аргументов происходит по количественному принципу «Кто больше».
Затем в паре партнеры озвучивают свои аргументы и друг другу.
Далее этап взаимной критики: партнеры критикуют приведенные аргументы друг друга. Важно, чтобы критика не носила уничижающий характер, была конструктивной и максимально корректной.
По результатам анализа критических замечаний, каждый участник корректирует свои аргументы.
Далее проходит публичная презентация спорных утверждений и аргументов к ним.
Каждая пара представляет свое утверждение и высказывает аргументы сторон. Слушатели имеют возможность задать уточняющие вопросы.
40. Тренинговое упражнение:«Ощущения».
Данное упражнение можно и нужно проводить в заключении всех интерактивных процессов, проводимых в рамках учебных занятий. В данном случае пример упражнения «Ощущения» приводится как итог предыдущего упражнения «Спорные утверждения». В ходе упражнения участникам предоставляется возможность высказать собственные ощущения и чувства, озвучить свои сомнения и вопросы.
Ход выполнения упражнения: преподаватель просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, какие ощущения испытывали на разных этапах выполнения, какие вопросы возникли и на которые еще ответа не получили.
41. Ролевая (деловая) игра: «Причины интернет-зависимости».
На первом этапе преподаватель формулирует перед участниками проблему: «Выявление причин интернет-зависимости молодежи».
Затем участники методом жеребьевки определяют участников непосредственной штурмовой атаки и экспертов. Экспертов в количестве трех человек удаляют из комнаты.
Далее наступает этап генерации идей. Все остальные участники начинают накидывать всевозможные идеи того, что может привести человека к интернет-зависимости.
Фиксируются все высказанные в процессе атаки мысли.
В конце концов герой остается в окружении стульев, символизирующих его проблемы, с сидящими на них людьми.
Герою предоставляется шанс вырваться, но люди, сидящие на стульях – не должны дать вырваться ему.
Далее организуется обсуждение упражнения. Преподаватель указывает на то, что жизнь повернуть вспять невозможно.
В данном упражнении все что происходило можно как кинопленку отмотать назад: убираются со стульев люди, и постоянно подчеркивается, что их еще нет, а потом и сами стулья. «Пленка» отматывается до момента, когда герою предлагается первая доза наркотика. Теперь перед героем ставится выбор: сказать «да» или «нет».
Анализ упражнения проводится преподавателем. Каждому участнику представляется возможность высказаться о чувствах и эмоциях, которые были пережиты во время упражнения. В итоге преподаватель подводит всех участников к выводу о том, что в конечном счете такой выбор есть у каждого человека и каждый делая его определяет свое будущее.
37. Ролевая (деловая) игра: «50 способов сказать «НЕТ».
Игра проводиться с целью обучения навыкам говорить «Нет» в ответ на предложения ПАВ. Кроме того, как будущим специалистам данное упражнение может стать методическим инструментом в дальнейшей профессиональной работе.
Для проведения игры желательно разместить всех участников в круг (но это требование не обязательное).
Выбирается один из участников (может этим участником быть и сам преподаватель), который будет выполнять роль продавца, предлагающего наркотики.
Задача продавца подойти по очереди к каждому участнику и сделать свое предложение.
Задача каждого из участников – сказать ему «Нет» разными способами.
Важным условием является запрет на повторение вариантов «Нет», озвученных ранее.
Каждый высказанный вариант «НЕТ» фиксируется на доске/ бумаге /флипчарте и т.д. для визуального представления о том, какие варианты «НЕТ» уже прозвучали.
Когда каждый из участников высказался, продавец ПАВ подходит повторно (по очереди) к каждому участнику. Если участник не находит варианта ответить «НЕТ» - он выбывает из круга. Побеждает тот участник, который остался последним в круге.
Далее преподаватель с участниками анализируют названные способы отказа и приводит примеры своих вариантов (если какие-то из них не прозвучали в аудитории).
Примерные варианты способов сказать «нет» человеку, предлагающему наркотики
-
Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится. -
Я больше в этом не нуждаюсь. -
Я не курю. -
Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо. -
Я не собираюсь загрязнять организм. -
Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать. -
Не сегодня (или не сейчас). -
Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег. -
Нет, не хочу неприятностей. -
Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой. -
Когда мне понадобится это, я дам тебе знать. -
Мои родители меня убьют. -
Я таких вещей боюсь. -
А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом? -
Когда-нибудь в другой раз. -
Эта дрянь не для меня. -
Нет, спасибо. -
Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов. -
В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев (2 года и т.д.). -
Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой; ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.). -
Нет, спасибо, у меня итак хватает неприятностей с родителями. -
Не думаю, что я достаточно об этом знаю. -
Нет, спасибо, я дождусь, пока мне это будет разрешено законом (по возрасту). -
Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом, после того как я был рядом с курящими людьми. -
Нет, спасибо. У меня итак ужасные оценки. -
Я за витамины! -
Нет, спасибо, препаратов не хочу. -
Я и без этого превосходно себя чувствую. -
Нет, спасибо, у меня завтра контрольная работа за четверг, мне сегодня вечером надо подготовиться. -
Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция! -
Я вчера поздно лег спать, у меня и без этого красные глаза. -
Нет, я за рулем. -
Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть. -
Нет, спасибо, это опасно для жизни. -
Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и я слышал, что дым вредит легким. -
Ты с ума сошел (сошла)?! Я даже не курю! -
Эти химические радости не для меня. -
Нет. Я это пробовал не один раз, и мне это не понравилось. -
Мне не хочется умереть молодым. -
Нет, я и так много воюю со своими родителями. -
Нет, когда-нибудь я захочу создать свою здоровую семью. -
Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого. -
Я хочу быть здоровым. -
Это мне ничего не дает. -
Сейчас аллергический сезон, и у меня, и без этого красные глаза. -
Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют. -
У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить. -
Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.п.). -
Меня до сих пор контролируют, после того как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было 2 года назад! -
Я цыпленочек? Где ты видишь на мне перья?
38. Ролевая (деловая) игра: «Проблема наркомании: меня тоже касается»
Цель: Повысить уровень информированности студентов по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
Это упражнение требует особого внимания преподавателя к эмоциональному фону в аудитории. Вопросы, которые будут обсуждаться имеет отношение непосредственно к участникам занятий, поэтому заранее следует продумать и проговорить с участниками правила конфиденциальности.
Для обсуждения темы преподаватель предлагает построить разговор по следующим вопросам:
-
существует ли проблема наркомании в нашем обществе (в регионе)? -
сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? -
что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой? -
насколько это явление опасно для подростков и молодежи? -
если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом? -
знаете ли вы тех людей, которые погибли от передозировки -
как вы считаете, как бы вы могли помочь конкретному человеку?
Преподаватель обязательно должен стремиться к тому, чтобы в обсуждении каждого вопроса приняли участие все студенты. С этой целью преподаватель должен модерировать процесс инициируя активность участников. По каждому вопросу, обязательно должно быть обобщающее высказывание со стороны преподавателя.
39. Тренинговое упражнение: «Спорные утверждения».
Задание «Спорные утверждения» выполняется в парах. Все участники разбиваются по парам и определяются кто из пары будет сторонником утверждения, а кто - его оппонентом.
После того, как роли в парах распределены каждой паре выдается одно утверждение.
Примеры спорных утверждений:
1. Легкие наркотики безвредны.
2. Наркомания - это преступление.
3. Наркотики повышают творческий потенциал.
4. Наркомания - это болезнь.
5. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков.
6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
7. Наркомания излечима.
8. Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
10. Наркоман может умереть от СПИДа.
11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
12.По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
13.Наркоман может умереть от передозировки.
14.Продажа наркотиков не преследуется законом.
15.Наркомания неизлечима.
После этого происходит индивидуальная работа каждого участника, он в соответствии со своей ролью придумывает, вспоминает аргументы.
Первичный подсчет аргументов происходит по количественному принципу «Кто больше».
Затем в паре партнеры озвучивают свои аргументы и друг другу.
Далее этап взаимной критики: партнеры критикуют приведенные аргументы друг друга. Важно, чтобы критика не носила уничижающий характер, была конструктивной и максимально корректной.
По результатам анализа критических замечаний, каждый участник корректирует свои аргументы.
Далее проходит публичная презентация спорных утверждений и аргументов к ним.
Каждая пара представляет свое утверждение и высказывает аргументы сторон. Слушатели имеют возможность задать уточняющие вопросы.
40. Тренинговое упражнение:«Ощущения».
Данное упражнение можно и нужно проводить в заключении всех интерактивных процессов, проводимых в рамках учебных занятий. В данном случае пример упражнения «Ощущения» приводится как итог предыдущего упражнения «Спорные утверждения». В ходе упражнения участникам предоставляется возможность высказать собственные ощущения и чувства, озвучить свои сомнения и вопросы.
Ход выполнения упражнения: преподаватель просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, какие ощущения испытывали на разных этапах выполнения, какие вопросы возникли и на которые еще ответа не получили.
41. Ролевая (деловая) игра: «Причины интернет-зависимости».
На первом этапе преподаватель формулирует перед участниками проблему: «Выявление причин интернет-зависимости молодежи».
Затем участники методом жеребьевки определяют участников непосредственной штурмовой атаки и экспертов. Экспертов в количестве трех человек удаляют из комнаты.
Далее наступает этап генерации идей. Все остальные участники начинают накидывать всевозможные идеи того, что может привести человека к интернет-зависимости.
Фиксируются все высказанные в процессе атаки мысли.