Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 962

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обсуждение: какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот препятствовало?
58. Тренинговое упражнение:«Поезд».

Смысл упражнения: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров. Развитие умения координировать совместные действия. Физическая разминка.

Описание:6- 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывав какие именно) и не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Обсуждение: кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонми», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
59.Тренинговое упражнение:«Раздвоение»

Смысл упражнения: обучение навыкам взаимопонимания с партнером, «подстраивания» под него в разговоре. Материал для обсуждения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Описание: участникам дается краткое описание какой-либо конфликтной ситуации: например, девочка-подросток хочет пойти поздним вечером на дискотеку, а мама ее туда не отпускает. На роль одного из участников конфликта приглашается один участник, а на роль второго — сразу два. Тот, кто играет роль единолично, говорит реплики обычным образом, а те, кто вдвоем, — высказываются пословно: кто-то из них произносит одно слово, другой — следующее и т. д. При этом у них должен получиться связный, логически целостный разговор. Игра повторяется 3-4 раза с разными партнерами.


Обсуждение: в чем состояла основная сложность игры «двоих за одного»? Какие качества от них требовались, чтобы получился действительно связный разговор, они сумели бы вместе выступить как единый собеседник? Какие способы поведения в конфликтах были продемонстрированы: пассивное оправдание, агрессивная атака собеседника, игнорирование его высказываний, «уход от темы» и т. п.? В каких реальных жизненных ситуациях, связанных с конфликтами, результативны эти способы поведения?
60. Тренинговое упражнение:«Мне удается»

Смысл упражнения: создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Ломка психологических барьеров между участниками.

Описание: участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

1. Как им удалось этому научиться?

2. Где может пригодиться это умение?

Обсуждение: чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?
61. Тренинговое упражнение:«Тестирование подростков»

Целью задания является формирование навыка использования диагностического материала и проведение самостоятельного исследования.

Студентам предлагается провести тестирование 4 подростков на выявление зависимости от компьютерных игр.

Тест «Выявление компьютерной зависимости»

1. Вы часто участвуете в игре и часто добываете деньги на игру?

2. Вы часто играете на большие суммы?

3. Вы играете в течение более длительного времени, чем намеревались?

4. У вас возникает желание увеличить время, проведенное в игре, чтобы достигнуть азартного возбуждения?

5. Вы чувствуете беспокойство, раздражительность или ярость, если игра срывается?

6. Вы "охотитесь" за выигрышем: например, проходите уровень до тех пор, пока не выиграете?

7. Вы предпринимаете неоднократные попытки выйти из игры?

8. Вы играете чаще в кризисных ситуациях (например, когда есть проблемы в школе или дома)?

9. Ради игры вы приносите в жертву важные профессиональные или увеселительные мероприятия, раньше имевшие для вас значение?



10. Вы продолжаете играть, несмотря на ни какие проблемы (не подготовлены домашние задания, не выполнены поручения)?

Обработка результатов: если утвердительных ответов 4 и более, то делается вывод о наличие определенной степени зависимости от компьютерных игр.

Результаты проведенных исследований обобщаются и анализируются на занятиях с преподавателем.
62. Практическое задание: «Тестирование по теме вариант А1».

1. Аддиктивное поведение формой отклоняющегося поведения:

а) является;

б) является при наличии внешних факторов;

в) не является;

г) является при наличии личностных особенностей.

2. Одной из причин аддиктивного поведения является:

а) ошибки воспитания;

б) дезадаптация;

в) акцентуация характера;

г) наследственность;

д) реакция группирования;

е) социально-экономические условия.

3. Алкоголизм психическим расстройством:

а) является;

б) не является, но могут возникнуть психозы.

4. Наркомания – это расстройство:

а) психическое;

б) поведенческое;

в) психическое и поведенческое. 8

5. Укажите, что не является причиной употребления стимулирующих веществ:

а) социальные условия;

б) экономические условия;

в) жизненный уровень;

г) наследственная предрасположенность;

д) акцентуации характера;

е) социальный статус в группе.

6. Обозначьте факторы, приводящие к аддиктивному поведению:

а) личностные особенности ребенка;

б) региональные особенности;

в) неустойчивая семья;

г) возрастные особенности;

д) этно-культуральные особенности;

е) школьная дезадаптация;

ж) асоциальная неформальная среда.

7. Укажите, что не относится к проявлениям компульсивного поведения:

а) переедание;

б) потребность в изоляции;


в) стремление к снижению веса;

г) коллекционирование;

д) стремление к смене сексуального партнера.

8. Лица, склонные к аддиктивному поведению, кризисные ситуации переносят:

а) легче;

б) тяжелее.

9. Плохая переносимость трудностей повседневной жизни формирует у аддиктивной личности комплекс:

а) жертвы;

б) неполноценности;

в) превосходства;

г) «Эдипов» комплекс.

10. Установить последовательность этапов развития аддиктивного поведения:

[___] – поисковое;

[___] – пробное;

[___] – закрепляющее.

11. Скорость перехода первых проб в болезнь тем выше, чем:

а) меньше возраст, меньше потребность в социальном одобрении;

б) меньше возраст, больше потребность в социальном одобрении;

в) больше возраст, больше потребность в социальном одобрении;

г) больше возраст, меньше потребность в социальном одобрении.

12. При поисковом поведении формируется:

а) индивидуальное предпочтение;

б) индивидуальная психическая зависимость;

в) групповая психическая зависимость;

г) групповое предпочтение.


13. Обозначьте факторы, не влияющие на переход аддиктивного поведения в болезнь:

а) психологические;

б) биологические;

в) политические;

г) экономические;

д) социальные;

е) этно-культуральные;

ж) медицинские. 9

14. Чаще всего психическая зависимость возникает:

а) при особенностях профессиональной деятельности;

б) у незрелой личности;

в) при склонностях к девиации;

г) при наличии органических особенностей личности;

д) у мужчин;

е) у женщин.

15. Установить последовательность этапов алкогольного опьянения:

[_] – расслабление;

[_] – возбуждение;

[_] – сон;

[_] – угнетение.

16. Иллюзии, бред, страхи, выпадение эпизодов из памяти относятся к:

а) сумеречному патологическому опьянению;

б) параноидному опьянению.

17. Алкоголикам-правонарушителям свойственно:

а) выраженность защитных механизмов, выраженность аффективных

переживаний;

б) снижение защитных механизмов, снижение аффективных переживаний;

в) снижение защитных механизмов, выраженность аффективных переживаний;

г) выраженность защитных механизмов, снижение аффективных переживаний.

18. У девочек алкоголизация развивается:

а) быстрее, с яркой деградацией личности, с интеллектуальным снижением;

б) быстрее, без деградации личности, с интеллектуальным снижением;

в) быстрее, без деградации личности, без интеллектуального снижения;

г) медленнее, с деградацией личности, без интеллектуального снижения;

д) медленнее, без деградации личности, с интеллектуальным снижением.

19. При алкоголизации личность:

а) уничтожается;

б) извращается;

в) не изменяется.

20. Употребление наркотиков в подростковом возрасте носит характер:

а) индивидуальный;

б) групповой.

21. Объединение подростков-наркоманов в группы необходимо для:

а) общения;

б) поддержки в критических ситуациях;

в) уверенности и оптимизма;

г) получения дозы наркотиков;

д) удовлетворения сексуальных влечений.

22. Группа, занимающаяся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков к наркоманам: