Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 962
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обсуждение: какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения? Что способствовало его выполнению, а что, наоборот препятствовало?
58. Тренинговое упражнение:«Поезд».
Смысл упражнения: сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров. Развитие умения координировать совместные действия. Физическая разминка.
Описание:6- 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывав какие именно) и не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Обсуждение: кому кем больше понравилось быть — «локомотивом», «вагонми», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
59.Тренинговое упражнение:«Раздвоение»
Смысл упражнения: обучение навыкам взаимопонимания с партнером, «подстраивания» под него в разговоре. Материал для обсуждения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Описание: участникам дается краткое описание какой-либо конфликтной ситуации: например, девочка-подросток хочет пойти поздним вечером на дискотеку, а мама ее туда не отпускает. На роль одного из участников конфликта приглашается один участник, а на роль второго — сразу два. Тот, кто играет роль единолично, говорит реплики обычным образом, а те, кто вдвоем, — высказываются пословно: кто-то из них произносит одно слово, другой — следующее и т. д. При этом у них должен получиться связный, логически целостный разговор. Игра повторяется 3-4 раза с разными партнерами.
Обсуждение: в чем состояла основная сложность игры «двоих за одного»? Какие качества от них требовались, чтобы получился действительно связный разговор, они сумели бы вместе выступить как единый собеседник? Какие способы поведения в конфликтах были продемонстрированы: пассивное оправдание, агрессивная атака собеседника, игнорирование его высказываний, «уход от темы» и т. п.? В каких реальных жизненных ситуациях, связанных с конфликтами, результативны эти способы поведения?
60. Тренинговое упражнение:«Мне удается»
Смысл упражнения: создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Ломка психологических барьеров между участниками.
Описание: участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:
1. Как им удалось этому научиться?
2. Где может пригодиться это умение?
Обсуждение: чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?
61. Тренинговое упражнение:«Тестирование подростков»
Целью задания является формирование навыка использования диагностического материала и проведение самостоятельного исследования.
Студентам предлагается провести тестирование 4 подростков на выявление зависимости от компьютерных игр.
Тест «Выявление компьютерной зависимости»
1. Вы часто участвуете в игре и часто добываете деньги на игру?
2. Вы часто играете на большие суммы?
3. Вы играете в течение более длительного времени, чем намеревались?
4. У вас возникает желание увеличить время, проведенное в игре, чтобы достигнуть азартного возбуждения?
5. Вы чувствуете беспокойство, раздражительность или ярость, если игра срывается?
6. Вы "охотитесь" за выигрышем: например, проходите уровень до тех пор, пока не выиграете?
7. Вы предпринимаете неоднократные попытки выйти из игры?
8. Вы играете чаще в кризисных ситуациях (например, когда есть проблемы в школе или дома)?
9. Ради игры вы приносите в жертву важные профессиональные или увеселительные мероприятия, раньше имевшие для вас значение?
10. Вы продолжаете играть, несмотря на ни какие проблемы (не подготовлены домашние задания, не выполнены поручения)?
Обработка результатов: если утвердительных ответов 4 и более, то делается вывод о наличие определенной степени зависимости от компьютерных игр.
Результаты проведенных исследований обобщаются и анализируются на занятиях с преподавателем.
62. Практическое задание: «Тестирование по теме вариант А1».
1. Аддиктивное поведение формой отклоняющегося поведения:
а) является;
б) является при наличии внешних факторов;
в) не является;
г) является при наличии личностных особенностей.
2. Одной из причин аддиктивного поведения является:
а) ошибки воспитания;
б) дезадаптация;
в) акцентуация характера;
г) наследственность;
д) реакция группирования;
е) социально-экономические условия.
3. Алкоголизм психическим расстройством:
а) является;
б) не является, но могут возникнуть психозы.
4. Наркомания – это расстройство:
а) психическое;
б) поведенческое;
в) психическое и поведенческое. 8
5. Укажите, что не является причиной употребления стимулирующих веществ:
а) социальные условия;
б) экономические условия;
в) жизненный уровень;
г) наследственная предрасположенность;
д) акцентуации характера;
е) социальный статус в группе.
6. Обозначьте факторы, приводящие к аддиктивному поведению:
а) личностные особенности ребенка;
б) региональные особенности;
в) неустойчивая семья;
г) возрастные особенности;
д) этно-культуральные особенности;
е) школьная дезадаптация;
ж) асоциальная неформальная среда.
7. Укажите, что не относится к проявлениям компульсивного поведения:
а) переедание;
б) потребность в изоляции;
в) стремление к снижению веса;
г) коллекционирование;
д) стремление к смене сексуального партнера.
8. Лица, склонные к аддиктивному поведению, кризисные ситуации переносят:
а) легче;
б) тяжелее.
9. Плохая переносимость трудностей повседневной жизни формирует у аддиктивной личности комплекс:
а) жертвы;
б) неполноценности;
в) превосходства;
г) «Эдипов» комплекс.
10. Установить последовательность этапов развития аддиктивного поведения:
[___] – поисковое;
[___] – пробное;
[___] – закрепляющее.
11. Скорость перехода первых проб в болезнь тем выше, чем:
а) меньше возраст, меньше потребность в социальном одобрении;
б) меньше возраст, больше потребность в социальном одобрении;
в) больше возраст, больше потребность в социальном одобрении;
г) больше возраст, меньше потребность в социальном одобрении.
12. При поисковом поведении формируется:
а) индивидуальное предпочтение;
б) индивидуальная психическая зависимость;
в) групповая психическая зависимость;
г) групповое предпочтение.
13. Обозначьте факторы, не влияющие на переход аддиктивного поведения в болезнь:
а) психологические;
б) биологические;
в) политические;
г) экономические;
д) социальные;
е) этно-культуральные;
ж) медицинские. 9
14. Чаще всего психическая зависимость возникает:
а) при особенностях профессиональной деятельности;
б) у незрелой личности;
в) при склонностях к девиации;
г) при наличии органических особенностей личности;
д) у мужчин;
е) у женщин.
15. Установить последовательность этапов алкогольного опьянения:
[_] – расслабление;
[_] – возбуждение;
[_] – сон;
[_] – угнетение.
16. Иллюзии, бред, страхи, выпадение эпизодов из памяти относятся к:
а) сумеречному патологическому опьянению;
б) параноидному опьянению.
17. Алкоголикам-правонарушителям свойственно:
а) выраженность защитных механизмов, выраженность аффективных
переживаний;
б) снижение защитных механизмов, снижение аффективных переживаний;
в) снижение защитных механизмов, выраженность аффективных переживаний;
г) выраженность защитных механизмов, снижение аффективных переживаний.
18. У девочек алкоголизация развивается:
а) быстрее, с яркой деградацией личности, с интеллектуальным снижением;
б) быстрее, без деградации личности, с интеллектуальным снижением;
в) быстрее, без деградации личности, без интеллектуального снижения;
г) медленнее, с деградацией личности, без интеллектуального снижения;
д) медленнее, без деградации личности, с интеллектуальным снижением.
19. При алкоголизации личность:
а) уничтожается;
б) извращается;
в) не изменяется.
20. Употребление наркотиков в подростковом возрасте носит характер:
а) индивидуальный;
б) групповой.
21. Объединение подростков-наркоманов в группы необходимо для:
а) общения;
б) поддержки в критических ситуациях;
в) уверенности и оптимизма;
г) получения дозы наркотиков;
д) удовлетворения сексуальных влечений.
22. Группа, занимающаяся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков к наркоманам: