Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 958
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какие эмоции возникали тогда, когда приходилось просить и когда приходилось отказываться?
Что было сложнее — обращаться с просьбами и получать отказ на них или самому отказывать, с чем это связана?
Просьба — эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться?
Допустим, просьба для нас неприемлемая и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?
Источник: Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов Электронный ресурс/режим доступа http://www.mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-uprazhneniya-i-igri-na-razvitie-uverennosti-v-sebe.html
50. Ролевая (деловая) игра: «Что делать, если…?
Цель этого задания заключается в закреплении теоретического материала, и тренировка навыка решения проблем.
Все участники делятся на три группы. Каждая группа получает сюжет исходя из которого ее члены будут работать.
Сюжет для первой группы: «Единственному ребенку в семье 13 лет. что делать, если мы хотим уберечь его от зависимостей»
Сюжет для второй группы: «Что делать, если мой лучший друг стал наркоманом».
Сюжет для третьей группы: «Что делать, если у нашего ребенка (9 лет) мы постоянно находим в портфеле чужие вещи, деньги и т.д.»
Задание участникам заключается в том, чтобы разработать алгоритм своих действий исходя из заданного сюжета.
51. Ролевая (деловая) игра: «Какова роль семьи в формировании аддикции».
Целью задания является формирование навыка комплексного подхода к решению проблем аддиктивного поведения.
На подготовительном этапе, для участия в дискуссии каждый участник принимает на себя конкретную роль (роли могут распределяться по жребьевке или иным способом):
- Ведущий-модератор дискуссии
- Представители органов управления образованием
- Представители СМИ
-Представитель клуба по месту жительства
- Ученые-психологи
- Педагоги-психологи
-Представители пенитенциарной системы
-Представители социальных служб.
Задание участникам: каждый участник должен подготовить выступление от имени и с позиции своей роли в дискуссии.
В процессе проведения дискуссии, модератор по очереди предоставляет слово каждому из присутствующих специалистов. Остальные участники могут задавать докладчикам вопросы и участвовать в прениях.
По итогам дискуссии должен быть разработан результирующий документ, в котором должна быть представлена (охарактеризована) роль семьи в формировании аддикивного (зависимого) поведения.
52. Тренинговое упражнение:«Моя зависимость».
Очень короткое, но показательное упражнение.
Цель фокусирование внимание студентов на личной зависимости от технических устройств: телефонов, планшетов, смартфонов.
В начале занятия необходимо настойчиво попросить студентов выключить сотовые телефоны. После чего предлагается актуализировать тему зависимости через задание студентам таких вопросов:
Сколько времени участники могут провести без сотового телефона, компьютера, телевизора, социальных сетей.
Сколько времени в среднем каждый проводит с сотовым телефоном, компьютером, телевизором, в социальных сетях
В итоге проводится обсуждение темы «о наличие практически у каждого определенной степени зависимости от различных технических устройств, все, так или иначе, зависимы от техники и ее возможностей».
Важно, чтобы каждый высказал свое личное отношение к актуализированной информации.
53. Тренинговое упражнение:«Упражнение Джеффа»
Упражнение направлено выявление сложившихся ценностей и стереотипов у участников группы, диагностику знаний.
Для проведение упражнения необходимы следующие ресурсы: два листка бумаги (для зон), помещение, где участники могли бы свободно двигаться.
Ход упражнения: преподаватель сообщает участникам о пространственном делении комнаты на две части: зона «ДА», зона «НЕТ». Ведущий зачитывает заранее подготовленные утверждения.
Участникам дается 30 секунд для обдумывания и выбора ответа. После того, как участники определились с ответом, необходимо перейти либо в зону согласия – «ДА», либо в зону несогласия – «НЕТ». (Заранее следует сделать таблички-указатели для каждой зоны или обозначить их в пространстве визуально).
Далее преподаватель поочередно обращается с вопросами к представителям разных позиций о причинах выбора той или иной точки зрения, просит аргументировать (по собственному усмотрению). Важно выслушать всех участников дискуссии. В начале упражнения участникам следует сообщить, что в случае появления сомнений или изменения мнения по конкретной проблеме, они могут в любой момент перейти в зону, которая соответствует их выбору. В результате каждый высказывается, делится сомнениями и визуализирует посредством перехода в разные зоны динамику собственной позиции.
Варианты утверждений:
-
Существует ли Интернет-зависимость? -
Виртуальный мир проще и увлекательнее, чем реальный. -
Интернет замещает реальное общение.
Преподаватель обращает внимание участников на то, что общение посредством Интернета ограничивает реальное взаимодействие, таким образом, существенно страдают коммуникативные способности человека, а в целом страдает активная жизненная (социальная) позиция.
Рекомендации по провидению: можно воспользоваться предложенными утверждениями или заранее подготовить свои утверждения, ориентируясь на внутригрупповые интересы и актуальные проблемы современности. Желательно чередовать серьезные утверждения с менее серьезными и менее значимыми.
Важно: не защищать и не оправдывать ни одну из позиций, но задавать вопросы, ставящие ее под сомнение. Обязательна рефлексия по поводу изменившихся взглядов.
Далее мы разместили серию упражнений (Задания 21-27), направленных на формирование уверенности в себе, на развитие доверительности, на формирование умения действовать в условиях ограниченной информации и так далее. Все эти навыки, безусловно важны для человека в жизни, а особенно в кризисных ситуациях, когда так реально близко находиться черта девиантного поведения. Эти упражнения будут полезны студентам с точки зрения участников для проработки личностных трудностей, проблем и формирования конкретных практических навыков и умений, с другой стороны – эти упражнения могут быть внесены в собственную методическую копилку, которая станет необходимым инструментом в дальнейшей профессиональной работе.
Упражнения взяты из работы Грецовой А. и Бедаревой Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/электронный ресурс/режим доступа: http://www.mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-uprazhneniya-i-igri-na-razvitie-uverennosti-v-sebe.html
54. Тренинговое упражнение:«Встаньте с мест».
Смысл упражнения: тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Описание: участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение: кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
55. Тренинговое упражнение: «Жонглеры»
Смысл упражнения: развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников
Описание: участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов).
Задача — одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение: какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам з себя»?
56. Тренинговое упражнение:«Сова»
Смысл упражнения: тренировка быстроты реакции, наблюдательности, умения действовать в соответствии с быстро меняющейся ситуацией
Описание: один из участников — водящий — изображает «сову», которая в дневное время охраняет свою добычу. Но, будучи птицей ночной, на ярком солнечном свету она ничего не видит (глаза водящего закрыты или завязаны) и поэтому не может летать (запрещено сходить со своего места). «Добыча», которую изображают 10-15 смятых листов бумаги, лежит у ног водящего. Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных птиц», и по сигналу ведущего пытаются украсть у «совы» ее «добычу». Тот, кого поймала «сова», выбывает из игры. За одну попытку разрешается утащить только один кусок «добычи». Побеждает и награждается аплодисментами тот участник, который добудет больше всего таких кусков.
Обсуждение: какими качествами «совы» и «дневных птиц» определялся их успех в этой игре? Где в реальной жизни востребованы эти качества?
57. Тренинговое упражнение:«Бег с карандашом»
Смысл упражнения: упражнение учит координировать свои действия, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями. Развивает гибкую реакцию на меняющуюся обстановку, решительность. Также является физической разминкой, активизирует группу, снимает напряженность.
Описание: участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй — левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.