Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 956
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее в комнату приглашаются эксперты, которые рассматривают весь список названных причин интернет-зависимости оценивают и исключают из него факты, которые очевидным образом ничего общего с интернет – зависимостью не имеют.
Далее происходит группировка и отбор причин. В работе принимаю участие все участники. Наиболее частные причины обобщаются и создается окончательный список причин интернет-зависимости.
42. Ролевая (деловая) игра: «Последствия интернет-зависимости».
Задание выполняется аналогичным предыдущему упражнению образом.
На первом этапе преподаватель формулирует перед участниками проблему: «Выявление последствий интернет-зависимости молодежи».
Затем участники методом жеребьевки определяют участников непосредственной штурмовой атаки и экспертов. Экспертов в количестве трех человек удаляют из комнаты.
Далее наступает этап генерации идей. Все остальные участники начинают накидывать всевозможные идеи того, какие последствия может иметь интернет-зависимость
Фиксируются все высказанные в процессе атаки мысли.
Далее в комнату приглашаются эксперты, которые рассматривают весь список идей, оценивают и исключают из него факты, которые очевидным образом ничего общего с интернет – зависимостью не имеют.
Далее происходит группировка и отбор последствий. В работе принимаю участие все участники.
На этом этапе рекомендуется определить целевые группы, на которые могут эти последствия распространяться.
Далее уже произвести группировку, обобщение всех идей и создание окончательного списка последствий интернет-зависимости.
43. Практическое задание: «Наркомания – вид аддиктивного поведения».
Проведение письменной контрольной работы предполагается организовывать в первые пять минут занятия (до рассмотрения нового материала). Целью является контроль и повторение пройденного материала. Рекомендуется для письменного ответа на вопрос предлагать студентам не более двух вопросов.
Примеры вопросов для письменной работы:
-
наркотики и наркомания: суть и смысл понятий; -
механизм и особенности воздействия наркотиков на организм подростков; -
последствия и характерные проявления употребления наркотических веществ; -
аддиктивное поведение – что это такое? -
причины, толкающие на употребление наркотиков; -
мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; -
роль влияния группы на начало приема наркотиков, стратегии
44. Тренинговое упражнение:«Мои-твои качества».
Это задание направлено на формирование уверенной Я-концепции. При правильном проведении участники могут ощутить свою ценность для группы. Осознать важность проявления индивидуальности. В то же время каждый участник может почувствовать себя частью единой команды, которая принимает и поддерживает его
В рамках этого задания проводится два тренинговых упражнения:
1 Упражнение «Все равно ты молодец»: Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...» обязательно приводит аргументированный факт, почему партнер все же молодец. Далее партнеры меняются ролями. Упражнение может повторяться несколько раз, позволяя меняться партнерами в парах.
2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...». Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например, мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).
Затем по команде преподавателя участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Итоги подводятся по результатам выполнения двух заданий. Важно чтобы каждый участник ответил на вопросы:
-
Легко ли было найти сходство и различия с другим человеком? -
Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом? -
Кто не смог или не успел этого сделать? -
Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка? -
Что чувствовал слушающий? -
Всегда ли было легко говорить комплименты? -
Кому было трудно это сделать? -
Кто не смог удержаться от осуждения и почему?
45. Тренинговое упражнение:«Лабиринт».
Цель: формирование навыка находить выход, путь из трудных ситуаций, научиться прислушиваться к мнению окружающих. Этот навык особенно важен и ценен в работе с подростками аддиктивного поведения.
Для выполнения задания потребуются ресурсы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.
Вид поля
На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминировано» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники.
Задача группы: всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.
Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны разговаривать; нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает, угу-гу-кает и пр.).
Примечание: если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин., то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода их сложных ситуаций, участники группы владеют навыками командной работы, навыком слышать и слушать.
46. Тренинговое упражнение:«Что такое зависимость?».
Целью этого задания является оценка уровня информированности участников. Упражнение позволяет выяснить уровень знаний участников о явлении зависимости и дает возможность группе составить собственное определение этого понятия.
Информационный блок задания «Что такое аддикция?». Этот блок лучше повести в интерактивной форме (дискуссия, в процессе которой, ведущий уточняет, исправляет и детализирует ответы участников). Цель блока - изучить проблему зависимости, ее влияние на все стороны жизни человека. В ходе этого этапа должны быть даны ответы на следующие вопросы:
• что такое зависимость (аддикция)?
• какие встречаются виды зависимостей?
• каков механизм развития зависимости?
• как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?
• почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимости?
Обобщающий блок. На этом этапе группа делится на 3-4 микрогруппы. Группы обсуждают влияние зависимости (от компьютера, от еды, от работы, от наркотиков) на биологический, психический, социальный, духовный аспекты здоровья человека.
После этого группы представляют результаты своих обсуждений. В заключении преподаватель дает свое определение аддикции и разъясняет его смысл.
47. Ролевая (деловая) игра: «Марионетка».
Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных, например, с ситуацией "наркоман-наркотик", или другими видами аддиктивного поведения.
Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.
Данное упражнение при качественном исполнении (когда «марионетки» не двигаются самостоятельно) дает возможность участникам испытать на себе зависимость от другого человека, давление чужой воли. Но это не значит, что у всех участников оно вызовет негативные чувства. Поэтому в конце необходимо обсудить чувства участников, объяснить особенности пассивной и активной жизненной позиции в различных ситуациях. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта. Проводя обсуждение, преподаватель выясняет, почему у участников могли возникнуть те или иные чувства. Важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.
48. Ролевая (деловая) игра: «Модель изменения поведения».
Целью данного задания является диагностика имеющихся знаний по рассматриваемой тематики и создание условий для формирования и тренировки навыка формулировать и высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, участвовать в командной работе.
Примерный перечень вопросов, рассматриваемых в процессе беседы:
• что может заставить человека принять решение изменить свое поведение, например, стать зависимым или наоборот избавится от зависимости?
• почему менять поведение сложно?
• какие стадии проходит человек, прежде чем его поведение изменится?
• как можно помочь человеку принять и реализовать верное решение о необходимости изменения поведения?
• почему репрессивные меры и запугивание редко помогают формированию желательного поведения?
• из-за чего человек может вернуться к проблемному (аддиктивному) поведению?
• что такое срыв и рецидив?
• как можно помочь человеку избежать срывов и рецидивов?
Обсуждение вопросов сопровождается обязательными итоговыми резюме преподавателя, который подводит итог по каждому из обсуждаемых вопросов.
49 Тренинговое упражнение:«Отказ».
Цель данного задания заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам-участникам тренировать навык уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора. Смысл упражнения в демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин.
Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также преподаватель).
Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга.
Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы.
После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьбой к внешним, а они, в свою очередь, отказывают.
Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой ко внутренним, и так повторяется 6- 8 раз.
Обсуждение результатов упражнения: каждый из участников должен высказаться по таким вопросам: