Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6257
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
акта и выводов интерпретатора о заключенной в них воле законодателя.
Толкование норм права, по общему правилу, преследует цель — точно познать
подлинный смысл, вложенный законодателем в правовое веление. Однако,
имеются случаи, когда интерпретатор сталкивается с ситуацией, в которой фактический смысл норм права следует понимать уже или, наоборот, шире, чем это можно усмотреть из текста закона. Отсюда в теории права принято различать следующие виды толкования в зависимости от объема.
Буквальное (адекватное) толкование — это типичный, часто встречающийся вид толкования. Буквальное толкование права выражается в том, что понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права. Результат такого толкования полностью адекватен словесной форме правового веления. Здесь налицо совпадение «буквы» и «духа» закона.
Расширительное (распространительное) толкование имеет место там, где действительный смысл нормы права выходит за рамки ее текстуальной формы. Так, в законодательстве закреплено, что «все судьи независимы и подчиняются только закону», хотя, как известно, это имеет отношение и к присяжным заседателям. В ст. 6
Конституции РФ закрепляется, что российские граждане обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности. Возникает вопрос о том,
распространяется ли данная норма на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на нашей территории, обязаны ли они, в частности, соблюдать законы Российской
Федерации? Разумеется, да. Это тем более становится ясным, если сопоставить анализируемую норму с нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в которой записано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и обязанностями наравне с российскими гражданами.
Ограничительное толкование права выражается в таком результате интерпретации,
когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже, чем это выражено в словесном тексте. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 87 СК РФ, «трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них». В результате толкования права выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются нетрудоспособными. В ст. 57 Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но, вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане. Остальные — дети,
недееспособные граждане — освобождаются от выполнения указанной обязанности.
Необходимость в распространительном или ограничительном толковании возникает в случаях несоответствия действительного смысла нормы права ее словесной формулировке. Одна из основных причин такого несоответствия заключается в том, что законодатель из-за недостатков юридической (правотворческой) техники неполно или нечетко выразил свою волю в тексте нормативно-правового акта (например, употребил слово или выражение, обозначающее понятие, не соответствующее объему того понятия, которое имелось в виду).
Другая причина применения распространительного или ограничительного толкования — наличие других уточняющих или близких по содержанию норм права,
которые ограничивают или расширяют понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.
Распространительное толкование производится тогда, когда действие закона относится и к тем случаям, которые законодатель предусмотрел, имел в виду, но по тем или иным причинам недостаточно ясно, четко и полно сформулировал в тексте закона.
Как подчеркивалось выше, при распространительном толковании норма права понимается более широко по сравнению с ее языковым выражением, но всегда в полном соответствии с ее действительным смыслом.
Ограничительное толкование весьма часто вытекает из соотношения норм Общей части той или иной отрасли и норм Особенной части. Нормы права Общей части,
содержащие общие положения, которые относятся ко всем нормам Особенной части,
ограничивают объем норм Особенной части по сравнению с их буквальным выражением. Если буквально толковать статьи Особенной части УК РФ, то можно прийти к выводу, что они предусматривают уголовную ответственность с любого возраста, без вины и т. д. Для ограничительного толкования норм права важно учитывать соотношение общих и специальных норм. Здесь действует правило, согласно которому специальный закон отменяет действие общего закона применительно к фактам, предусмотренным специальным законом.
Иногда на возможность распространительного или ограничительного толкования указывается в самом тексте, т. е. такую возможность предусмотрел сам законодатель. В
частности, если в тексте нормативного акта употребляются выражения «и так далее», «и другие». В аналогичных случаях, указывающих на незаконченный перечень обстоятельств, условий, сам законодатель позволяет интерпретатору продолжить перечень.
Следует иметь в виду, что недопустимо распространительное толкование права исчерпывающих, законченных перечней, обстоятельств, субъектов, санкций,
положений, составляющих исключение из общего правила. Недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней.
Не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если такое толкование выходит за ее рамки.
4. Акты толкования норм права
Акты толкования (интерпретационные акты) представляют собой одну из разновидностей правовых актов. Этими актами не устанавливаются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются актами правотворчества. Акты толкования, не устанавливающие новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы. Будучи правовыми актами, акты толкования публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской
Федерации издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации»,
постановления Конституционного Суда — в «Собрании законодательства Российской
Федерации».
В юридической литературе выделяют следующие особенности актов толкования:
1) они закрепляют разъяснительное решение соответствующих компетентных органов;
2) они, как правило, представляют собой официальный акт, обладающий специфической структурой, формой, стилем изложения, реквизитами и т. д.;
3) своим содержанием имеют общие нормативные или персонально адресованные,
индивидуально-конкретные юридические разъяснения;
4) принимаются в определенной процедурно-процессуальной форме;
5) носят властный характер. Акты толкования норм права обязательны к исполнению. Так, например, если суд кассационной или надзорной инстанции дает конкретному суду первой инстанции разъяснения относительно примененных им норм по конкретному делу, эти разъяснения являются обязательными для суда первой инстанции;
6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия.
Например, согласно ст.
6
Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской
Федерации», решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных,
судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений
229
;
7) вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор;
8) обладают обратной силой, т. е. распространяют свои действия на факты, события,
обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования
230
Н. А. Пьянов, обращая внимания на то, что акты толкования — документы обладают определенной юридической силой, подчеркивает, что они приравниваются к тем нормативно-правовым актам, которые они разъясняют. Например, акты толкования
Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения Конституции РФ, по своей юридической силе приравниваются к Конституции РФ
231
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или
письменным. Акт толкования — это официальный, юридически значимый
документ, направленный на установление действительного смысла и содержания
норм права.
Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. По внешней форме, как ранее подчеркивалось, они могут быть письменными и
устными. Первые имеют, как также указывалось, определенную структуру, т. е. в них должны быть реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту,
отрасли, нормативному правовому акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (постановление, приказы, инструкции и т. д.)
232
2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и
казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма; в этом смысле они носят общеобязательный характер.
Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.
3. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт,
они могут быть аутентичными и легальными. Если акты принимает и толкует один и тот же субъект, это аутентичное (авторское толкование). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено)
законом, это легальные акты (например, Верховный Суд РФ толкует законы,
принимаемые Государственной Думой).
5. По субъекту толкования соответствующие акты толкования можно делить на: а)
акты законодательных органов (например, постановления Федерального Собрания,
где даются официальные разъяснения принятых законов; б) акты судебного
толкования — Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования
исполнительных органов власти (например, Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства); г) акты
органов прокуратуры (например, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры).
документ, направленный на установление действительного смысла и содержания
норм права.
Акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. По внешней форме, как ранее подчеркивалось, они могут быть письменными и
устными. Первые имеют, как также указывалось, определенную структуру, т. е. в них должны быть реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту,
отрасли, нормативному правовому акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (постановление, приказы, инструкции и т. д.)
232
2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и
казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма; в этом смысле они носят общеобязательный характер.
Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.
3. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт,
они могут быть аутентичными и легальными. Если акты принимает и толкует один и тот же субъект, это аутентичное (авторское толкование). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено)
законом, это легальные акты (например, Верховный Суд РФ толкует законы,
принимаемые Государственной Думой).
5. По субъекту толкования соответствующие акты толкования можно делить на: а)
акты законодательных органов (например, постановления Федерального Собрания,
где даются официальные разъяснения принятых законов; б) акты судебного
толкования — Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; в) акты толкования
исполнительных органов власти (например, Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства); г) акты
органов прокуратуры (например, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры).
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 39
Тема 23. Пробелы в законодательстве
План
1. Понятие пробела в законодательстве
2. Способы восполнения и преодоления пробелов в законодательстве
1. Понятие пробела в законодательстве
Пробел в законодательстве — отсутствие конкретного нормативного
предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере
правового регулирования. Иными словами, это отсутствие юридической нормы,
необходимой для урегулирования возникших правоотношений.
Пробел в законодательстве характеризуется неполнотой действующего законодательства, которая требует своего восполнения, а также ее аргументации,
своего доказательства.
Неполнота действующего законодательства. Необходимо подчеркнуть, что пробел в позитивном праве — это понятие, в основе которого лежит неполнота юридической базы применения норм права. Отличительная черта пробела в законодательстве заключается в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы, законодатель выразил здесь свою волю через регулирование аналогичных обстоятельств, через общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробел — это своего рода «пропуски» в правовом пространстве юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены из общего правила, адекватного правового регулирования социальной сферы.
Пробелы в законодательстве возникают в силу объективных и субъективных
причин.
Объективные причины — причины, существование которых не зависят от воли и сознания людей. Они возникают в силу того, что правовые отношения динамичны, а система юридических норм обладает определенной статикой, инерцией, поэтому может не успевать за развитием правовых отношений.
Субъективные причины — причины, существование которых зависят от правосознания и правовой культуры законодателя. Они связаны с изъянами правотворческой деятельности.
В современных условиях, чаще всего встречаются пробелы, обусловленные именно несовершенством правотворчества.
Особенно много пробелов появляется в период резкой смены экономического и политического курса государства, который, в частности, имел место в Российской