Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6254

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 22. Толкование норм права
План
1. Понятие толкования норм права и его значение
2. Способы толкования норм права
3. Виды толкования норм права
4. Акты толкования норм права
1. Понятие толкования норм права и его значение
Тема толкования является традиционной в юридической науке, а вопрос о толковании права является дискуссионным, ибо в этом явлении можно увидеть следующие аспекты: а) толкование есть уяснение смысла права; б) толкование — это разъяснение смысла права; в) толкование представляет собой как уяснение, так и разъяснение смысла права.
На наш взгляд, толкование следует рассматривать и как уяснение, так и
разъяснение смысла права. Считать толкование только уяснением смысла права —
значит игнорировать деятельность по разъяснению права. И, наоборот, сводить толкование только к разъяснению смысла права — значит игнорировать мыслительный,
познавательный процесс, предшествующий по времени любому разъяснению (чтобы разъяснить смысл чего-либо для других субъектов, необходимо, прежде всего, уяснить его для себя). Здесь же отметим то обстоятельство, что уяснение закона обязательно предшествует его разъяснению.
При этом подчеркнем, что разъяснение не обязательно следует за уяснением, ибо иногда для правильного разрешения конкретного дела достаточно бывает уяснить смысл закона.
Сам термин «толкование» равнозначен по смыслу латинскому понятию
«интерпретация», а лицо, занимающееся толкованием права, называется
интерпретатором. Толковать право — значит познавать и объяснять его смысл, цели,
социальное назначение и практическую значимость.
Объектами толкования являются закон и подзаконные нормативно-правовые
акты, иные формы права. Весьма важное значение при этом имеют не только сформулированные в них нормы права, но и преамбулы нормативных актов.
Предметом толкования является воля законодателя, выраженная в законе, ином юридическом источнике права.
В демократически устроенном обществе толкование права служит целям выявления точного смысла правовых норм для того, чтобы обеспечить их правильную,
эффективную в соответствии с режимом законности реализацию.

Итак, первым элементом толкования права является уяснение, т. е. определенный
мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права
путем выявления значения и смысла терминов и выражений, заключенных в
нормативных актах. Иными словами, толкование-уяснение представляет собой внутренний мыслительный процесс познания, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора. Толкование-уяснение характеризует познавательную природу толкования норм права. Конкретно уяснение смысла права осуществляется с использованием специальных приемов и способов толкования. Уяснение норм права предполагает интеллектуально-волевую активность интерпретатора, имеющую зачастую творческий характер, и оно тем успешнее, чем выше правовая культура субъектов, осуществляющих толкование.
Вторая сторона толкования — это толкование-разъяснение, которое рассматривается как деятельность по изложению и доведению до сведения других
лиц познанного смысла права. Как подчеркивалось выше, эта деятельность возможна только после уяснения смысла права интерпретатором «для себя». Толкование- разъяснение выступает как интеллектуально-волевой процесс интерпретации, так и как его результат в виде акта толкования. Разъяснение выступает в форме суждений,
понятий, умозаключений. Его цель — словесно раскрыть интерпретируемые нормы права путем конкретизации правовых требований, развертывания их содержания до уровня дополнительной ясности. Разъяснение может быть устным или письменным, но независимо от формы, оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержания правовых норм. Результатом толкования является формулирование акта толкования права. Юристам-практикам очень часто приходится пользоваться актами толкования права в виде разъяснений, издаваемых различными органами государства.
Итак, с учетом вышеизложенного толкование права можно представить как
интеллектуально-волевую деятельность по уяснению и разъяснению смысла
норм права в целях их наиболее правильной реализации.
На наш взгляд, необходимость толкования права вызывается следующими
причинами:
1) юридические нормы выражаются специальными правовыми понятиями,
имеющими неоднозначный смысл (юридическое лицо, добровольный отказ от совершения преступления и др.);
2) при изложении правовых норм используют термины других наук: медицины,
биологии, техники и т. д.;
3) в праве нередко приводятся оценочные понятия, требующие разъяснения
(например, особо жестокие действия, существенный материальный ущерб и др.). Эти и иные подобные понятия охватывают количественное и качественное содержание правовых норм. Проверка возможности, обоснованности их распространения на те или иные фактические обстоятельства и становится объективной задачей при толковании правовых норм. Здесь имеет место детализация, конкретизация оценочных понятий, их


«примерка» для распространения правовой нормы на конкретные фактические обстоятельства;
4) существуют противоречия между нормами права, которые необходимо учитывать в ходе их реализации;
5) зачастую имеет место несовпадение нормы права с его языковой формой.
Последняя обычно строится согласно требованию так называемой законодательной экономии (например, законодатель излагает свою волю следующим образом: «убийство
… наказывается…»). Хотя, как известно, наказывается не убийство, а человек, его совершивший;
6) в текстовом изложении нормы права могут быть неудачные выражения, иметь место неточные формулировки, ошибки, неясности, проистекающие из различий между тем, что хотел сказать законодатель и что сказал на самом деле. Иными словами,
необходимость толкования права в данном случае вызывается возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативно-правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права;
7) употребление законодателем выражений типа «и т. д., и т. п.» требует расшифровки;
8) толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В то же время общественная жизнь постоянно изменяется. Поэтому нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях;
9) сущность толкования как специфической деятельности заключается в особенностях права как общественного явления. Данные свойства таковы (нормативность,
общеобязательность, системность, формальная определенность, государственная принудительность, абстрактный характер), что вызывают необходимость толкования.
Как известно, основу права составляют нормы — правила поведения общего характера.
Причем нормативность права особого рода, поскольку это равный масштаб,
применяемый к фактически неравным людям. Поскольку закон всеобщ, а случай, к которому он применяется, единичен, индивидуален, необходимо толкование общей нормы, выяснение того, можно ли использовать ее в конкретном случае и по отношению к конкретным субъектам. Субъект реализации всегда «примеряет» общее правило к конкретным фактам, личности, учитывая особенности места, времени и т. д.
Истолковывая норму права, он тем самым определяет, применима ли она и в какой мере к конкретному случаю, конкретному лицу.
В свое время К. Маркс писал: «Судья обязан толковать закон в применении к

отдельному случаю так, как он понимает закон при добросовестном рассмотрении.
Разнообразие же отдельных случаев, отличающихся специфическими особенностями,
настолько велико, что даже самый ясный закон не может быть применим на практике без его толкования»
228
Содержание норм права невозможно установить путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств или посредством каких-либо приборов: нормы права невозможно увидеть, ибо видны только знаки языка; нормы права нельзя осязать, измерить, взвесить. Их содержание доступно только мышлению как познанию,
оперирующему понятиями, суждениями, умозаключениями.
В ходе толкования интерпретатор норм права, опираясь на одни знания (языка,
системных связей норм права, их генезиса и т. д.), получает другие, отражающие содержание этих норм.
Следует иметь в виду, что толкование как познание является одновременно
объективным и субъективным. Его объективность проявляется в том, что объект познания (нормы права) существует независимо (объективно) от познающего субъекта:
процесс толкования протекает в соответствии с объективно действующими законами формальной и диалектической логики и соответствующими им правилами толкования,
не зависящими от толкователя. Субъективный характер толкования проявляется в осуществлении его конкретным субъектом, а результат выражается в субъективных формах мышления (понятиях, суждениях). Субъекты, осуществляющие толкование,
имеют неодинаковые умственные способности, уровень профессиональной подготовки,
объем индивидуального опыта. Эти свойства субъектов могут служить источником заблуждений, ошибок, неправильного понимания норм права.
В чем же конкретно проявляется значение толкования норм права?
Во-первых, толкование права является важным условием эффективности реализации норм права.
Во-вторых, теория и практика стоят на позиции, что неправильно истолкованная норма права — грубое нарушение законности.
И, наконец, в-третьих, толкование норм права помогает устранению пробелов в законодательстве.
2. Способы толкования норм права
Понимание толкования как процесса уяснения смысла норм права, т. е. установления воли законодателя, выраженной в правовых предписаниях, раскрывается через рассмотрение способов толкования права. Последние понимаются, как
совокупность однородных приемов и правил, с помощью которых анализируется
текст правовых предписаний и раскрывается смысл всех составных элементов
норм права и нормативно-правового акта в целом.


На наш взгляд, существуют и применяются на практике следующие способы толкования: а) грамматический; б) логический; в) систематический; г)
исторический; д) специально-юридический; е) социологический.
Грамматический способ толкования, будучи уяснением буквального содержания выраженной в нормативном акте государственной воли, состоит как в выяснении смысла употребленных в нормативном акте слов, терминов, так и в установлении между ними связей. Иными словами, грамматический способ толкования заключается в грамматическом анализе текста правовой нормы и в уяснении лексического значения отдельных терминов, словосочетаний, оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции. Данный способ имеет и иные названия — языковой, текстовой, филологический, словесный.
Он предполагает вначале анализ текста нормативно-правового акта. Прежде всего,
текст исследуется с точки зрения морфологии и синтаксиса, установления смысла слов,
выражений и предложений в целом, т. е. грамматический способ толкования основывается на правилах грамматики.
Юридической наукой разработаны специальные правила грамматического
толкования. Прежде всего, следует установить значение каждого слова и выражения,
употребленного в нормативном предписании. Следует иметь в виду, что законодательные тексты в основном состоят из общеупотребительных терминов,
которые принадлежат к обычному, литературному языку. «Золотое правило»
толкования, выработанное юридической практикой, гласит, что понимать такие термины следует в их обычном, наиболее распространенном значении. Если общеупотребительные слова и выражения используются в нормативно-правовом предписании в значении, отличном от обычного (например, умысел, неосторожность,
свидетель), то их смысл точно раскрывается самим законодателем в том же или другом нормативном акте данной отрасли права. В соответствии с правилами грамматического толкования, термины, получившие легальное определение, толкуются в значении,
приданном им законодателем, несмотря на их употребление в обыденном языке.
Однако при этом следует учитывать, что значение термина, установленное законодателем для одной отрасли права, не всегда распространяется на другую отрасль.
В нормативно-правовых актах часто встречаются и термины, заимствованные из различных отраслей знаний (например, нестандартные товары). Чтобы уяснить их содержание, необходимо обратиться к соответствующим справочникам и словарям.
Установив значение всех слов и выражений, употребленных в тексте нормативно- правового предписания, следует перейти к выяснению грамматической формы существительных и прилагательных (род, число, падеж), наклонения глаголов, вида причастий. Далее, необходимо уяснить грамматическую структуру предложений, из которых состоит нормативное предписание. При этом следует сопоставить между собой все ранее установленные формы, определить взаимные части между членами предложения. Все слова и выражения нормативно-правового предписания должны толковаться не изолированно, а в тесной связи друг с другом.


Недопустимо определенные слова и выражения, знаки препинания трактовать, как лишние. При уяснении общего смысла предложений важно разобраться в синтаксисе,
уточнить место и значение знаков препинания, союзов, их смысловую роль в предложении. Большое смысловое значение имеет различие соединительных (и, а, но) и разделительных (или, либо, а равно, а также) союзов.
Применение только грамматического способа толкования недостаточно для уяснения смысла правовой нормы, ибо с его помощью выявляется буквальное содержание правового предписания, на основании которого не всегда можно сделать достоверный вывод о действительной воле законодателя. Дело заключается в том, что в законодательном тексте нередко встречаются расплывчатые, двусмысленные выражения, неясные формулировки и т. п., и только с помощью грамматического толкования бывает трудно устранить возникшие в результате этого неясность,
неполноту, противоречивость в понимании смысла правового предписания. Кроме того, следует иметь в виду, что, используя лишь грамматический способ толкования,
невозможно найти и вычленить все составные элементы нормы права, сформулировать в полном соответствии с волей законодателя логическую норму права.
С помощью другого способа толкования — логического — исследуется логическое построение нормативного предписания. Логический способ толкования права состоит в использовании правил формальной логики для уяснения смысла норм права путем установления логических связей и соотнесения ее частей (гипотезы, диспозиции,
санкции).
При логическом способе толкования, так же как и при грамматическом,
интерпретатор «работает» с тестом нормативного предписания, но использует другие приемы и правила работы с законодательным текстом. При логическом способе толкования анализируются не слова и выражения, а понятия, которые они отражают;
предложения преобразуются в суждения о важных для понимания норм права обстоятельствах; логический анализ суждений, их связей между собой позволяет прийти к умозаключению о воле законодателя, выраженной в нормативном предписании.
При логическом способе толкования применяются все законы формальной логики:
1. Закон тождества — всякая сущность совпадает сама с собой.
2. Закон противоречия — никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным.
3. Закон исключенного третьего — для произвольного высказывания либо оно само, либо его отрицание истинно.
4. Закон достаточного основания — всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.